Формы и модели ГЧП, отечественная практика и международный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных форм и моделей ГЧП, разобраться с тем как эти модели применяются на практике. Важно узнать как происходит взаимодействие государства с частным сектором за рубежом, несомненно в работе на конкретных примерах будут изучены примеры зарубежного ГЧП. Изучив теоритический материал, необходимо будет узнать как механизмы ГЧП функционируют в России, какие успехи достигнуты в этих ГЧП и какие проблемы возникали. Необходимо выяснить какие именно отрасли экономики наиболее остро испытывают нехватку бюджетных средств и попытаться внедрить в эти сферы механизм ГЧП.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------2стр
1.Теоретические основы ГЧП--------------------------------------------------------5стр
1.1 Понятие ГЧП------------------------------------------------------------------------5стр
1.2 Принципы ГЧП---------------------------------------------------------------------6стр
1.3 Задачи ГЧП-------------------------------------------------------------------------11стр
2. Модели и формы ГЧП-------------------------------------------------------------14стр
2.1 Формы ГЧП------------------------------------------------------------------------14стр
2.2 Модели ГЧП-----------------------------------------------------------------------29стр
3. Отечественная практика и международный опыт-------------------------31стр
3.1 Международный опыт-----------------------------------------------------------31стр
3.2 Отечественная практика---------------------------------------------------------39стр
Заключение-----------------------------------------------------------------------------46стр
Источники информации-------------------------------------------------------------48стр

Файлы: 1 файл

Курсач ГЧП.docx

— 91.26 Кб (Скачать)

 

1.3 Задачи ГЧП

Государственно-частное партнерство позволяет решить сразу несколько проблемы, с одной стороны, избежание недостатков прямого регулирования государства, а с другой – более защищенное положение в случаях "провалов рынка". Один из  основных аргументов в поддержку ГЧП состоит в том, что уникальные характеристики, которыми обладают и государство и частный сектор при объединении субъектов ГЧП позволяют обоим участникам более эффективно действовать  и применять знания, ресурсы и опыт где «хромает» один партнер отдельно. Особенно остро нуждаются в новом подходе в управлении и защите социальные сферы, экология, инфраструктура.

Государственно-частному партнерству характерны следующие функции:

1)ГЧП удовлетворяет нужды  общественного сектора, используя  или заимствуя ресурсы(материальные и нематериальные) частного сектора;

2) ГЧП в какой-то мере  обладает государственными полномочиями  и через ГЧП выполняется некоторые  функции государства, при этом  предоставляются услуги совместно  с частным сектором;

3)ГЧП включает в себя  две или более стороны, работающие  вместе для достижения общественно  значимых целей. Участвовать в  ГЧП могут как местные и  государственные органы власти, так и коммерческие предприятия и различные  некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания), которые:

·  разделяют полномочия и несут солидарную ответственность;

·  функционируют на равных условиях( нельзя забывать о превосходящих правах государства);

·  инвестиции, риски и выгоды разделяются, согласно контракту(договору) ГЧП;

·  партнеры поддерживают деловые отношения в течение долгого срока(обусловлено спецификой большинства ГЧП проектов);

·  все отношения и процессы возникающие во время реализации проекта регулируются договором .

Государство всегда заинтересовано в увеличении  объемов и улучшении качества предлагаемых услуг населению и  различным экономическим агентам инфраструктурными отраслями и отраслями имеющими социальную ориентацию. Главной целью частного сектора как и всегда является стабильное получение прибыли. Однако, стратегически мыслящий бизнес, заинтересованный в стабильности, выстраивает приоритеты не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости и  получения  будущих доходов от проектов ГЧП. Одновременно каждая сторона заинтересована в успешном осуществлении проектов.

Каждая из сторон партнерства делает все возможное для осуществления общего проекта. Вкладом бизнеса в проекты ГЧП  являются: денежные средства, профессиональный опыт, специализация, эффективные модели управления, гибкость и оперативность принимаемых решений, инновационность и т.п. Обычно участвуя в совместных проектах, предпринимательский сектор внедряет более эффективные методы работы, совершенствует технику и технологии, развивает  новые формы организации производства, создает новые предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, налаживает эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками.

