Формирование команд методом соционики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение использования соционики при формировании процессных команд.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Ознакомится с теоретическими вопросами соционики;
Проанализировать характеристику социотипов;
Изучить процессные команды и принцип их формирования.

Оглавление

Аннотация
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты соцоники ______________________________6
Понятие квадры_________________________________________6
Характеристика отношений между социотипами______________9
Процессные команды и принципы их формирования__________18
Глава 2. Практическая часть по вопросу использования соционики при формировании команд__________________________________________________23
Глава 3. Контент-анализ литературных источников_____________________27
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Формирование команд методом соционики.docx

— 73.96 Кб (Скачать)

7. Деловые отношения.

Это отношения равных партнеров. В полной мере дружескими их нельзя назвать, скорее товарищескими. Барьеров в общении не возникает, можно  сказать друг другу все, что угодно. В беседах деловых партнёров один всегда имеет преимущество над другим. Все зависит от того, на какую тему зайдет беседа. В рамках этих отношений возможно совместное деловое сотрудничество. Подводя итог, можно сказать, что эти отношения имеют среднюю степень комфортности. Против такого партнера ничего не имеешь, но в то же время и ничего за. Возникает ощущение разумного минимума, в котором отражается удовлетворение от общения с равным тебе и не скучным партнером.

8. Родственные отношения.

Отношения родственников, которые  говорят о формально нужных в  данных условиях вещах, соблюдая законы вежливости и гостеприимства, но не желают особо вникать в подробности  отношений друг с другом. В отношениях существует взаимопонимание, когда  речь идёт об аспекте, занимающем место 1-й функции, но у партнёров создается  впечатление, что другой берется  за решение проблемы не с того конца  или не в той последовательности и не желает встать на твою точку  зрения. Поэтому партнеры часто стремятся  к некоторой средней линии, компромиссу. В компании эти отношения значительно  улучшаются, потому что поведение  партнера в контактах с другими  людьми обычно очень нравится. В  этом отношении "родственникам" есть чему поучиться друг у друга. Шансы  на обучение, несомненно, тоже есть. Один и тот же случай рассматривается партнерами под разными углами зрения - так, как если бы это давало выгоду другому и приносило ущерб себе. Поэтому партнеры часто кажутся друг другу эгоистами, хотя напрямую таких претензий и не предъявляют. Родственные типы “живут” в одном пространстве, но приспосабливаются и действуют в нём разными способами.

9. Отношения квазитождества.

Это отношения сосуществования  при полном непонимании друг друга. Такое сосуществование может  быть мирным или переходить в выяснение  отношений. Квазитождественный партнер не задевает, как правило, ваши слабые места. Угрозы с его стороны не чувствуется. Но равенства с ним тоже не ощущаешь, как с деловым. Он кажется менее способным, но в тех вопросах, которые у вас не получаются, добивается почему-то гораздо большего. Из-за этого страдает самолюбие обоих: такое положение воспринимается как несправедливость. Самое неприятное в этих отношениях - невозможность понять человека до конца. Всегда возникает проблема "перевода" его информации на свой язык. Написанное квазитождественным почти невозможно читать. Расшифровка его информации отбирает много сил и кажется бесполезной. Беседа с квазитождественным хоть и не тяжела, но удовлетворения не приносит. Кажется, что он все специально запутывает, усложняет или упрощает, уводит в сторону. Главный аргумент: то же самое можно изложить по-другому, понятным языком. Квазитождественные могут найти общие темы для разговора, повозмущаться одним и тем же. Но выходы из трудного положения видят совсем разные. Со временем начинает преследовать чувство бесполезно потраченного времени. Поэтому ничто их особенно не связывает, расстаются легко, без сожаления. Довольно бесцветные отношения, к которым хорошо подходит поговорка: "У вас своя свадьба, а у нас - своя".

10. Отношения социального заказа.

Эти отношения асимметричные, т.е. неравные. Первый партнер относится  ко второму совсем не так, как второй к первому. Первый партнер, который  называется передатчиком заказа, или  просто заказчиком, смотрит на второго, называемого приемником, сверху вниз, как на более низкостоящего, недооценивая его. Второй смотрит на первого (приемник на заказчика), наоборот, как на человека интересного, значимого, переоценивая его поначалу. Приемника может восхищать в заказчике, во-первых, его поведение, манера держаться, умение легко сделать то, к чему стремится приемник, и, во-вторых, стиль изложения его мыслей, его творческий почерк. Приемник в присутствии заказчика невольно начинает заискивать перед ним, угождать ему по каким-то для себя непонятным причинам. Начинается это с мелочей, а потом делается больше и больше, пока приемник сам не начинает сдерживать себя. Причем со стороны это воспринимается так, как будто приемник почему-то оправдывается перед заказчиком.

