Формы и модели ГЧП, отечественная практика и международный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных форм и моделей ГЧП, разобраться с тем как эти модели применяются на практике. Важно узнать как происходит взаимодействие государства с частным сектором за рубежом, несомненно в работе на конкретных примерах будут изучены примеры зарубежного ГЧП. Изучив теоритический материал, необходимо будет узнать как механизмы ГЧП функционируют в России, какие успехи достигнуты в этих ГЧП и какие проблемы возникали. Необходимо выяснить какие именно отрасли экономики наиболее остро испытывают нехватку бюджетных средств и попытаться внедрить в эти сферы механизм ГЧП.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------2стр
1.Теоретические основы ГЧП--------------------------------------------------------5стр
1.1 Понятие ГЧП------------------------------------------------------------------------5стр
1.2 Принципы ГЧП---------------------------------------------------------------------6стр
1.3 Задачи ГЧП-------------------------------------------------------------------------11стр
2. Модели и формы ГЧП-------------------------------------------------------------14стр
2.1 Формы ГЧП------------------------------------------------------------------------14стр
2.2 Модели ГЧП-----------------------------------------------------------------------29стр
3. Отечественная практика и международный опыт-------------------------31стр
3.1 Международный опыт-----------------------------------------------------------31стр
3.2 Отечественная практика---------------------------------------------------------39стр
Заключение-----------------------------------------------------------------------------46стр
Источники информации-------------------------------------------------------------48стр

Файлы: 1 файл

Курсач ГЧП.docx

— 91.26 Кб (Скачать)

ФEДEРAЛЬНOE ГOCУДAРCТВEННOE БЮДЖEТНOE OБРAЗOВAТEЛЬНOE УЧРEЖДEНИE

ВЫCШEГO ПРOФECCИOНAЛЬНOГO OБРAЗOВAНИЯ

________________________________________________________

CAНКТ-ПEТEРБУРГCКИЙ ГOCУДAРCТВEННЫЙ ПOЛИТEХНИЧECКИЙ УНИВEРCИТEТ

МEЖДУНAРOДНAЯ ВЫCШAЯ ШКOЛA УПРAВЛEНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИCЦИПЛИНE " Международный бизнес"

НA ТEМУ: " Формы и модели ГЧП, отечественная практика и международный опыт"

 

 

 

 

 

 

 

Выпoлнил:

Яцковский М.М (43711/1)

________________________________

(пoдпиcь cтудeнта)

 

Прoвeрилa: Миролюбова О.В. 

_________________________

(oцeнкa)

_________________________

(пoдпиcь прeпoдaвaтeля)

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

  Введение--------------------------------------------------------------------------------2стр

1.Теоретические основы  ГЧП--------------------------------------------------------5стр

1.1 Понятие ГЧП------------------------------------------------------------------------5стр

1.2 Принципы ГЧП---------------------------------------------------------------------6стр

1.3 Задачи ГЧП-------------------------------------------------------------------------11стр

2. Модели и формы ГЧП-------------------------------------------------------------14стр

2.1 Формы ГЧП------------------------------------------------------------------------14стр

2.2 Модели ГЧП-----------------------------------------------------------------------29стр

3. Отечественная практика и международный опыт-------------------------31стр

3.1 Международный опыт-----------------------------------------------------------31стр

3.2 Отечественная практика---------------------------------------------------------39стр

Заключение-----------------------------------------------------------------------------46стр

Источники информации-------------------------------------------------------------48стр

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство и частный сектор в России имеют долгую историю взаимодействия в вопросах решения общественных проблем. В России активная стадия сотрудничества государства и бизнеса началось относительно недавно, примерно около десяти лет назад. Очевидным следствием развивающегося ГЧП в России является его слабая эффективность. По мнению многих участников рынка ГЧП механизмы взаимодействия государственного и частного партнеров не отлажены. Такое усложнение социально-экономической жизни усложняет выполнение государством значимых функций. С другой стороны, бизнесу нужны новые объекты для инвестирования. ГЧП в какой-то степени представляет собой другой вид приватизации важных, обладающих стратегическим значением объектов государственной собственности. 
        На сегодняшний день ведутся споры, какая из форм ГЧП наиболее эффективная, в каких регионах необходимо наиболее интенсивно создавать ГЧП, а также существует целый ряд юридических вопросов и тонкостей, которые то и дело возникают и требуют тщательного разбора. В связи с широкой трактовкой ГЧП, которая  подразумевает под собой положительное и конструктивное сотрудничество государства и бизнеса  в экономике, в политике, культуре, науке, здравоохранении и т.д. На практике, ГЧП подразумевает, что не государство присоединяется  к  общественно важным проектам бизнеса, а государство, имея необходимые ресурсы или стратегические задачи, приглашает частный бизнес для реализации общественно значимых проектов.

