Горизонтальные конфликты в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:28, дипломная работа

Краткое описание

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

Важнейшая предпосылка и условие функционирования рыночных отношений - достижение и поддержание социальной стабильности. Возможность бесконфликтной реализации социальных интересов зависит в первую очередь от характера и глубины противоречий. Однако овладение механизмами разработки и принятия соглашений между работодателями и работниками поможет избежать серьезных разногласий, социальных конфликтов и экономического ущерба [23,c 71].

Застраховаться от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к возникновению напряженности. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников [40,с 65].

Горизонтальный конфликт может иметь место между равными по статусу частями организации и чаще всего выступают, как конфликты целей, оценки вклада или оценки значимости [29,c 48]. 

Единая природа конфликтов разного уровня  предполагает  наличие  общих атрибутивных признаков явления, дающих  возможность  дать  его  качественную специфику.  Анализ  имеющихся  определений,  описаний  при   всем   различии подходов позволяет  выделить  в  качестве  инвариантных  следующие  признаки конфликта:  

1.   Наличие    противоречия    (часто    указывается    на несовместимость)  в  целях,  интересах,  мотивах  и  т.п.;  

2. Репрезентация данного  противоречия  в  сознании  или  осознание   наличия   противоречия, несовместимость целей, интересов; 

3.  Активность  (в  виде  соответствующих действий,  «борьбы»),  направленная  на  преодоление   этого   противоречия.

Например,   противоречия   поиска,   когда   сталкивается   новаторство    с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются  только групповые  интересы  при  игнорировании  общих интересов;   противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда  корысть,карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия   несостоявшихся   ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки).  Противоречия  приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают  социальный  статус  группы или  личности,  материальные  или  духовные  ценности  людей,  их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия  не  только вызывают негативную оценку, но и  сопровождаются  различными  эмоциональными аффектами, такими  как  обида,  гнев,  презрение,  возмущение,  негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и  в  этом  случае  вместо противоречия  возникает  противоборство. 

Таким образом, конфликт -  это осознаваемое   противоречие,   которое    характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты  возникают  на  почве  противоположности интересов, социальных установок и направленности  личностей,  вовлеченных  в конфликт людей. Информация в конфликте характеризует основные  информационные  потоки, прежде всего связанные с формированием информационных  моделей  конфликта  у его участников и  их  информационным  взаимодействием  в  процессе  развития

конфликта.

 

1.2             Причины возникновения горизонтальных конфликтов в организации

 

Очень важно определить причины горизонтального конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект [7,c 32].

Во многих случаях причиной горизонтального  конфликта является сам человек, его личные особенности, формы его поведения, т.е. речь, идет как о ситуационных предпосылках конфликта, таких как физическое утомление, плохое настроение и т.п., так и о характерологических предпосылках, таких как устойчивые качества личности, ее характера, которые располагают к столкновение с окружающими, вызывают чувство антипатии.

Можно выделить еще несколько причин  горизонтального конфликта, родственных только что приведенной:

а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.);

б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).

Ключевский выделяет еще одну причину конфликта, относящуюся к разряду психологических. Речь идет вот о чем. В экологической психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами). Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность.

С проявлением территориальности, мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе и на работе. Люди, входящие в ту или иную рабочую группу “обживают” определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Точно также каждый член группы занимает часть общего пространства, вместе с находящимися там предметами без энтузиазма относится к вторжению в него. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним во время заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение [12, c 97].

Типичной социально-психологической причиной горизонтальных конфликтов является не­сбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. Теоретической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория американского психолога Э. Берна [18,c 74].

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя, знако­мого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникнове­ния межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью стар­шего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью млад­шего.

Одной из таких причин являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной н межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности сло­варного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что мог­ло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию невыгод­но. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник. [3,c 47].

Одной из типичных социально-психологических причин горизонтальных конфликтов является непо­нимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к про­блеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному [10,c 14].

Типичной социально-психологической причиной горизонтальных конфликтов во взаимодействии людей является вы­бор  различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение с возможным иде­альным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью дости­жения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную ра­боту; положением дел в начале деятельности.

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов,  происходящих  в  психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Если говорить  о  причинах  конфликтов, которые можно отнести к психологическим,  то важной среди них будет следующая.Некоторые отношения  переходят  в  конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть  заужены в результате  его  эгоистической  ориентации  или  чрезмерного стремления к лидерству.  рамки допустимого поведения одного  и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.

