Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:05, доклад
Целью данной работы является исследование теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
определить место указанной теории в современных теориях мотивации;
ознакомиться с основными положениями теории;
определить достоинства и недостатки теории.
Введение………………………………………………………………..……….…4
1. Характеристика процесса мотивации………………………………………...5
2. Характеристика теории потребностей Герцберга…………………………..7
2.1 Результаты исследований Герцберга…………………………………… …7
2.2 Гигиенические и мотивирующие факторы…………………………………9
2.3 Основные положения теории……………………………………………….13
3. Значение теории Герцберга…………………………………………………..12
3.1 Практическая направленность теории……………………………………...12
3.2 Пример применения теории Герцберга на практике………………………15
Выводы……………………………………………………………………….......20
Список литературы………………………………………………………………21
По мнению Герцберга, 69% причин, определяющих разочарованность персонала в своей работе, относится к группе гигиенических факторов, в то время как 81% условий, влияющих на удовлетворённость работой, непосредственно связаны с мотивирующими факторами.
3. Значение теории Герцберга
3.1
Практическая направленность
теории
Что
происходит в организации в зависимости
от степени удовлетворённости
Таблица 1.Удовлетворение гигиенических и мотивационных факторов в организации
Гигиенические факторы | Мотивирующие факторы | |
Не удовлетворяются | Удовлетворяются | |
Удовлетворяются | Высокий процент персонала с избегательной мотивацией. Специалисты с достижи-тельной мотивацией реже, но тоже могут попадать в эту организацию, однако ненадолго. Персонал стремится минимизировать свои трудовые усилия (тепло, светло, хорошо платят – зачем ещё и работать?) | Это гармоничная система мотивации персонала. Созданы все возможные условия для труда, и труд хорошо и справедливо оплачивается |
Не удовлетворяются | Здесь наблюдается
высокая текучесть кадров и большие
проблемы с набором
персонала, поскольку такой компании нечем привлечь персонал и, тем более, нечем его удержать |
Здесь работают в основном специалисты с достижи-тельной мотивацией и недостаточным опытом работы. Такая компания привлекательна как этап в профессиональном росте, так как связана с постижениями, самореализацией, профессиональным, а может быть, и карьерным ростом. Минусы в том, что этап недолгий. «Вырос» сотрудник – и пошёл зарабатывать деньги в другую компанию |
В табл.1 используются следующие понятия (согласно теории В.И. Герчикова относительно мотивационной структуры личности):
1) достижительная трудовая мотивация – направленная на достижение наилучших результатов в трудовой деятельности;
2) избегательная трудовая мотивация – направленная на избегание неудач (т.е. отсутствие отрицательных результатов трудовой деятельности – уже хорошо).
Практическая направленность теории Герцберга состоит в том, что манипуляция факторами труда позволяет влиять на удовлетворённость персонала своим трудом. Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф. Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Активизация
мотивирующих факторов способна обеспечить
максимально возможное участие
персонала в делах фирмы: от принятия
самостоятельных и
Многие организации попытались реализовать теоретические выводы Герцберга посредством программ обогащения труда, когда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений её непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Есть
предположение, что такой гигиенический
фактор, как деньги, может компенсировать
большинство других гигиенических
факторов. Например, дальность работы
от дома вполне компенсируется удовлетворительным
для сотрудника заработком, так же
как условия труда, график работы
и прочее, при условии, что эти
вопросы не являются принципиальными
для сотрудника. Что касается мотивационных
факторов − это то, что связано
с более глубокими
3.2
Пример применения теории
Герцберга на практике
Примером
применения теории Герцберга на практике
является проведение голландским туристическим
комплексом аудита внутреннего маркетинга
на основе изучения выделенных Герцбергом
факторов с помощью анализа «важность-исполнение»,
позволяющего эти факторы количественно
оценить (см.табл.2).