Вместе с тем для  приемника есть в поведении заказчика  и неприятные, раздражающие моменты. Те черты, которые заказчик выпячивает, для того чтобы, с его точки  зрения, хорошо выглядеть в обществе, привлечь к себе внимание, проникают  в подсознание приемника и  будят неясную смутную тягу к  активности по устранению тех условий, которые заставляют заказчика страдать или вести себя так неестественно. Однако приемнику всегда непонятно, что же надо конкретно делать. Выдаваемый заказ оказывается не индивидуальным, а социальным, т.е. за ним скрываются проблемы той группы людей, в которую включена эта пара. Со стороны отношения социального заказа воспринимаются как ровные, бесконфликтные. Инициатором их почти всегда является заказчик. Приемник ощущает со стороны заказчика какое-то душевное расположение к себе. Заказчик старается всячески поощрить приемника, позаботиться о нем, поддержать его по мере сил. Обратный отклик бывает обычно только на первых порах. Попытки договориться с заказчиком на равных не имеют успеха, обратная связь никак не налаживается. Заказчик, увы, не слышит приемника. Вследствие этого приемник отходит от него и старается держаться на расстоянии, а то и задеть его каким-либо образом, пуская в ход свою сильную функцию, которая у заказчика является предметом лишь периодической заботы. Таким образом, эти отношения могут быть названы отношениями покровительства при отсутствии обратной связи. Со временем они могут перерасти в почти полное игнорирование приемником заказчика. Приход к такому положению говорит о том, что заказ полностью осознан как социальный.

11. Отношения суперэго.

Отношения уважения друг к  другу. Суперэго значит "сверх-я". Партнер воспринимается как далекий и несколько загадочный идеал. Он свободно может делать то, что сам хотел бы, но не позволяешь себе. Его манеры и образ мыслей вызывают интерес. Складываются внешне довольно прохладные отношения при внутренней симпатии друг к другу. Так проявляются эти отношения на далекой дистанции. Если нет темы для беседы, которой бы оба интересовались, общение носит довольно формальный характер. Хочется больше выразить свою точку зрения, чем послушать партнера. Это объясняется тем, что тема беседы всегда попадает в область ведущей, сильной функции одного и нормативной, тренируемой функции другого, слушать которую малоинтересно. Создается впечатление понимания и интереса к себе, хотя и подозреваешь, что он неглубокий.

Когда произошло сближение, характер отношений приобретает  новую, малоприятную сторону. На словах понимание обычно остается хорошим, на деле же получается так, как будто  партнер делает все тебе на зло. На близкой дистанции возникают недоразумения и размолвки. Социотип, с которым Вы находитесь в отношениях суперэго является полной противоположностью Вашему дуалу. Поэтому каждый из партнёров делает противоположное тому, что от него ожидает другой. Это может породить немалые споры. Внутренняя предрасположенность к партнеру при этом не исчезает. Надежда на то, что идеал все-таки достижим, не пропадает.

12. Отношения социальной ревизии.

Это второй вид асимметричных  отношений. Ревизор как бы постоянно  следит за подревизным (подконтрольным), обращая внимание на его слабое место. Создается впечатление, что ревизор постоянно хочет выяснить, что и как делает подревизный. У подревизного часто возникает впечатление, что за ним все время наблюдают, как за подопытным кроликом. Однако это не означает, что ревизор обязательно словесно указывает подревизному на его недостатки. Подревизный внутренне чувствует, что ревизор может сделать это в любой момент и поэтому поначалу находится в его присутствии в некотором напряжении. Ревизор кажется человеком значительным, а то, как он действует, заслуживающим внимания. Признания ревизора хочется заслужить, его похвала очень ценится. Однако ревизор постоянно недооценивает подревизного, мысли и дела которого ему кажутся незначительными, что не может не вызывать обиду подревизного. Сначала это даже стимулирует, хочется доказать ревизору свою полезность, но все попытки не имеют успеха. Ревизор кажется самодовольным и мелочным, он придирается, пытается поучать и перевоспитывать. Подревизный кажется интересным и способным, но ему чего-то не хватает. Ему надо помочь, подсказать, но все советы оказываются бесполезными. Подревизный их не воспринимает, чем еще больше усиливает желание ревизора его перевоспитывать. Подревизный кажется бестолковым, но не потому, что не может (в действительности это так и есть), а потому, что просто не хочет. Это вызывает у ревизора периодическое раздражение.

