Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных форм и моделей ГЧП, разобраться с тем как эти модели применяются на практике. Важно узнать как происходит взаимодействие государства с частным сектором за рубежом, несомненно в работе на конкретных примерах будут изучены примеры зарубежного ГЧП. Изучив теоритический материал, необходимо будет узнать как механизмы ГЧП функционируют в России, какие успехи достигнуты в этих ГЧП и какие проблемы возникали. Необходимо выяснить какие именно отрасли экономики наиболее остро испытывают нехватку бюджетных средств и попытаться внедрить в эти сферы механизм ГЧП.
Введение--------------------------------------------------------------------------------2стр
1.Теоретические основы ГЧП--------------------------------------------------------5стр
1.1 Понятие ГЧП------------------------------------------------------------------------5стр
1.2 Принципы ГЧП---------------------------------------------------------------------6стр
1.3 Задачи ГЧП-------------------------------------------------------------------------11стр
2. Модели и формы ГЧП-------------------------------------------------------------14стр
2.1 Формы ГЧП------------------------------------------------------------------------14стр
2.2 Модели ГЧП-----------------------------------------------------------------------29стр
3. Отечественная практика и международный опыт-------------------------31стр
3.1 Международный опыт-----------------------------------------------------------31стр
3.2 Отечественная практика---------------------------------------------------------39стр
Заключение-----------------------------------------------------------------------------46стр
Источники информации-------------------------------------------------------------48стр
Частные партнеры считают, что нужна консолидация бизнес-сообщества в сфере ГЧП. Необходимо создание условий для консолидации бизнес-сообщества с целью защиты интересов частного партнера при реализации проектов ГЧП.
Так же участники опроса отмечают, что стандартизация профессиональной деятельности в сфере государственно-частного партнерства преждевременна. Сегодняшние проекты слишком разрознены, но со временем возможно внедрение стандартизации в отдельно взятых отраслях, в первую очередь в отношении деятельности операторов инфраструктурных объектов.
По мнению бизнеса, государственным заказчикам необходимо повысить уровень специальных компетенций в сфере ГЧП. Помимо специальных знаний в сфере ГЧП государственным заказчикам необходимо повысить уровень квалификации по проработке технических заданий и конкурсной документации, а так же управлению проектами ГЧП.
Прежде всего компании отмечают, что бизнес-сообществу не хватает обмена опытом с зарубежными партнерами. Очевидно, что организация специальных площадок и мероприятий для взаимодействия российских участников рынка ГЧП с иностранными жизненно необходима.
Частный бизнес в России испытывает нехватку информации о развитии, тенденциях и проектах государственно-частного партнерства в России, поскольку в открытых источниках недостаточно информации о текущем развитии ГЧП в России. Имеющаяся информация труднодоступна и разрознена. Проектам, реализуемым на принципах ГЧП, не хватает широкого освещения в СМИ.
Оценка общей эффективности существующего порядка взаимодействия государственного и частного сектора по вопросам ГЧП: 92% респондентов считают существующий порядок взаимодействия государственного и частного сектора по вопросам ГЧП малоэффективным. Большинство компаний выделяют следующие проблемы взаимодействия государственного и частного партнеров:
• отсутствие единых и прозрачных механизмов взаимодействия публичного и частного партнеров при инициации и реализации проектов ГЧП;
•высокий уровень издержек частного сектора при инициации и предпроектной подготовке ГЧП-проектов;
• законодательно ограниченный перечень возможных форм взаимодействия государства и частного инвестора с использованием механизмов ГЧП;
• отсутствие единого профильного ведомства, осуществляющего регулирование в сфере ГЧП;
• отсутствие нормативно закрепленных процедур принятия решений об инициации и реализации того или иного проекта ГЧП.
Оценка частными партнерами эффективности государственной политики. Направленной на развитие механизмов ГЧП: 33% опрошенных удовлетворяет действующая государственная политика. В свою очередь 67% процентов респондентов считают, что государственная политика, направленная на развитие механизмов ГЧП - слабая. При этом респонденты отмечают, что развитие механизмов ГЧП в России находится на начальной стадии и формируется в основном вокруг транспортной отрасли, а для остальных отраслей государство ограничивается декларативными мерами, что свидетельствует об отсутствии единой государственной политики в вопросах внедрения механизмов ГЧП в России.
Участники опроса рассмотрели необходимость в структурировании государственного регулирования сферы ГЧП. Все респонденты единогласно считают, что нормативно-правовую базу в сфере ГЧП необходимо расширять. 42% опрошенных подчеркнули, что необходимо создать специализированный государственный орган по регулированию ГЧП в России. Который осуществлял бы методологическое сопровождение проектов ГЧП, обобщение и внедрение лучших практик ГЧП, а также мониторинг реализации проектов ГЧП. 25% респондентов предложили дополнительные меры структурирования государственного регулирования ГЧП, в том числе такие как:
• закрепить на федеральном уровне перечень основных форм реализации ГЧП проектов и разработать для них соответствующую методическую и нормативно-правовую базу;
• интегрировать принимаемы правовые акты в области ГЧП в систему действующего законодательства, устранить возникающие противоречия с учетом правил, установленных в том числе Федеральным законом № 135-ФЗ « О защите конкуренции»;
• совершенствовать институты регулирования развития ГЧП.