Государство в ГЧП – обладает правами собственника, имеет возможность налоговых и иных льгот, может давать гарантии, а также гарантировать получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство, будучи главенствующим субъектом и основным регулятором ресурсов вправе перераспределять ресурсы с производственных программ на актуальные социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура, спорт и т.д.), а это зачастую способствует улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционную привлекательность страны, а также непосредственно оказывает влияние на партнерские проекты. Используя ГЧП, государство имеет более удобную возможность исполнения своих основных функций. Так, в процессе развития ГЧП, например, в сфере инфраструктуры государство может по-другому расставить приоритеты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные(управленческие) функции. Важно в связи с этим то, что различные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП выражается  том, что в общество как глобальный потребитель получает более  качественные услуги.

Россия на сегодняшний день находится в самом начале пути, который еще предстоит пройти. Для этого необходимо запустить процесс юридической и экономической квалификации существующих форм ГЧП. При этом государство должно играть роль не только главного регулятора процессов, но и представителя и защитника общественных интересов и потребностей. Государству уже давно пора начать решать проблемы, которые долго «откладывались на завтра»: проблема переработки отходов, водоочистительных сооружений в городах, плохое качество дорожного полотна и т.д. Механизм ГЧП может успешно справиться со многими из них. Главной и важной задачей для государства и органов местного самоуправления  должна стать защита общественных интересов в особо уязвимых социальных сферах, таких как экономическая и социальная инфраструктура, ЖКХ, т.е сферы где концентрация ГЧП наиболее высока.

 

 

2. Модели, формы и механизмы  ГЧП

2.1 Основные формы ГЧП

На сегодняшний день в мировой практике используется множество разнообразных моделей, типов, форм и других вариантов партнерских отношений между государством и  частным бизнесом. Согласно классификации ГЧП  принято выделять следующие основные формы:

  • Контракты
  • Аренда (договоры аренды) и в форме лизинга
  • Концессия (концессионное соглашение)
  • Соглашения о разделе продукции
  • Совместные предприятия

1) Контракты

Контракты это такие договоры, которые заключаются между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой, в которых написаны условия осуществления определенных общественно важных и полезных видов деятельности. Самые распространенные в практике ГЧП это контракты на выполнение каких-либо работ, на оказание  различных общественных услуг, на управление объектом, на поставку продукции(оборудования) для  нужд страны, на оказание технической помощи. Когда возникают административные контрактные отношения, то права собственности не принадлежат частному партнеру, полностью отвечает за все расходы и риски. Интерес частного партнера состоит в том, что согласно заключенной сделке он получает право на определенную долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

Контракты бывают различных видов:

  1. на обслуживание (установка и настройка оборудования);
  2. на управление (государство, используя специальные службы, предлагает частным партнерам какой-нибудь объект, чтобы им эффективно управлять);
  3. на оказание общественных услуг или выполнение работ (вывоз и дальнейшая переработка мусора);
  4. для инвестиций или на строительство (строительство олимпийских объектов, очистительных сооружений);
  5. контракт оказания технической помощи (при покупке высокотехнологичной техники госзаказчик заключает договор с поставщиком, что последний, за определенную плату обязуется провести эксплуатационный инструктаж);
  6. на эксплуатацию и передачу;

Количество и качество поставляемых товаров (предоставляемых услуг), сроки поставки в условиях договора госзаказа, как правило, оговариваются жестко и строго. Как раз по этой причине существует определенная система мер и механизмов, которые позволяют снизить вероятность невыполнения договора.

Всевозможное обеспечение или гарант исполнения обязательств по государственному контракту – это юридические меры, необходимые для уменьшения вероятности неудовлетворения интересов  государственного партнера, который является одной из сторон договора и обязательства, при исполнении обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом. Сущность обеспечения госконтракта выражается в предоставлении заказчику гарантии  или поручительств третьих лиц того, что заказ будет выполнен в соответствии с оговоренными условиями договора, а также с соблюдением срочности заказа. Гарантия может выступать в виде финансового обеспечения, так и в не денежном эквиваленте (поручительство). Практика  обеспечительных мер используется при заключении госконтрактов во многих странах мира, включая Российскую Федерацию.

Обычно размер обеспечения для контракта не должен превышать тридцать процентов максимальной цены контракта, которая указана в самом извещению проведении конкурса (аукциона) ГЧП. Если начальная  цена контракта превышает сумму в пятьдесят миллионов рублей тогда заказчик или уполномоченный орган должны установить требование, чтобы обеспечение по контракту было от десяти до тридцати процентов от максимальной цены контракта, но было менее чем размер аванса (при условии, что по контракту предусмотрено выплачивать аванс). Если заказчик или уполномоченный орган установят требование обеспечения на исполнение контракта, когда размещают заказ на две или более научно-исследовательские работы, то данное требование устанавливается для каждого контракта, а размер обеспечения по контракту ГЧП определяется исходя из максимальной цены контракта, соответственно пропорционально числу контрактов.

Другой популярный вид обеспечения- это банковская гарантия. Суть гарантии банка на обеспечение выполнения госконтракта заключена в том, что если частник- победитель госзаказа  попросит  банк выдать гарантию, то банк (гарант) предоставляет государству   специальный документ, заверяющий, что если поставщик будет не в силах выполнить взятые на себя обязательства, то банк  должен будет выплатить заказчику определенную  денежную сумму. В своем роде это один из видов компенсации (возмещения) ущерба. В каждой гарантии, которую выдает банк, определяется сумма и срок действия обеспечения, а также установлены другие необходимые условия.

Из-за того, что страхование ответственности и договор поручительства перестали выступать в виде  обеспечения госконтракта и более не используются для таких целей, банковская гарантия стала единственной альтернативной мерой  внесения денежных средств и поэтому пользуется повышенным интересом со стороны частных партнеров ГЧП.

Банковская гарантия обладает целым рядом преимуществ: частный партнер ГЧП имеет возможность предоставлять обеспечение без извлечения  больших средств оборота. Государственный заказчик тоже оценит данный вид обеспечения: это безопасно, риски, вязанные с неисполнением контракта, минимизируются.  Банка-гарант, когда выдает гарантию, получает дополнительный доход в виде комиссий за предоставленные услуги.

 

2.   Аренда в ее традиционной форме (договор аренды), лизинг.

Современные арендные отношения между государством и частным бизнесом обладают своими особенностями, которые заключаются в том, что согласно определенным договором условиям происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества на определенный срок и за определенную плату. Используя договор  лизинга лизингополучатель получает право выкупа государственного или муниципального имущества, на момент истечения срока действия договора.

Аренда представляет из себя передачу частному партнеру на определенных условиях государственного имущества (земля, оборудование, помещение и т.п.).Отношения возникающие во время передачи объекта регулируются договором аренды.

В России арендные отношения, возникающие в сфере государственного и муниципального имущества Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ; гл. 34) и другими нормативно-правовыми актами. Согласно ст. 606 ГК РФ «по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование».

Для  эффективного управления государственным имуществом в Российской Федерации существует вертикальная система управления, в которую входят Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и различные территориальные органы. В субъектах РФ используется свое законодательство в отношении регионального имущества. Соответствующие  муниципальные органы управления на местах осуществляют деятельность по управлению муниципальной собственностью на уровне правомочия.

В соответствии с ГК РФ базовой концепцией арендных договоров является  то, что ответственность за модернизацию и развитие арендуемых фондов ложится на собственника и никак не возлагается на арендатора, который несет ответственность лишь за их безопасную эксплуатацию и содержание. Арендатор должен содержать государственное или муниципальное имущество в исправном состоянии, арендатор несет расходы на содержание объектов аренды, осуществляет за свой счет ремонт, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно ГК РФ производимые арендатором отделяемые улучшения (технические) арендованного имущества (оборудования) по закону являются его собственностью, если иное не предусматривается договором аренды (ст. 623). Когда арендатор произвел особое техническое улучшение оборудования или другого объекта договора аренды за счет своих собственных средств и получил согласие арендодателя на эти улучшения, в случае если удаление этих улучшений по завершении действия договора аренды принесет вред объекту аренду, то арендатор имеет право на получение возмещения от государства или муниципального органа власти стоимости произведенных улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества(оборудования), которые арендатор произвел без согласия арендодателя, возмещена не будет. Улучшения арендованного имущества (оборудования), как отделяемые, так и неотделяемые, производимые за счет амортизационных отчислений, по закону являются собственностью арендодателя..

Информация о работе Формы и модели ГЧП, отечественная практика и международный опыт