Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 10:38, курсовая работа
Цель исследования – изучить формирование организационной культуры предприятия на примере ООО «Арго-Джус».
Задачи:
1. Рассмотреть сущность организационной культуры;
2. Охарактеризовать формирование организационной культуры;
3. Описать компанию ООО «Арго-Джус»;
4. Дать оценку организационной культуры в ООО «Арго-Джус»;
5. Предложить рекомендации по улучшению организационной культуры.
Введение 3
1 Сущность организационной культуры предприятия 5
1.1 Сущность культуры организации 5
1.2 Формирование организационной культуры 11
2 Формирование организационной культуры в ООО «Арго-Джус» 17
2.1 Общая характеристика 17
2.2 Организационная культура в ООО «Арго-Джус» 21
2.3 Рекомендации по улучшению организационной культуры 23
Заключение 26
Список использованных источников 28
Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.
Структуру культуры в организации можно отразить в виде «двуглавой» пирамиды, которая включает в себя элементы внутренней и внешней культуры; а также материальную и духовную культуру (рисунок 1). [18]
Рисунок 1 - Структура организационной культуры
Такое отображение, конечно, не может претендовать на универсальность, применимость к каждой конкретной организации. Именно неповторимость всех элементов культуры и путей их развития говорит об уникальности каждой отдельно взятой компании. Однако в общем случае, при рассмотрении элементов культуры и их взаиморасположения, для формирования отношения к материальным элементам как базисным, в значительной степени определяющим высшие духовные элементы, эта схема представляется полезной. [18]
Обычно выделяют два уровня корпоративной культуры: внешний и внутренний. В свою очередь внутренний уровень можно разделить на два подуровня: осознанный и неосознанный. Внешний уровень составляет видимые объекты, артефакты культуры: манера одеваться, правила поведения, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов. Все это можно увидеть, услышать или понять, наблюдая за поведением других членов организации. Так выглядит корпоративная культура, на видимом уровне, в глазах стороннего наблюдателя. Два других, невидимых уровня, представляют собой общие для членов организации основные ценности и негласные соглашения.
Внутренний осознанный уровень – это выраженные в словах и делах сотрудников организации общие ценности и убеждения, сознательно разделяемые и культивируемые членами организации, проявляющиеся в их рассказах, языке, используемых символах. Но некоторые ценности укореняются в корпоративной культуре настолько глубоко, что сотрудники просто перестают их замечать. Вот здесь и начинается второй подуровень, грань между которым становится практически незаметной.
Эти базовые, основополагающие предположения и убеждения и есть сущность корпоративной культуры. Именно они руководят поведением и решениями людей на подсознательном уровне.
На формирование корпоративной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения. На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом могут определить культуру организации. Приведем рисунок 2 для характеристики типа культуры в зависимости от отношения власти в организации.
1. отношения автократии |
корпоративный тип культуры
2. отношения «доктор-пациент» консультативный тип культуры |
|
3. отношения автономии
«партизанский тип культуры» |
4. отношения демократии
предпринимательский тип культуры |
Высокая
Степень
привлечения
работников к
выбору средств
достижения
поставленных
целей
Степень привлечения
Низкая
работников к установлению
целей в группе/ организации
Рисунок 2 - Типы культур как отношения власти в группе, организации
Типовые примеры организаций, классифицированных выше:
1. Традиционное управление корпорацией с централизованной структурой;
2. Институты социальных и других услуг (лечебные и учебные заведения);
3. Кооперативы, творческие союзы, клубы;
4. Группы и организации, управляемые «по целям» или «по результатам», компании со структурой «перевернутой пирамиды» [9].
Функции корпоративной культуры в соответствии с вышерассмотренной структурой подразделяются на внутренние и внешние. Организационная культура выполняет различные функции, которые ее характеризуют наиболее полно. Все функции условно можно подразделить на две группы:
В целом основная функция организационной культуры - создать ощущение идентичности всех членов организации [6].
Таким образом, каждое предприятие имеет свою организационную культуру. Сущность корпоративной культуры в принципах, нормах, ценностях сформированных в систему система отношений, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них цель.
Формирование корпоративной культуры - длительный и сложный процесс. Основные (первые) шаги этого процесса должны быть: определение миссии организации; определение основных базовых ценностей. И уже исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика. Таким образом, формирование корпоративной культуры распадается на следующие четыре этапа:
1. определение миссии
организации, базовых
2. формулирование стандартов поведения членов организации;
3. формирование традиций организации;
4. разработка символики [16].
Все эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
Формирование культуры организации связано с внешним для организации окружением:
Принятие компанией определенной культуры может быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребностей и т.п. Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что последние являются предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. Эти процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Культура влияет на организационную жизнь, при этом выделяют два пути влияния:
Организационная культура не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована. Заимствованы, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую образа организационного поведения, как правило, бывает безуспешной.
Каждый коллектив уникален: половозрастной
состав, профессионально-
В нем содержатся основные ценности компании и отражаются интересы всех сторон, задействованных в организации. Однако еще никому не удавалось внедрить ту или иную корпоративную культуру административными методами. При сильной воле управляющего с помощью автократических методов самое большее, что удавалось, - это создать жесткий авторитарный режим организации. Другие же смогли всего-навсего ввести некие внешние символы организованности: единая форма сотрудников, значки, дежурные знаки внимания к клиентам, фирменный стандарт и т.п.
Провозглашенное кредо, по сути, является фирменной идеологией менеджмента. Сама же организационная культура не внедряется, прививается, а формируется посредством множества организационно-управленческих мер и приемов, которые в основном укладываются в следующие направления:
Последнее направление имеет особенное значение. Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования корпоративной культуры. Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения – все это останется на бумаге, если не станет образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности работников предприятия. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой, на предприятии идеологии организационного поведения. Таким образом, формируется корпоративная культура.
Следующим важным дополнением к определению корпоративной культуры является выявление основных ценностей компании, то есть того, что лежит в области базовых представлений и установок: отношение сотрудников к компании, мотивация к работе, клиенториентированность, стиль управления и взаимоотношений.
Нет сомнения, что предпринятые усилия по изменению корпоративной культуры окажутся эффективными только в том случае, если не будут упущены такие важные принципы организационных изменений как:
- создание позитивного эмоционального фона идущих перемен – начать с малого и отпраздновать победу;
- создание общественной поддержки изменений – вовлечь авторитетных и конструктивных сотрудников;
- построение системы контроля и учета результатов – поддерживать уверенность людей: цели достижимы;
- предоставление информации
– организовать регулярную
- реализация не только
- фокусирование внимания на процессах – готовность к перестройке бизнес - процессов, если это будет необходимо.
Источниками формирования корпоративной культуры выступают:
1. система личных ценностей и
индивидуально-своеобразных
2. способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторых ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;
3. представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника а коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей [6].
Механизм формирования корпоративной культуры заключается во взаимном воздействии ее источников. Взаимопересекаясь, они ограничивают область реально возможных на данном предприятии способов реализации личных ценностей и тем самым определяют их доминирующее в коллективе содержание и иерархию. Иерархическая система выделенных таким образом ценностей порождает наиболее адекватную уже именно ей совокупность способов их реализации, которые, воплощаясь в способах деятельности формируют внутригрупповые нормы и модели поведения.
Существует много подходов
к выделению различных
1. Осознание себя и своего места в организации. Одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявления; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм.
2. Коммуникационная система и язык общения. Использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации. Жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций.
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе. Разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур.
Информация о работе Формирование организационной культуры в ООО «Арго-Джус»