Ключевский выделяет еще одну причину конфликта, относящуюся к разряду психологической В экологической психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установления контроля над ним и находящимися  в нем объектами (предметами) . Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность.

С проявлением территориальности, мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе и на работе. Люди входящие в ту или иную рабочую группу «обживают» определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Точно также каждый член группы занимает часть общего пространства, вместе с находящимися там предметами без энтузиазма относится к вторжению в него. Например имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем  радость обнаружив за ним во время заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение.

К психологическим причинам конфликтов относится агрессия, как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия существует в двух видах: враждебная, побуждаемая злостью, и являющаяся самоцелью, и инструментальная, являющаяся средством достижения какой-либо цели (например, захват заложников).

Агрессия может быть спровоцирована влиянием группы. Такого рода провокация не столь очевидна, кому хочется признаваться в таком влиянии. Но оно есть, что доказал эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо в 1970 году на факультете психологии Стэндфордского университета. С помощью тестов были отобраны 24 студента. Они не имели каких-либо выраженных черт агрессивности, не были склонны к противоправному жестокому поведению, интеллект имели не ниже среднего. С помощью жребия была образована группа «охранников» и группа «заключенных». Были определены общие условия игры в тюрьму, которые никак  не толкали  участников к жестокости и противоборству. В первый день опыта атмосфера была веселая и дружеская, люди не принимали игру  всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта. Они протестовали против тюремных колпаков, что им выдали вместе с тюремной робой. «Надзиратели» упорно заставляли их непременно носить. «Тюремщики» стали применять силу, зачинщиков бросили в карцер. Игра пошла всерьез. «Заключенные» почувствовали себя униженными и подавленными. «Тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ее. Их обращение с «заключенными» стало грубым и вызывающим. События дальше разворачивались по классическому сценарию эскалации конфликта, и Ф. Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели.

Агрессия может быть спровоцирована влиянием авторитета. Здесь мы опять обратимся к классическим экспериментам. Стенли Милграм  в 1965 и 1974 годы проводил эксперименты, целью которых  было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести. Два человека приходят в психологическую лабораторию Йельского университета. Суровый экспериментатор объясняет, что испытываются новаторские методы эффекта наказания при обучении. Для эксперимента требуется, чтобы один из испытуемых обучил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности. Устраивается дело так, что «ученик» является «подсадным», а «учитель» приходит по объявлению в газете. Экспериментатор привязывает “ученика” к креслу и закрепляет электрод у него на запястье. “Учитель” занимает свое место перед генератором тока с переключателями в диапазоне от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. Экспериментатор приказывает «учителю» переключать генератор на одну ступеньку выше всякий раз, когда «ученик» дает неверный ответ. Если испытуемый уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как «ученик» стонет на 75, 90 и 105 вольтах, взывает прекратить эксперимент при 150 вольтах, кричит при 270 вольтах и замолкает после 330 вольт. С. Милграм проводил эксперимент с 40 мужчинами различных профессий, в возрасте от 20 до 50 лет. В результате 25 из них (63%) дошли до полных 450 вольт. Всего же было проведено более двух десятков экспериментов с участием до 1000 человек, и такая картина всегда подтверждалась.

Агрессия может быть вызвана научением. Основной источник научения агрессии – семья. Родители, добиваясь послушания с помощью окриков, шлепков, подзатыльников дают урок агрессии. Там же в семейном кругу постоянно включен телевизор, который часто считают «учителем» агрессивного поведения. Однако проведен не один эксперимент, которые так и не выявили прямой зависимости между просмотром телепередач со сценами насилия и агрессивным поведением. Хотя относительно малых детей с несформировавшейся психикой и людей с больной психикой это влияние очевидно.

К психологическим причинам конфликтов относится также предрассудок, то есть заведомое осуждение человека исключительно на основании его идентификации с некой группой. Предрассудок это чувство неприязни по отношению к человеку непохожему на тебя по цвету кожи, или по национальности, или по культурным навыкам, или по принадлежности к полу. Предрассудок это стереотип, то есть стремление к неоправданно широкому обобщению. К примеру: французы легкомысленны, русские ленивы, студенты тупые, мужчины козлы, женщины стервы и т. д. и т.п. Предрассудок это дискриминация, неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам. Чаще всего встречается дискриминация в форме расизма, национализма, сексизма.

Информация о работе Горизонтальные конфликты в организации