Функции менеджмента в предприятиях гостиничного хозяйства и туристического бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы состоит в том, что управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА....................5
ГЛАВА 2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ...7
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании
ОАО Вымпелком.......................................................................................................10
2.2 Зависимость функций и целей управления.......................................................13
2.3 Соотношение состава функций и уровней управления организации.............22
2.4 Общие и специфические функции управления организацией, их
характеристика..........................................................................................................24
2.5 Единство и взаимосвязь функций, методов управления, принципов
и закономерностей управления...............................................................................30
Заключение.........................................................................................................................38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа для сдачи.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Гуманизация как основная функция менеджмента  отражает социальный характер менеджмента  и роль человеческого фактора  как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента  — не только фактор производства и  средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента. Гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания.

     Этика менеджмента проявляется в этике  деятельности фирм, предприятий, организаций, а также в деятельности менеджеров, специалистов и всего их персонала Этика как отрасль знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым, разумным нормам. 
Считается, что коллектив ведет себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей. Этика бизнеса затрагивает различные аспекты поведения управленцев, менеджеров, касающиеся как целей, так и средств их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может действовать неэтично. Наиболее распространенные случаи неэтичного поведения — взятки, подделка документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Неэтичное поведение служащих может быть причиной неблаговидного поведения их руководителей.

     В зарубежной практике в целях соблюдения этических норм поведения менеджеров и служащих разрабатываются этические  принципы, кодексы, стандарты, нормативы, создаются комитеты (организации) по этике, проводятся специальные обследования и ревизии, создаются программы обучения этике менеджмента. Программы по этике встраиваются в курсы обучения менеджеров на университетском уровне, что существенно повышает уровень восприимчивости к этическим проблемам. Важное место в составе функции гуманизации занимают виды деятельности по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуется влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения). Под культурой понимаются вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, ритуалы, нормы поведения, заставляющие человека вести себя соответствующим образом. Культура общества проявляется в уровне культуры отдельных сфер социальной и хозяйственной деятельности.

     Корпоративность как основная функция менеджмента  включает виды деятельности по формированию корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, через осознание общности идей и интересов по формированию корпоративной культуры фирмы, ее социально-психологического климата. Данная функция предполагает деятельность как способ организации управления, при котором имеет место широкое участие персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом данного вида деятельности должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства, или настроенность на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту. В новых рыночных условиях эта функция, как и другие, будет активно развиваться. Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), с анализом информации о процессах в производственно-хозяйственных системах и результатах деятельности (анализ), с работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

     Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления [1].

     В ОАО Вымпелком цели устанавливает штаб – квартира. В России работают семь центров поддержки клиентов, но в каждом городе есть отдел, контроль за работой которого на ответственности главного филиала региона.

В Тверском ЦПК работает около 1100 сотрудников.

После того, как штаб квартира устанавливает годовые цели по работе для регионов, приходят цели для всего центра поддержки клиентов. Эти цели устанавливают начальнику ЦПК. Далее после проведенного анализа устанавливаются цели всем отделам, т.е. начальникам структурных подразделений. Они, в свою очередь, устанавливают цели менеджерам и ведущим специалистам, находящихся в их подчинении, а менеджеры устанавливают цели сотрудникам своих рабочих групп.

В течение  года четко отслеживается выполнение целей по сотрудникам, отделам, результаты которых влияют на результат работы всего ЦПК. Применяется метод стимулирования -  годовое премирование, так же, есть система оценок по достижению целей. Так, сотрудники с высокой оценкой могут рассчитывать на корпоративную награду, большее увеличении зарплаты, чем для других сотрудников. Лучшие сотрудники посещают день компании в Москве, на котором присутствуют самые успешные сотрудники всех регионов и других стран, так же, топ менеджеры и генеральный директор.

Роль  менеджеров компании очень велика. Именно они отслеживают результаты работы своих сотрудников, проводят беседы. В случаях, если необходимо, отправляют их на тренинги, дообучения, семинары и круглые столы.

Контроль  по работе структурных подразделений  остаётся за начальниками отделов, начальник  ЦПК отчитывается по работе всего центра поддержки клиентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Соотношение состава функций и уровней управления организации

     Уровни  управления —  это проявление разделения труда в организациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при которой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предписанные ему функции и не вовлекается в выполнении других функций.

     Разделение  труда может быть вертикальным и  горизонтальным. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределение задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии.

     При этом чем выше должность, которую  занимает работник, тем более общие  задачи он решает; чем ниже положение  работника в иерархии, тем более  частными являются стоящие перед ним цели. Это совершенно естественно, поскольку наиболее значимые с точки зрения функционирования решения принимаются на самом ‘верху’, то есть руководством компании.

     При горизонтальном разделении труда специалисты  распределяются между различными функциональными областями и им поручается выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. Ярким примером горизонтального разделения труда является конвейерное производство, когда каждый из работников выполняет отдельную операцию и находится на том же уровне иерархии, что и другие работники, участвующие в производстве той же продукции. 
Управление в организации всегда имеет структуру пирамиды: на нижних уровнях.имеется большое количество руководителей, по мере продвижения вверх их число уменьшается. На этом основании принято выделять менеджеров низшего, среднего и высшего звена; эта классификация основывается на идеях американского социолога Толкотта Парсонса. Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти различия обусловлены в первую очередь тем, что руководитель каждого уровня должен управлять разными видами работ. Любой человек, стремящийся стать руководителем, должен хорошо представлять себе особенности деятельности руководителя в зависимости от уровня, на котором он осуществляет свои функции. Не следует думать, что руководители какого-то уровня важнее для предприятия, чем руководители другого уровня. Деятельность руководителя любого уровня управления важна для нормального функционирования организации. Высшее звено управления будет беспомощным, если оно не будет опираться на низшее и среднее звено, то же справедливо и для всех остальных уровней. Менеджеры высшего звена формируют институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, принимаются решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т. д.

     Еще одна отличительная черта этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой — конкурентами, государством, общественными объединениями и т. д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называемые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предприятий, ректоры университетов).

     На  руководителей высшего звена  возлагается задача принятия жизненно важных для организации или ее крупного подразделения решений. Как правило, такие решения являются стратегическими: они, в отличие от решений тактических, определяют не способы достижения целей, а сами цели, к которым должна стремиться организация.

     Как правило, руководители высшего звена  не имеют большого числа контактов  с людьми: их коммуникации внутри организации ограничиваются общением с другими руководителями высшего звена, а также общением с небольшим количеством подчиненных. Однако это не означает, что их работа проще или легче, чем работа руководителей других уровней.

     Во-первых, они несут огромную ответственность. Если неправильное решение, принятое руководителем среднего или низшего звена, сказывается на некоторых аспектах деятельности организации, то есть приводит к локальным нарушениям, то ошибка руководителя высшего звена может привести к гибели организации. По этой причине одна из наиболее важных способностей, необходимых для руководителя высшего звена, — это умение рисковать.

     Далеко  не каждый человек способен на это. Менеджеры среднего звена формируют  управленческий уровень — следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений с целью достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители самостоятельных подразделений и отделов, директора филиалов).

     Руководители  среднего звена, как правило, занимаются координированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, а  также оказывают помощь руководителям  высшего звена в принятии решений. Кроме того, они играют роль посредников между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена. Рассмотрим их функции подробнее.

     Руководители  среднего звена нередко привлекаются для принятия решений, совершаемого руководителями высшего звена. Их участие  в этом процессе может заключаться как в предложении конкретных нововведений, так и в сборе информации, значимой с точки зрения проблемы, или в экспертизе принятого решения. Руководители высшего звена располагают лишь самой общей информацией о деятельности организации; нередко они могут не осознавать тех проблем, которые либо существуют в организации, либо возникают в результате принятия неправильного решения.

     Естественно, руководители среднего звена обладают более полной информацией о жизни  предприятия; по крайней мере, они лучше знают о том, как функционирует то подразделение организации, чьей деятельностью они управляют. Различие между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена состоит в том, что первые имеют дело с организацией в целом, тогда как руководители среднего звена лучше осведомлены относительно некоторой части деятельности организации. С этой точки зрения руководители низшего звена располагают слишком частной информацией о деятельности организации [6].

     В ОАО Вымпелком вертикальное разделение труда.

     

     Рисунок 9 - Организационная структура ЦПК Билайн Тверь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общие и  специфические функции управления организацией, их характеристика

     Любое предприятие для поддержания  своего существования, реализации корпоративных  целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

     В дальнейшем состав этих функций был дополнен.

     Все функции менеджмента можно разделить  по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты  управления (специфические или конкретные функции).

     Основные  функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами - товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

     Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации  труда в сфере управления. Применяются  различные классификации функций  управления.

     Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т.п.

Информация о работе Функции менеджмента в предприятиях гостиничного хозяйства и туристического бизнеса