Функции менеджмента в предприятиях гостиничного хозяйства и туристического бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы состоит в том, что управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА....................5
ГЛАВА 2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ...7
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании
ОАО Вымпелком.......................................................................................................10
2.2 Зависимость функций и целей управления.......................................................13
2.3 Соотношение состава функций и уровней управления организации.............22
2.4 Общие и специфические функции управления организацией, их
характеристика..........................................................................................................24
2.5 Единство и взаимосвязь функций, методов управления, принципов
и закономерностей управления...............................................................................30
Заключение.........................................................................................................................38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа для сдачи.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.

     Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.

     Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.

     Деятельность  по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть  взаимосвязь и взаимозависимость  функций управления.

     Процесс менеджмента отражает рекомендованную  последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление  многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению  функций.

     Этот  цикл управления является универсальным  по. отношению к объекту управления, которым является не только организация  в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.

     Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т.е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.

     Качество  выполнения предыдущего этапа - необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

     Связующими  процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее  время в состав связующих процессов  все чаще ученые относят и процесс  целеполагания, т.к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.

     Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и  более людьми. Благодаря коммуникациям  руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.

     Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.

     В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:

     при планировании: постановка целей, определение  необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;

     при осуществлении функции организовывания: структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов.

     Процесс мотивации включает установление и  оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих воздействий (мер).

     Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств  связи и т.п.

     Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.

     Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.

     Цель - это предвосхищение результата деятельности.

     Динамизм  функций выражается в необходимости  их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые  сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т.е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.

     Динамизм  функций можно проиллюстрировать  с помощью эволюции принципов  менеджмента. Например, перенос доминанты  при реализации функции мотивации с "кнута" (теория X) на "пряник", "вкус" которого меняется, в соответствии с теорией Маслоу, от материального вознаграждения до развития творческого потенциала личности.

     В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Единство  и взаимосвязь функций, методов  управления, принципов и закономерностей управления

     Закономерности  менеджмента – это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

     Закономерности  менеджмента проявляются на основе исследования достаточно длительного  исторического периода его развития.

     Более чем столетний период развития менеджмента  как науки позволяет выделить следующие его закономерности функционирования.

     Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства).

     Анализ  эволюции управленческой мысли показывает, что способу развития соответствует  свой способ управления. Управление в  первобытнообщинном строе, основанном на простейших трудовых операциях, общинной собственности, отличалось от управления в рабовладельческом и феодальном строе, основанных на насилии, эксплуатации человека. В условиях капитализма, когда экономические отношения стали основываться на других, рыночных, отношениях, экономической свободе, сложной технологии организации труда в мануфактуре (предприятии), стал необходим соответствующий способ управления. Возникла потребность в менеджменте.

     Зависимость способа управления от форм и методов  организации экономики в России, особенно  в советский период, свидетельствует, что это было управление нерыночной, централизованной экономикой и в полной мере называться менеджментом не могло.

     Таким образом, теория и практика менеджмента  обусловлены (зависимы) формами и  методами экономики.

     Определяющее  влияние состояния факторов внешней  среды на выбор и формирование системы управления организацией.

     Организация в рыночной экономике является открытой системой. Это значит, что она  получает из внешней среды необходимые  ресурсы (люди, сырье, материалы и  т.п.), перерабатывает их и в виде своей продукции поставляет во внешнюю среду, которая может принять или не принять эту продукцию. Управление организацией (его организационная структура) должно соответствовать состоянию внешней среды и обеспечивать тесное взаимодействие с ней. От этого зависит не только успешность организации, но и ее выживаемость.

     Соответствие  содержания управления формам собственности  на имущество организации.

     Менеджмент  будет различным в зависимости  от форм собственности организации.

     В организациях, где приоритетной (или  основной) формой собственности является частная, менеджмент будет иметь деловой (рыночный) характер. Его главной целью будет обеспечение высокой прибыльности хозяйственной деятельности.

     В организациях, где приоритет имеет  государственная собственность, менеджмент будет иметь административный характер (административный менеджмент).

     Формы общественной (коллективной) собственности  требуют комбинированного подхода  к управлению.

     Оптимизация соотношения управляющей и управляемой  подсистем (т.е. субъекта и объекта  управления).

     Менеджмент  представляет собой систему из двух основных элементов: субъекта и объекта управления. Их взаимосвязь и взаимодействие должны быть оптимальными как в количественном, так и в качественном отношении. Так, количественное соотношение между персоналом менеджмента (управленцами) и исполнителями в организации должно соответствовать характеру труда, его сложности и другим условиям.

     Преимущество  сознательного и полномерного управления.

     Предполагает  осознанное формулирование целей организации  и управления, осуществления исследований внешней и внутренней среды организации, прогнозирование развития и на этой основа разработку системы планирования ее деятельности в обозримой перспективе.

     Данная  закономерность свидетельствует, что  задача управления состоит не только в том, чтобы исследовать факторы внешней и внутренней среды, но и в сознательном воздействии на них в интересах организации, обеспечения благоприятных условий ее развития. А это может быть достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, рассчитанных на ближайшую и длительную перспективу, т.е. разработки системы планирования.

     Концентрация  и дипломатичное изменение функций  управления в организации.

     Управление  организацией реализуется через  систему его функций, т.е. видов  управленческих работ.

     Концентрация  управленческой деятельности осуществляется, как правило, посредством основных функций менеджмента, раскрывающих ее содержание, планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие управленческих решений.

     Вместе  с тем организации различаются  между собой по видам, формам, содержанию и условиям деятельности. Поэтому следует учитывать динамику изменений функций управления, специфику их реализации.

     Оптимизация уровней управления.

     Разделение  управленческого труда осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали. В результате появляется иерархия уровней управления. Чем больше звеньев (ступеней) управления, тем больше требуется времени для прохождения управленческой информации сверху вниз, и наоборот.

     Вместе  с тем сокращение звеньев иерархии органов управления может привести к увеличению количества объектов в расчете на одного субъекта управления, потере управляемости. Таким образом, иерархия уровней управления должна быть оптимальной и по вертикали и по горизонтали. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

     Закономерности  менеджмента имеют объективный  характер, однако реализуются на практике через деятельность людей, конкретные принципы управления. Принципы — руководящие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией — функциям, методам и организационной структуре управления.

     Принципы, сформированные А. Файолем, служат основой, на которой функционирует современная  система менеджмента.

     В научной литературе сегодня можно  встретить следующие общие принципы.

     Оптимальное сочетание централизации и децентрализации  управления.

     Централизация предполагает концентрирование полномочий в высших органах управления организаций. Децентрализация — это передача полномочий руководителя организации низовым уровням. Эти процессы должны сочетаться оптимально, в зависимости от условий.

Информация о работе Функции менеджмента в предприятиях гостиничного хозяйства и туристического бизнеса