Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:27, дипломная работа
Целью дипломной работы являлось формирование и исследование корпоративной культуры организации на примере предприятия ЗАО «ТЕХСЕРВИС».
В соответствии с этой целью были поставлены задачи:
На основе анализа теоретических источников выделить структуру и элементы корпоративной культуры предприятия.
Описать основные инструменты и методы формирования корпоративной культуры предприятия.
Провести оценку существующей корпоративной культуры предприятия ЗАО «ТЕХСЕРВИС».
Разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры предприятия ЗАО «ТЕХСЕРВИС».
Введение 3
1. формирование корпоративной культуры предприятия: теоретические аспекты 6
1.1. Концепция корпоративной культуры предприятия 6
1.2. Структура корпоративной культуры предприятия 19
1.3. Формирование корпоративной культуры предприятия 33
2. Характеристика деятельности предприятия ЗАО «техсервис» 39
2.1. Производственная деятельность и структура управления предприятием 39
2.2. Анализ кадровой структуры предприятия и оплаты труда персонала 44
3. Формирование корпоративной культуры предприятия зао «техсервис» 55
3.1. Анализ существующей корпоративной культуры предприятия 55
3.2. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры предприятия 59
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 77
Реализация миссии и стратегии нашли свое воплощение в символике организации. В процессе коллективного обсуждения сотрудников ЗАО «ТЕХСЕРВИС» был выбран девиз: «Нам все по плечу». Базовым смыслом девиза выступает не только уже присущее человеку умение, но постоянное стремление к обучению, к развитию своих способностей.
К сожалению, мифология и ритуальность еще не сложилась в организации. И вместе с тем, на культуру организации благоприятно воздействуют корпоративные мероприятия. Перечислю лишь некоторые. Каждый новый специалист должен быть представлен всем сотрудникам. Каждому специалисту вручается буклет об организации ЗАО «ТЕХСЕРВИС» - его истории, особенностях, приоритетах. Это краткое руководство предназначено для формирования чувства гордости и причастности нового сотрудника к деятельности организации.
Сотрудники постоянно информируются о мероприятиях внутри предприятия и за его пределами.
Как уже отмечалось выше, профессиональные праздники обязательно отмечаются сообща. Также проводятся разного рода мероприятия, связанные с повышением корпоративной культуры: обучение и тренинги.
План формирования корпоративной культуры в ЗАО «ТЕХСЕРВИС» приведен в табл.3.1.
Таблица 3.1.
ПЛАН
мероприятий по формированию корпоративной культуры
в ЗАО «ТЕХСЕРВИС»
№ п/п |
Мероприятия |
Ответствен-ный исполнитель |
Сроки |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Исследование и анализ существующего уровня корпоративной культуры |
||
1.1. |
Разработка Методики и инструментария по оценке уровня корпоративной культуры |
||
1.2. |
Проведение социологических опросов по корпоративной культуре |
||
1.3. |
Анализ существующего уровня корпоративной культуры |
||
1.4. |
Доведение результатов научного исследования по корпоративной культуре до руководящего состава организации |
||
1.5. |
Изучение действующего делового словаря руководителей |
||
2. |
Внешняя символика, внешний имидж |
||
2.1. |
Краткое привлекательное описание истории и легенд (для ознакомления всех работников организации и вновь принимаемых работников) |
||
2.2. |
Краткое привлекательное описание истории музея и его экспонатов |
||
2.3. |
Сбор и запись легенд, анекдотов, лозунгов, девизов, песен, стихов, содержащих «дух» организации, стиль руководства- из прошлого и настоящего организации |
||
2.4. |
Описание существующих традиций и ритуалов организации (поздравлений, празднований, совещаний, других массовых мероприятий): -проводимых в советское время; -проводимых в настоящее время |
||
2.5. |
Сбор и оформление подшивки периодической печати, содержащих сведения об организации |
||
2.6. |
Сбор и описание внешней символики: значков, эмблем, проспектов, фото, фирменной одежды, плакатов и т.д. |
||
Продолжение таблицы 3.1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
2.7. |
Записи наиболее часто употребляемых выражений в общении: а)слов общения руководителя с подчиненными б)слов обращения подчиненных к руководителям в)слов общения сотрудников между собой |
||
3. |
Разработка корпоративных правовых норм и рекомендации по корпоративной культуре |
||
3.1. |
Концепции корпоративной культуры |
||
3.2. |
Миссии |
||
3.3. |
Системы высших ценностей корпоративной культуры |
||
3.4. |
Критериев организации с высокой корпоративной культурой |
||
3.5. |
Декларации о корпоративных ценностях |
||
3.6. |
Системы стратегических целей организации |
||
3.7. |
Рекомендаций по содержанию Плана мероприятий по реализации корпоративных целей |
||
3.8. |
Правил деловых корпоративных отношений работников организации -с деловыми партнерами -руководителей и сотрудников -между сотрудниками |
||
3.9. |
Делового словаря эффективного руководителя |
||
3.10. |
Рекомендаций по росту имиджа руководителей (как стать примером для подчиненных) |
||
3.11. |
Показателей оценки выполнения работниками требований высокой корпоративной культуры |
||
3.12. |
Правил внутреннего трудового распорядка |
||
3.13. |
Коллективного договора |
||
3.14. |
Положений о структурных подразделениях |
||
3.15. |
Должностных инструкций работников |
||
3.16. |
Положения о Рыночной системе мотивации и стимулирования труда |
||
4 |
Адаптация работников к высоким корпоративным требованиям |
||
Продолжение таблицы 3.1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
4.1. |
Доведение до работников жизненную необходимость роста корпоративной культуры организации, ее роль в повышении социально-экономической эффективности и конкурентоспособности организации |
||
4.2. |
Активное участие работников в разработке Системы высокой корпоративной культуры организации |
||
4.3. |
Обучение работников по специальной программе «Корпоративная культура» |
||
4.4. |
Доведение до каждого работника нормативно-правовых документов и рекомендаций, составляющих Систему высокой корпоративной культуры |
||
5 |
Обучение персонала по следующим вопросам |
||
5.1. |
Основы корпоративной культуры |
||
5.2. |
История российской деловой культуры |
||
5.3. |
Современное состояние деловой этики в российских организациях |
||
5.4. |
Анализ общего уровня корпоративной культуры в организации |
||
5.5. |
Организация глазами клиентов: Как повысить внешний имидж организации |
||
5.6. |
Элементы высокой корпоративной культуры, возможности внедрения в практику |
||
5.7. |
Рост имиджа руководителей - важный резерв роста имиджа сотрудников и организации в целом на основе самовоспитания |
||
5.8. |
Культура взаимоотношений в коллективе |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
9. |
Культура деловой речи. Культура производства |
||
5.10. |
Тренинг работников организации по вопросам корпоративной культуры |
||
6 |
Внедрение в практику элементов высокой корпоративной культуры |
||
6.1. |
Создание Центра (отдела) корпоративной культуры, введение должности менеджера по корпоративной культуре |
||
6.2. |
Проверка знаний работников Правил и рекомендаций по высокой корпоративной культуре, установленных в организации |
||
Продолжение таблицы 3.1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
6.3. |
Проверка наличия на рабочих местах утвержденных Правил и рекомендаций по корпоративной культуре |
||
6.4. |
Организация ежемесячного контроля, учета и оценки выполнения работниками требований корпоративной культуры, утвержденных в организации |
||
6.5. |
Ежемесячное вознаграждение работников, обеспечивающих выполнение требований высокой корпоративной культуры, повышающих свой личный имидж и имидж организации |
||
6.6. |
Оформление наглядной информации, обеспечение гласности о выполнении работниками требований высокой корпоративной культуры |
||
6.7. |
Ежегодное проведение конкурсов по корпоративной культуре |
Заключение
В данной работе проведен всесторонний анализ понятия «культура организации». Используемая модель, разработанная и определенная Роджером Харрисоном, позволила достаточно глубоко и разнопланово изучить смысл культуры организации (на примере ЗАО «ТЕХСЕРВИС»). Удалось выяснить, что на процесс формирования культуры организации определяющее значение оказывают шесть факторов:
С помощью анкеты определена доминирующая культура в ЗАО «ТЕХСЕРВИС» - ролевая культура. Однако, необходимо заметить, что даже внутри одного предприятия в различных группах существует своя особая культура.
Культура - это очень широкое и многогранное понятие. К ней применимы такие понятия, как идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в преобладающем стиле управления.
Выявив накопившиеся проблемы для ЗАО «ТЕХСЕРВИС», был предложен план действий по изменению культуры данной организации. Основной целью этого изменения является создание благоприятных условий адаптации в рынке, возможности сохранить накопленный богатый научный потенциал, выжить и встать на ноги. Важно понять, что процесс изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Все задуманные изменения рекомендуется начать с составления плана. При этом добиться, чтобы исполнители верили в успех дела и обладали необходимыми знаниями. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей. Изменения всегда порождают чувство неуверенности. От способностей менеджеров и всего коллектива, которые должны проявить гибкость и изобретательность, зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения.
В процессе подготовки данной работы изучены литературные источники отечественных и зарубежных авторов, выбранных в соответствии с целями и задачами исследования. Информация обобщена по принципу выделения наиболее практически значимых элементов корпоративной культуры, снабжена примерами из практики российских и зарубежных компаний, подкреплена мнениями ведущих специалистов. На базе изученного материала разработаны элементы корпоративной культуры ЗАО «ТЕХСЕРВИС», позволяющие получить практическую информацию о корпоративной культуре организации.
Все специалисты-практики подчеркивают высокую значимость корпоративной культуры, как эффективного инструмента управления компанией; исследователи проблемы, как теоретики, так и практики, отмечают устойчивую связь между успешностью компаний и степенью развитости их корпоративных культур.
Из всего многообразия явлений корпоративной культуры специалисты-практики уделяют особое внимание ее основным элементам.
На базе полученных теоретических данных, была разработана корпоративная культура ЗАО ««ТЕХСЕРВИС».
Список литературы
Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». - М., 2003.
Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. - М.: Издательство «Гном-Пресс», 2003.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999.
Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента. - М.: ПРИОР, 2003.
Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса. Учебно-методического пособие. - М.: «Эксмос», 2003.
Бодуан Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. - М.: 2001.
Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. Учеб. Пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
Васильченко Н. Г. Современная система управления предприятием. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003.
Веснин В. Р. Менеджмент. - М.: ТК Велби, 2004.
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations. Ч.1 - СПб: Издательство ТОО «Триз-Шанс», 1999.
Власова Н. Корпоративная культура //Дела, люди XXI, 2002, №10, январь.
Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR. - М.: Альпина Паблишер, 2002.
Гундарин М. Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации. - СПб.: Питер, 2006.
Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: Инфра-М, 2003.
Демин Ю.М. Бизнес PR. - М.: Бератор-Пресс, 2003.
Джефкинс Ф., Ядин Д. Связи с общественностью. - М., 2003.
Доти Ц. Паблисити и паблик рилейшнз. - М.: Филинъ, 1996.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR: 2-е изд. - СПб.: Союз, 1997.
Зрелов П., Шихирев П., Ратникова Г. О национальной программе «Российская деловая культура». // Служба персонала, № 9, 2004.
Иванова С. Корпоративная культура - эффективное средство мотивации сотрудников // Служба персонала, №9, 2004.
Катков В.М. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Журнал депонированных рукописей, №10 октябрь, 2002
Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2002.
Крылов Н. Традиции и ритуалы: От ремесленников Древнего Рима до компаний ХХ века. // Капитал (Москва), №5, 26.2.2003.
Крылов Н., Никифорук К. Потенциал фирмы зависит от корпоративной культуры. // Капитал (Москва), №9, 26.3.2004.
Культ культуры. // Советник, №10, 2003.
Ладанов И. Социокультура организации. //Управление персоналом, № 5 (35), 2004.
Лукичева Л. И. Управление организацией - М.: Омега - Л , 2008.
Магура М. И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество.// Управление персоналом, 2004, № 11 с.43
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., «Дело», 2002.
Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 2002.
Сащенкова Н. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации. - Обнинск, 2004.
Сухоруков А.С., Веселков А.Ф. Психодиагностика и прогноз успешности как средство повышения эффективности персонала. //Вестник АРБ, Москва, №36, 3.12.2003.
Труды научно-технической конференции «Новые технологии и научно-технические достижения промышленности - человеку, обществу, государству» - ПРОМТЕХЭКСПО XXI
Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М., ЮНИТИ, 2004.
Учись менеджменту. XX. Искусство управления персоналом - недостижимая мечта или дерево строгих нормативов? //Деловой экспресс, №168, 13.5.2003.
Формирование идеологии организации.
Корпоративные ценности. - http://www.justnow.ru/socium/
Функции корпоративной культуры. - http://chalova.nm.ru.
Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс / Пер. с англ. под ред. Г.Е. Алпатова. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Олма-Пресс Инвест, 2003.
Харский К., Тайный покупатель повышает мотивацию персонала. Журнал «Персонал - Микс» №5 - 2003
Чернов Н. Стиль фирмы. // Рекламный мир, Москва, №142, 6.8.2003.
Шихирев П.Н. Хороший климат в коллективе становится стратегическим ресурсом компании. // Финансовые известия, №69, 9.7.2004.
Приложение 1
Вопросы анкеты отбора персонала, соответствующего корпоративной культуре компании:
I. Проанализируйте по степени важности следующие цели компании:
II. Какой стиль руководства для вас предпочтителен?
III. Разделяете ли Вы следующие ценности?
IV. Какие элементы нашей организационной культуры кажутся Вам наиболее и наименее привлекательными и почему? (Впишите свои ответы)
V. По каким критериям, на Ваш взгляд, можно судить о том, что компания является преуспевающей?
Приложение 2
Общие вопросы
1. Существует ли в компании корпоративная культура?
2. Можно ли сказать, что корпоративная культура компании едина или она состоит из разных культур?
3. Равномерно ли распределено влияние корпоративной культуры в компании?
Информация о работе Формирование корпоративной культуры предприятия