Сейчас стоит вопрос о консолидации усилий бизнес-сообщества с целью защиты интересов частного партнера при реализации проектов ГЧП: 80% респондентов считают необходимым консолидацию усилий бизнес-сообщества для защиты интересов частного партнера, но при этом отмечают отсутствие для этого условий. Несмотря на отмеченную потребность в консолидации усилий бизнес-сообщества для защиты интересов частных инвесторов в рамках реализации проектов ГЧП, ряд респондентов одним из сдерживающих факторов объединения усилий отмечают низкий уровень мотивации самого бизнес-сообщества.
Респонденты считают, что необходимо разработать отдельные законодательные акты о ГЧП для различных отраслей экономики: 92% респондентов отметили необходимость разработки отраслевых законодательных актов о ГЧП. При этом 42% из них считают, что необходимо уделить внимание сфере ЖХК и водоснабжению/ водоотведению. 25% респондентов акцентировали внимание на транспортном секторе, такое же количество опрошенных подчеркнули необходимость разработки отдельных нормативных актов для оборонно-промышленного комплекса. 17% респондентов отметили необходимость разработки специального законодательства для проектов социальной инфраструктуры и введения учета особенностей тарифного регулирования отраслей с повышенной социальной чувствительностью к цене, качеству и доступности услуг.
Компании утверждают, что мнение бизнес-сообщества должно учитываться при разработке нормативно-правовой базы:25% опрошенных довольны учетом мнения представителей бизнеса при разработке нормативно-правовой базы ГЧП. При этом 75% респондентов отметили, что мнение бизнес-сообщества учитывается недостаточно.
Оценка прозрачности механизма выбора частных партнеров для проектов ГЧП в рамках действующего законодательства?
58% респондентов отметили,
что при выборе частных
• нет легитимной и прозрачной процедуры, нет инструкций для должностных лиц, нет «одного окна»;
• избыточные требования относительно степени детализации предстоящих результатов для проекта с длительными сроками реализации;
Поднимая вопрос о необходимости для российских компаний обмена опытом и компетенциями в сфере подготовки и реализации проектов ГЧП, важно знать, что 75% респондентов отметили необходимость обмена опытом и компетенциями в сфере подготовки и реализации проектов ГЧП с другими участниками, но при этом подчеркнули отсутствие соответствующих условий. Часть респондентов отметили необходимость обмена опытом в сфере ГЧП с представителями развитых государств. Круглые столы и конференции могут быть полезны сотрудникам для обмена опытом с профессионалами.
Что касается возможности адаптации в России лучших зарубежных практик в сфере ГЧП, то единогласно респонденты поддержали возможность адаптации в России зарубежных практик в сфере ГЧП. 75% считают, что необходимо перенимать зарубежный опыт в части механизмов финансирования и представления гарантий и льгот со стороны государства. 42% видят потенциал в адаптации механизмов проведения конкурсных процедур и предпроектного сопровождения. 33% отметили необходимость использования зарубежного опыта в части контроля и мониторинга исполнения соглашений. Также 9% респондентов отметили необходимость адаптации в России лучших зарубежных практик в части применения форм ГЧП.
Последнее, что хотели добавить респонденты, это освещение ГЧП-проектов в СМИ. По данному вопросу 100% респондентов высказались за необходимость широкого освещения проектов в СМИ. Мнения опрошенных разделились в части освещения: 50% считают, что проекты ГЧП должны освещаться только в части стоимости, сроков и участников проектов, другая половина респондентов отметила, что широко должна освещаться каждая стадия реализации проекта.
Заключение
Россия представляет собой плодородное поле и имеет большой потенциал для развития всех форм ГЧП. Для хорошего практического осуществления необходимо решить ряд вопросов с различных точек зрения: юридической, административно-правовой, инвестиционной, предпринимательской, политической. Для начала, обе стороны партнерских отношений должны осознать, что эффективное ГЧП на самом деле является чем-то большем, чем простое привлечение ресурсов в капиталоемкие и трудоемкие государственные проекты. Необходимо учесть интересы каждой стороны отношений. Уже существующие механизмы партнерств, накопленные в мире, помогают создать основу для выгодного, свободного и в то же время ответственного распределения правомочий сторон, удовлетворяющего интересы каждого партнера. Однако разработать очередной нормативный пакет и бездумно внедрять его еще не гарантирует успех. Важно здесь - проанализировать особенности российской модели кооперации государства и бизнеса. Очевидно, что эффективное партнерство достижимо, только если будет полная ясность и предсказуемость стратегии дальнейшего развития страны. Цели государства могут превратиться в прибыльные и полезные проекты. Реализация этих проектов решает как тактические вопросы, так и стратегические. Для реальной заинтересованности бизнеса в проектах ГЧП нужно создать обстановку, когда финансовая стабильность государства не стоит под сомнением - чтобы частный сектор сам хотел принимать участие в проектах. Нужно .чтобы проекты ГЧП стали достойной альтернативой простым аукционам, с которых продается государственная собственность. Такие страны как Америка, Великобритания являются локомотивом в сфере ГЧП, используя опыт накопленный этими странами, можно эффективно решать государственные проблемы.
Первые и важные шаги в решение таких проблем как экология, очистка окружающей среды, регулирование ситуации с автодорогами, оборонный комплекс, спутниковые технологии и связи уже начинают решать с использованием механизмов ГЧП. Можно наблюдать в каких моментах система «хромает» и корректировать её. Ведь сейчас, находясь на стадии развития и становления ГЧП, нужно отладить механизм настолько хорошо, насколько это возможно. Первые плоды по-настоящему успешного ГЧП еще только предстоит собрать. Время покажет.
Источники информации
Информация о работе Формы и модели ГЧП, отечественная практика и международный опыт