Таблица 2 Результаты аудита внутреннего маркетинга туристического комплекса
Номер п/п | Описание фактора
(М–мотивирующий фактор) |
Средний балл по категориям | Положение на карте | |
Важность | Исполнение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Быть лидером в своей группе (М) | 3,60 | 3,78 | Низкий приоритет |
2 | Делать стоящую, интерес-ную и качественную работу (М) | 4,54 | 3,69 | Сосредоточиться |
3 | Иметь больше свободы на работе | 3,75 | 3,75 | Низкий приоритет |
4 | Достигать личных целей, относящихся к работе (М) | 4,06 | 3,57 | Сосредоточиться |
5 | Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами | 4,60 | 4,18 | Успешный результат |
6 | Иметь возможность для профессионального роста | 4,03 | 3,30 | Сосредоточиться |
7 | Получать новые навыки и знания (М) | 4,45 | 3,45 | Сосредоточиться |
8 | Иметь хорошие рабочие условия | 4,57 | 3,69 | Сосредоточиться |
9 | Получать хорошую зарплату | 4,09 | 3,12 | Сосредоточиться |
10 | Быть по достоинству оцененным своим руководителем (М) | 4,42 | 3,54 | Сосредоточиться |
11 | Помогать своей фирме достичь целей | 4,48 | 3,51 | Сосредоточиться |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Иметь продвижение по службе | 3,12 | 3,05 | Низкий приоритет |
13 | Быть частью своей рабочей группы | 4,12 | 3,87 | Сосредоточиться |
14 | Иметь стабильную и надежную работу | 4,27 | 3,48 | Сосредоточиться |
15 | Быть информированным о результатах своей работы | 4,39 | 3,06 | Сосредоточиться |
16 | Участвовать в принятии решений(М) | 4,09 | 3,03 | Сосредоточиться |
Один
из крупных туристических
На следующем этапе факторы в виде знаков наносились на карту «важность-исполнение» для анализа.
Карта представляет собой две пересечённые оси координат «важность» и «исполнение», которые делят пространство на четыре квадрата: «успешный результат», «возможная переоценка», «низкий приоритет» и «сосредоточиться на этом». Квадрат «успешный результат» указывает на те факторы, которые важны для участников и которыми они удовлетворены. Задача менеджера заключается в сохранении этого состояния дел. Квадрат «возможная переоценка» указывает на возможное перерасходованные ресурсов фирмы на те факторы, которые являются маловажными. Квадрат «низкий приоритет» указывает на маловажные факторы, которым фирма уделяет мало внимания и ресурсов. На эти факторы не рекомендуется тратить дополнительные средства. Наконец, квадрат «сосредоточиться на этом» указывает на проблематичные факторы. Эти факторы являются чрезвычайно важными и существенно влияют на мотивацию, но фирма не уделяет им достаточного внимания и ресурсов.
16
факторов были нанесены на
карту «важность-исполнение»
Результаты анализа факторов Герцберга методом «важность-исполнение» наглядно показали уровень удовлетворённости персонала своей работой. Лишь по одному фактору внутренний маркетинг в фирме может характеризоваться как положительный. Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами оказалось очень важным для персонала, и фирма занимает достаточно прочную позицию в этом направлении. Также видно, что руководство фирмы мало внимания уделяет таким аспектам работы, как свобода на работе, продвижение по службе и лидерство в рабочих коллективах. Рейтинг выполнения оказался достаточно низок для этих факторов. Но руководству рекомендовалось не уделять большого внимания этим факторам, поскольку рейтинг их важности для персонала оказался также низок.
Руководству фирмы было рекомендовано обратить внимание на факторы, попавшие в квадрат «сосредоточиться на этом», и особенно на факторы с большими разрывами в рейтингах важности и исполнения. Стало очевидным ненормальное положение дел в фирме с такими важными аспектами работы, как информированность о результатах своей работы, участие в принятии решений, рабочие условия и получение новых навыков. Невнимание к этим факторам может выразиться в апатичности персонала, невнимательности к внешним потребителям или бойкоте стандартов качества оказываемых услуг. Более того, лучшие из персонала могут быть соблазнены более совершенным положением дел с такими факторами в фирме-конкуренте и перейти на работу туда. Именно поэтому концепция внутреннего маркетинга призывает не только к привлечению, но и к удержанию квалифицированного персонала в фирме. Исследование показало перспективность адаптации и применения анализа «важность-исполнение» и факторов Ф. Герцберга в контексте инструментов аудита внутреннего маркетинга. Данный метод способен указать на проблемные аспекты рабочей деятельности и обеспечить руководство фирмы стратегической информацией для принятия решений в контексте внутреннего маркетинга. Более того, результаты такого анализа предоставляют руководству фирмы уникальную информацию выработки индивидуального подхода к персоналу с разными предпочтениями.
Хотя теория Ф. Герцберга эффективно использовалась в ряде организаций, в её адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связаны с методами исследований. Действительно, если людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные – с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Таким образом, результаты, получаемые Ф. Герцбергом, были, по крайней мере частично, обусловлены тем, как он задавал вопросы.
Информация о работе Фредерик Герцберг и его теория мотивации