Целью данной работы является изучение основных форм и моделей ГЧП, разобраться с тем как эти модели применяются на практике. Важно узнать как происходит взаимодействие государства с частным сектором за рубежом, несомненно в работе на конкретных примерах будут изучены примеры зарубежного ГЧП. Изучив теоритический материал, необходимо будет узнать как механизмы ГЧП функционируют в России, какие успехи достигнуты в этих ГЧП и какие проблемы возникали. Необходимо выяснить какие именно отрасли экономики наиболее остро испытывают нехватку бюджетных средств и попытаться внедрить в эти сферы  механизм ГЧП. 
              Партнерство государства и частного сектора должно стать компонентом будущей политики России. Правильная организация позволит получить широкие преимущества от вложенных денег в государственные проекты. Вместе это даст предпосылку для экономического развития, которое входит в государственные приоритеты.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие: 
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;  
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;  
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;  
- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;  
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;  
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.  

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие ГЧП

В последние годы появилась тенденция к увеличению случаев привлечения частного бизнеса органами государственного управления, его ресурсы и управленческие возможности для решения стратегически важных для страны и отдельных ее регионов задач с помощью механизмов ГЧП. В России есть свои особенности функционирования регулирования ГЧП. Для начала давайте посмотрим на график, на котором можно увидеть, как развит механизм ГЧП в различных странах мира. Безусловными лидерами по уровню активности и развитости этой сферы являются Великобритания и Австралия. Что касается же России то, как можно видеть из графика то она находится на низком уровне развитости ГЧП, а также ей характерна низкий уровень деятельности в этой сфере…( дописать про международный опыт и отечественную практику)

Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и интеллектуальных (нематериальных) ресурсов государства или местного органа самоуправления и частных предприятий на обоюдно выгодной основе для создания  и улучшения уже имеющихся общественных благ (благоустройство и развитие территорий, возведение инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественно-значимых  услуг  в сфере образования, медицинских услуг, социальной защиты и т.д.

С уверенностью можно сказать, что ГЧП - это союз между государством и бизнесом для реализации значимых проектов и программ во всем спектре отраслей национальной экономики

 

 

 

 

1.2 Принципы ГЧП

Можно выделить основные принципы функционирования  ГЧП

• Равенство интересов сторон, свобода  в выборе действий и обоюдная ответственность

• Стратегическая направленность  контракта ГЧП и одновременно его изменения и адаптация по мере необходимости

• Ответственность за исполнение условий контракта лежит на субъектах договора

• Конкурентность

• Открытость(прозрачность) и система обратной связи

• Невмешательство государства в сферу ответственности частного партнера

• Стимулирование, мотивирование  и гарантии

• Возмездность

• Равноправное отношение как к компаниям резидентам, так и иностранным компаниям

Принцип равенства интересов сторон и свободы выбора действий. Один из главных принципов рыночной экономики реализуется в ГЧП в нескольких аспектах. Во-первых, все экономические агенты должны в равной степени получить доступ к услугам, оказываемыми частным сектором  в сфере общественных услуг, во-вторых, все частные компании должны иметь равные возможности на право заключения и исполнения контрактов, в-третьих, у партнеров должна быть свобода выбора формы и методов реализации проектов, если у них есть инновационный способ или технология то задача ГЧП дать зеленый свет инновационным подходам.

Принцип стабильности контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации. Контракт ГЧП это весьма сложный, во многих аспектах  комплексный документ. Проект ГЧП  рассчитывается, как правило, на долгие сроки реализации. В нем описаны права и обязанности субъектов договора, форма государственной поддержки (материальная или нематериальная). Что касается минимальной нормы прибыли частного партнера- то она часто является предметов долгих споров и переговоров и также указывается в договоре ГЧП. Эти  аспекты и другие необходимые для проекта положения контракта должны быть установлены и желательно не изменяться в течение всего периода его реализации.

Однако, если происходят события, требующие, то в договор, как правило, вводят соответствующие поправки. Благодаря рынку страховых услуг и развивающемуся управлению рисками, большинство внештатных событий, происходящих во время реализации проекта, заранее оговорены и заранее известен наиболее предпочтительный  способ действий в ситуации. Например, окружающая среда проекта изменилась, соответственно возникает необходимость в дополнении и уточнения  контракта, чтобы он согласовывался с новыми условиями.

