Теории мотивации потребностей: Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:14, реферат

Краткое описание

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех американских психологов: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………. 3
1 Теория Абрахама Маслоу……………………………………………………………... 4
2 Мотивация и иерархия потребностей…………………………………………. 5
3 Критика теории Маслоу……………………………………………………………….. 7
4 Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга………….. 9
5 Сопоставление разных теорий потребностей……………………………. 11
6 Критика теории Герцберга…………………………………………………………. 13
Заключение………………………………………………………………………………… 14
Библиографический список ………………………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

Сервисология.docx

— 64.19 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Южно –  Уральский государственный университет

Факультет  «Сервиса и Туризма»

Кафедра «Туризм  и социальный сервис»

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм» 
 
 
 

«Теории мотивации  потребностей: Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг»

Реферат

По дисциплине «Человек и его потребности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2011

Содержание

        Введение………………………………………………………………………………………. 3

    1 Теория Абрахама Маслоу……………………………………………………………... 4

    2 Мотивация и иерархия потребностей…………………………………………. 5

    3 Критика теории Маслоу……………………………………………………………….. 7

    4 Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга………….. 9

    5 Сопоставление разных теорий потребностей……………………………. 11

    6 Критика теории Герцберга…………………………………………………………. 13

        Заключение………………………………………………………………………………… 14

        Библиографический список ………………………………………………………. 15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

        Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. 

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются  определить потребности, побуждающие  людей к действию, особенно при  определении объема и содержания работы. При закладке основ современных  концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех американских психологов: Абрахама Маслоу, Фредерика  Герцберга и Дэвида МакКлелланда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теория Абрахама Маслоу

       Одним из первых психологов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

     1. Физиологические потребности являются  необходимыми для выживания. Они  включают потребности в еде,  воде, убежище, отдыхе и сексуальные  потребности.

     2. Потребности в безопасности и  уверенности в будущем включают  потребности в защите от физических  и психологических опасностей  со стороны окружающего мира  и уверенность в том, что  физиологические потребности будут  удовлетворены в будущем. Проявлением  потребностей уверенности в будущем  является покупка страхового  полиса или поиск надежной  работы с хорошими видами на  пенсию.

     3. Социальные потребности, иногда  называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее  чувство принадлежности к чему  или кому-либо, чувство, что тебя  принимают другие, чувства социального  взаимодействия, привязанности и  поддержки.

     4. Потребности в уважении включают  потребности в самоуважении, личных  достижений, компетентности, уважении  со стороны окружающих, признании.

     5. Потребности самовыражения —  потребность в реализации своих  потенциальных возможностей и  росте как личности. 
 
 

     2 Мотивация и иерархия потребностей.

          По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис.1. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Рис.1.Иерархия потребностей по Маслоу

     Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные  возможности, потребность в самовыражении  никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

     Человек, испытывающий голод, будет сначала  стремиться найти пищу и только после  еды будет пытаться построить  убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться  к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно  стремиться к уважению со стороны  окружающих. Только после того, как  человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его  потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и  важнейшие потребности могут  круто измениться. Как быстро и  сильно могут спуститься по иерархической  лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности  самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены  съесть своих погибших товарищей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Критика теории Маслоу

     Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие  экспериментальные исследования подтвердили  ее далеко ив полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той  или иной достаточно широкой категория, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической  структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения  и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности  не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

     Основная  критика теории Маслоу сводилась  к тому, что ему не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую  структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которую человек  формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более  всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и  также работающего, будет первую очередь определяться потребностью в призвании, социальными потребностями  и потребностью в безопасности. Некоторые  люди, например, были настолько потрясены  великой депрессией 30-х г., что  потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них  оставалась потребность в безопасности.

     В итоге, как отмечает Митчелл. «Руководители  должны знать, что предпочитает тот  или иной сотрудник в системе  вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Равные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга

           Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудником разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».

     Согласно  выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие  категории, которые он назвал «гигиеническими  факторами» и «мотивацией» (табл.1).

     табл. 1

Гигиенические факторы Мотивации
Политика  фирмы и администрации Успех
Условия работы Продвижение по службе
Заработок Признание и одобрение
Межличностные отношения с начальниками, коллегами  и подчиненными Высокая степень  ответственности
Степень непосредственностью  контроля за работой Возможности творческого  и делового роста

     ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а МОТИВАЦИИ - с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной  степени присутствия гигиенических  факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 Сопоставление разных теорий потребностей

     Теория  мотивации Герцберга имеет много  общего с теорией Маслоу. Гигиенические  факторы Герцберга соответствуют  физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности  в будущем, его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней  Маслоу (рис 2.). Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические  факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность  удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет  работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы  только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Рис 2.Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга

Основные  характеристики моделей Маслоу, МакКлелланда и Герцберга сопоставлены в таблице 2. 
 
 
 
 
 
 

     табл.2. Сопоставление теорий Маслоу и Герцберга.

Теория  Маслоу
1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом

2. Поведение человека  определяет самая нижняя неудовлетворенная  потребность иерархической структуры.

3. После  того, как потребность удовлетворена,  ее мотивирующее воздействие  прекращается

Теория  Герцберга
1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.

2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой

3. Мотивации, которые  примерно соответствуют потребностям  высших уровней у Маслоу и  МакКлелланда, активно воздействуют  на поведение человека

4. Для того чтобы  аффективно мотивировать подчиненных,  руководитель должен сам вникнуть  в сущность работы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 Критика теории Герцберга

Информация о работе Теории мотивации потребностей: Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг