Формирование корпоративной культуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы являлось формирование и исследование корпоративной культуры организации на примере предприятия ЗАО «ТЕХСЕРВИС».
В соответствии с этой целью были поставлены задачи:
На основе анализа теоретических источников выделить структуру и элементы корпоративной культуры предприятия.
Описать основные инструменты и методы формирования корпоративной культуры предприятия.
Провести оценку существующей корпоративной культуры предприятия ЗАО «ТЕХСЕРВИС».
Разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры предприятия ЗАО «ТЕХСЕРВИС».

Оглавление

Введение 3
1. формирование корпоративной культуры предприятия: теоретические аспекты 6
1.1. Концепция корпоративной культуры предприятия 6
1.2. Структура корпоративной культуры предприятия 19
1.3. Формирование корпоративной культуры предприятия 33
2. Характеристика деятельности предприятия ЗАО «техсервис» 39
2.1. Производственная деятельность и структура управления предприятием 39
2.2. Анализ кадровой структуры предприятия и оплаты труда персонала 44
3. Формирование корпоративной культуры предприятия зао «техсервис» 55
3.1. Анализ существующей корпоративной культуры предприятия 55
3.2. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры предприятия 59
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 77

Файлы: 1 файл

Диплом Матвеев.rtf

— 1,005.04 Кб (Скачать)

Оплата труда в ЗАО «ТЕХСЕРВИС» производится в соответствии с положениями об оплате труда. На предприятии существует два основных вида оплаты труда:

Сдельно-премиальная оплата труда. Расчет заработка осуществляется по выполненным и перевыполненным показателям. Премирование производится в зависимости от основного заработка рабочего с учетом размера премии, установленной за выполненные и перевыполненные показатели премирования.

Оплата труда инженерно-технических работников осуществляется на основе штатно-окладной системы. В ЗАО «ТЕХСЕРВИС» составляется штатное расписание с перечнем должностей ИТР и служащих и месячных окладов по каждой должности. Эта система является разновидностью повременной формы оплаты труда.

Оплата труда высококвалифицированных специалистов и руководителей осуществляется на основе контрактной системы. Контрактная система оплаты труда является упрощенным вариантом  трудового договора.

На работника, с которым заключено контракт-соглашение, распространяется действующий на предприятии коллективный договор, тарифное соглашение, положение по оплате труда и социальным льготам.

Количество контрактов-соглашений и размер оплаты труда устанавливается для начальников цехов и отделов в пределах средств, выделяемых на предприятии, для остальных работников в пределах средств, выделенных в ФОТ подразделения.

За нарушение производственной, трудовой дисциплины и других видов действий (бездействий), приведшим к негативным результатам работы предприятия или подразделения, размер повышенного тарифа, оклада, надбавок и премий может быть снижен до уровня штатного расписания  или действие контракт-соглашения может быть приостановлено (прекращено) приказом (распоряжением) соответствующего линейного или функционального руководителя и это будет являться существенным изменением условий оплаты труда.

По истечении срока действие контракта-соглашения прекращается, а возобновление его производится на общих основаниях.

Структура фонда оплаты труда ЗАО «ТЕХСЕРВИС»  за 2008 г. приведена в таблице 2.8.

Выплата надбавок по трудовому соглашению производится  высококвалифицированным специалистам при заключении  между  ними  и  исполнительным директором трудового соглашения. Из проведенного анализа структуры фонда оплаты труда  видно,  что значительную часть составляют стимулирующие выплаты.

В целом применяемые на предприятии системы оплаты труда вполне эффективны - с их помощью объективно оценивается деятельность работников.

Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются по согласованию с профсоюзным комитетом.

 

 

 

 

 

Таблица 2.8

Структура фонда оплаты труда за 2008 г.

 

Вид оплаты

Удельный вес в общем ФОТ, %

1. Оплата по окладам

36,4

2. Оплата по среднему заработку

-

3. Доплата за работу в выходные дни

0,3

4. Доплата за заместительство

0,4

5. Оплата очередных отпусков

6,4

6. Оплата ученических отпусков

1.7

7. Оплата частично оплачиваемых отпусков

1,9

8. Вознаграждение за выслугу лет

3,0

9. Доплата за работу в неблагоприятных условиях

5,6

10. Стимулирующие выплаты с районным коэф.

44,3

в т.ч. надбавка по трудовому соглашению

12,7

надбавка за выполнение срочных работ

9,1

надбавка за работу с меньшей численностью

5,6

надбавка за профмастерство

1,0

надбавка из экономии ФОТ

6,0

Премия

4.9

доплата за работу в неблагоприятных условиях

5.0

Итого ФОТ

100,0


 

На оплату труда работников производственных цехов, исполнительного органа и его аппарата, средства ФОТ направляются в соответствии с утвержденными нормативами от объемов выполненных работ и услуг.

На предприятии есть «Положение о премировании», в соответствии с которым выплачиваются премии. Премирование осуществляется в 2 этапа в виде ежемесячного премирования и премирования по итогам работы за квартал. Каждому цеху (аппарату, подразделению) устанавливаются показатели и условия премирования.

Размер премирования устанавливается в пределах норм фонда оплаты труда по подразделению, цеху, бригаде, но не более 75% ставок окладов работников.

Таким образом, работники получают текущие премии и премии за общие результаты работы. Последняя премия исчисляется следующим образом:

Определяется заработок за премируемый период по ставкам (повременно) или сдельным расценкам и умножается на коэффициент по стажу.

Определяется общая зарплата по предприятию работников с учетом стажного коэффициента.

Определяется соотношение средств, выделенных на премирование в общей зарплате по ставкам, сдельному заработку с учетом коэффициентов по стажу работы.

Полученный коэффициент умножается на заработок за премируемый период с учетом коэффициента по стажу работы.

При исчислении надбавки за стаж используются следующие стажевые коэффициенты:

  • меньше 1 года-0,5;
  • от 1 года до 10 лет - 1,0 + 0,1 за каждый год;
  • больше 10 лет-2,0.

В целом применяемые на предприятии системы оплаты труда вполне эффективны - с их помощью объективно оценивается деятельность работников.

Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование корпоративной культуры предприятия ЗАО «ТЕХСЕРВИС»

 

3.1. Анализ существующей корпоративной культуры предприятия

Прежде всего, отметим, что в ярко выраженном виде, в том, как это трактуется в теоретических источниках, корпоративная культура на данный момент в ЗАО «ТЕХСЕРВИС» слабо развита. Это связано с множеством факторов, основными из которых являются структурная перестройка предприятия, смена его руководства, нацеленность предприятия на другие цели и задачи. Проанализируем существующие элементы культуры организации в ЗАО «ТЕХСЕРВИС». Помня, что культуру нельзя определить точно, так как это нечто такое, что возникает в результате взаимодействия различных особенностей организации (некоторые из них обнаруживаются явно, другие - едва различимы), постараемся все же исследовать культуру этой организации.

С использованием анкеты, которая включает в себя расширенное описание четырех типов культур, определим доминирующую культуру в ЗАО «ТЕХСЕРВИС». Данная анкета была составлена доктором Роджером Харрисоном и включает 15 групп из четырех альтернативных формулировок.

Проанализировав существующую культуру организации с точки зрения собственной характеристики, были получены следующие результаты.

Общее число каждой формулировки:

  • культура власти (1) - 41,
  • культура роли (2) - 55,
  • культура задачи (3) - 36,
  • культура личности (4) - 18.

 

 

В ЗАО «ТЕХСЕРВИС» преобладает ролевая культура, хотя и не достаточно явно.

Размер организации является единственной важной переменной, влияющей на выбор структуры и культуры. Имея в своем составе несколько десятков специализированных групп, занимающихся различными направлениями в области высоких технологий, невозможно было эффективно работать без применения систематической координации, разработки и формализации методик и процедур взаимодействия. Только ролевая культура способна была разрешить эти проблемы.

Основными факторами, влияющими на корпоративную культуру и структуру являются цели и задачи, стоящие перед организацией. Основные из них - качество изготовляемой техники и получение прибыли. Такая цель, как качество продукции, легче всего контролируется в ролевой организации.

Неоспоримое влияние на культуру оказывало окружение - экономическое, финансовое, юридическое, политическое, технологическое - которое требовало культуры роли, хорошо приспосабливающейся и отвечающей тому времени, где все было жестко отлажено и определено, кому чем заниматься, и какую продукцию выпускать.

Люди являются последней категорией в системе факторов, влияющих на культуру организации, и, возможно, это самая важная категория, потому что именно они действуют в организации и определяют ее культуру. В условиях существовавшей социальной защищенности всех и каждого со стороны государства, определенности в работе и жизни ни что так не отвечало требованиям людей, как наличие ролевой культуры.

Ввиду явной невостребованности в переходный период 90-х годов в работе многих секторов предприятия, проявились ростки неуверенности, страха перед завтрашним днем. Отпала необходимость в наличии такого количества специалистов в одном предприятии. Несвоевременная оплата за труд и в значительно меньшем размере, чем требует реальность сегодняшнего дня, привели к тому, что молодые, способные и энергичные инженеры стали покидать свое предприятие. Оголились наиболее высокотехнологические сектора и группы. Нарушились устоявшиеся цепочки в структуре организации, так как некоторые сектора просто прекратили свое существование по причине ухода ведущих специалистов в коммерческие структуры и прочие организации. Все это сказалось на общей атмосфере, проявилось недовольство рядовых работников к руководству, в чьей деятельности они видели источники своих бед. Снизилась исполнительская дисциплина, затягивались намеченные сроки окончания работ, проявились тенденции к неисполнению функциональных обязанностей в полном объеме. Негласно вошло в хождение, что такие деньги платят только за приход на работу, а не за ее выполнение. Образовался целый комплекс проблем, без решения которого невозможна нормальная деятельность и выход из столь кризисной ситуации.

Болезнь, переживаемая нашим обществом, не прошла стороной и ЗАО «ТЕХСЕРВИС», поставив перед ним ряд трудно разрешимых проблем, оказав существенное влияние на имеющуюся культуру в организации, поколебав ее многолетние устои и поставила перед выбором альтернативного выхода из этой ситуации. Подытоживая вышесказанное, следует подчеркнуть, что сейчас совершенно недопустимо промедление; настало время принимать решения и действовать.

Как отмечалось выше, формирование корпоративной культуры осуществляется на основании ценностей и организационных норм. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей организации. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников. С точки зрения социологии, персонал - это группа работников, каждый из которых принимает и разделяет общие цели, ценности и нормы организации, имеет определенные личностные ценностные ориентации, обладает необходимым набором качеств и навыков, которые позволяют ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

Очень часто оценить результаты в той или иной деятельности достаточно сложно. Это в полной мере относится и к корпоративной культуре. Каков должен быть результат подобной работы, связанной с формированием корпоративной культуры, проведенный в ЗАО «ТЕХСЕРВИС»? Многие специалисты по корпоративной культуре сходятся во мнении, что главным результатом в этой области является изменение отношения сотрудника к компании, в которой он работает. Классификация сотрудников, которая описана в книге “Пятая дисциплина” Питером Сенге, подразумевает изменение отношения к фирме у сотрудника от нелояльного (когда он вставляет “палки в колеса” своим коллегам) до так называемого состояния “приверженности” компании (когда у него есть понимание, что от его действий зависит будущее компании и он делает не только то “что положено”, но и является инициатором перемен). Правда, надо заметить, что на подобную трансформацию уходят годы. По предварительной оценке, для ЗАО «ТЕХСЕРВИС» на это уйдет около двух лет.

Руководство ЗАО «ТЕХСЕРВИС» одной из самых больших своих ценностей считает сотрудников предприятия.

Ну и, пожалуй, самое сильное влияние на корпоративную культуру оказывает ежедневное поведение и поступки первых лиц ЗАО «ТЕХСЕРВИС», менеджеров и самих сотрудников. Безусловно, здесь первые лица предприятия должны начать работу с себя. Потому что если в ЗАО «ТЕХСЕРВИС» декларируется ценность взаимного уважения сотрудников, а руководитель хамит своим подчиненным, то о формировании нужной корпоративной культуры говорить не приходится. Как только первое лицо начинает вести себя согласно декларируемым в компании ценностям можно требовать того же от топ-менеджеров, затем от менеджеров среднего звена и, наконец, от рядовых сотрудников. Практика показывает, что обратный путь - от сотрудников к руководству не работает.

Информация о работе Формирование корпоративной культуры предприятия