Существуют обстоятельства  другого рода: государство или орган самоуправления как официальный представитель власти имеют право в одностороннем порядке и без предварительной консультации с частным подрядчиком изменять условия договора и выдвинуть новые требования, обусловленные имеющимся общественным интересом (общественной пользы или блага). В таком случае частная компания обязана исполнить свои обязанности по договору в полном объеме и на требуемом уровне, даже если нет согласия с органом власти. Компания имеет право обжаловать принятое государством решение в судебном порядке.

В некоторых странах мира такие права государства юридически защищены и закреплены законодательно. К  примеру, во Франции если возникает «общественная необходимость» то в интересах общества контракт ГЧП может прерываться государством или управляющим органом власти в одностороннем порядке без опасных для него юридических последствий.

В практике Европейского суда по правам человека в городе Страсбург часто возникал вопрос о праве государства на ограничение права собственности, а в особенности в контрактах ГЧП. Эта проблема возникала в делах об изъятии земельных участков для общественного пользования, налоговых и таможенных льготах и т.п. Общий вывод из слушаний был следующий: государство имеет право ограничивать право собственности, основываясь на общественных интересах, однако обязательно должен быть соблюден баланс частных и общественных интересов.

Принцип обоюдной  ответственности за исполнение условий контракта. Частная компания должна предоставлять услуги всем контрагентам согласно условиям контракта, ответственность за их выполнение имеет более высокий приоритет, чем при обычных  соглашениях между частными лицами, что основывается на публично-правовом характере отношений ГЧП. Частной компании запрещено приостанавливать свою работу в проектах ГЧП, поскольку это окажет обширное влияние на широкий круг третьих лиц, которые являются потребителями общественных благ или услуг. Если проблемы возникают, то компании и государство нужно решать возникающие трудности путем диалога и принятия совместных решений.

Принцип конкурентности. Он проявляется во время проведения конкурса на подписание с государством контракта ГЧП. Конкурирующие частные компании за участие в проекте ГЧП позволяют государству  выбрать по-настоящему эффективного и лучшего из предложенных партнера и уменьшить собственные затраты по проекту.

Принцип прозрачности и обратной связи. Гражданское обществу, в интересах которого реализуются проекты ГЧП, необходимо обладать доступом ко всем данным о состоянии предприятия, его финансовых, экономических и иных показателях, стандартах и качестве оказываемых услуг. Людям важно знать, куда уходят деньги,  также это позволит создать необходимый уровень доверия. Для получения качественной обратной связи с потребителями, важно обеспечить потребителей информационными каналами связи с частными компаниями и государственными органами, контролирующими их работу.

Принцип невмешательства. После подписания контракта ГЧП частная компания имеет полную свободу в решении всех административно-хозяйственных, управленческих, кадровых и иных проблем. Государство не имеет права вмешиваться в дела компании. Компании на праве собственности принадлежат производимая ею продукция и получаемая прибыль. Например, в Законе № 115-ФЗ говорится: «Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное» (п. 7 ст. 3). Данное положение работает и в других формах ГЧП.

Принцип стимулирования и гарантий. Государство имеет разнообразную «копилку» стимулов для привлечения частных компаний к участию в проектах ГЧП: совместное финансирование, дотации из бюджета, льготные режимы налогообложения, специальные таможенные тарифы, гарантии по прибыльности, займам, поставкам, закупкам, снижение размера (отмена) концессионных платежей, арендной платы и т.п. В концепции государственно-частного партнерства гарантии понимаются в широком смысле слова и не сводятся только к бюджетным. В российской практике подробно о таких гарантиях повествуется в  Законе № 115-ФЗ.

Принцип возмездности. Когда заканчивается срок действия контракта по инициативе государства, частному партнеру положено возмещение сделанных им инвестиций и компенсация недополученного дохода, исключением являются  случаи, когда частный партер сам нарушил условия контракта.

Принцип равного (недискриминационного) отношения к иностранным компаниям, дающий им равные права с местными предпринимателями. Данный принцип подтверждается нормами по обеспечению равноправного  режима допуска иностранных компаний к конкурсам по проектам ГЧП. Так  же существует валютное регулирование деятельности партнеров государства, зарегулированы их права распоряжения  чистой прибылью, заработанной на объекте ГЧП, особым образом установлены порядок вывоза чистой прибыли за границу, и т.п. Например, в ст. 19 Федерального закона «О концессионных соглашениях» написано: «Концессионерам, в том числе концессионерам – иностранным юридическим лицам, гарантируются равные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовой режим деятельности, исключающий применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих концессионерам свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности продукцией и доходами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формы и модели ГЧП, отечественная практика и международный опыт