Отношения ревизии могут  быть названы отношениями опеки  ревизора над подревизным, которая может быть для второго весьма навязчивой. Чувствуя свою уязвимость, подревизный на людях склонен делать попытки выйти из под этой опеки: он задевает ревизора, спорит с ним, пытается давать ему поручения. Однако такие попытки обычно ничем не заканчиваются. Ревизор, как правило, не обижается на подревизного, а продолжает дальше его "воспитывать". Эти отношения хорошо иллюстрируются аналогией "мать – непослушный ребенок". Ревизная пара бывает порой очень спаянной. Все дело в том, что в ней оба ощущают свою социальную значимость: ревизор как опекун-благодетель, без чьей заботы и наставлений подревизный пропадет, а подревизный - как объект опеки, чья ценность признается таким образом. В отношениях социального заказа это чувство выражено гораздо меньше, так как заказчик не предпринимает попыток перевоспитывать своего приемника.

13. Отношения полной противоположности (погашение).

В этих отношениях очень  трудно установить нужную психологическую  дистанцию. Импонирует манера партнера вести себя в обществе, его сердечность, теплота. Это способствует переходу на близкую дистанцию. Однако в таких  отношениях, особенно при присутствии  третьих лиц, начинается конкуренция  рассуждений перерастающая иногда в горячие споры. Со стороны может казаться, что партнёры говорят об одном и том же, но разными словами, при этом, совершенно не понимая друг друга. Сильная функция каждого из них, на основе которой приводятся аргументы, игнорируется вторым.

Часто оба начинают в душе сожалеть о предыдущем переходе к  доверительным отношениям. С одной  стороны, каждый чувствует себя "как  в тылу врага": все начинает воспринимать на свой счет, опасаться неверного  шага, разоблачения. А с другой стороны, он не может видеть, что его партнер - человек в общем-то порядочный и хороший. Избежать взаимных обвинений может помочь только высокий уровень культуры партнеров.

14. Конфликтные отношения.

Это отношения подспудно  назревающего конфликта. Степень психологической  совместимости в этих отношениях наименьшая. Однако это заметно не сразу. Конфликтёр чаще притягивает к себе, чем отталкивает. Он восхищает развитостью тех черт характера, которые у Вас слабы. Контакт и сближение поначалу обоим представляются возможными. Но на этом пути постоянно что-то не ладится. Невольно преследует желание каким-то образом расположить к себе человека. Однако эти попытки не что иное, как хождение по краю пропасти. Всегда грозит опасность свалиться в нее - оказаться втянутым в бесплодные, изматывающие споры. Причем в этих ссорах конфликтёры часто, сами не желая того, бьют друг друга по самым больным местам. Конфликтёру все время хочется что-то доказать, уточнить, договорить, а он, как на зло, не хочет тебя понять. Это вызывает со временем глухое внутреннее раздражение или нервозность. Самое худшее, что у партнеров, связанных конфликтными отношениями, отсутствует взаимопомощь на деле. Они совершенно не защищают друг друга против атаки извне. Имеется в виду не словесная защита, а умение сделать за партнера ту часть работы, которая ему явно не по силам, приходится на его слабые функции. Расставшись с конфликтёром после длительных попыток найти общий язык, испытываешь облегчение.

К благоприятным отношениям следует отнести:

- отношения внутри квадры (1,2,5);

- отношения между представителями  соседних квадр (10,12);

- деловые (7).

Функциональные роли участников процессных команд определяются разделением труда в команде. При подборе социотипов на соответствующие функциональные роли в команде следует отталкиваться от того, что одни участники способны решать какие-либо проблемы хорошо, а другие проблемы им даются тяжело.

Д. Фрэнсис выделяет четыре уровня принимаемых решений:

    1. Рутинный – при котором человек ведет себя в соответствии с программой, «чувствует» ситуацию и делает то, что от него ждут
    2. Активный, при котором нужно проявлять инициативу в рамках выбора среди альтернативных действий наиболее эффективное.
    3. Адаптационный, при котором сотрудник ищет новое решение старой проблемы.
    4. Инновационный – требующий особых способностей к предложению новых методов решения проблемы.

Для оценки состава функциональных и управленческих ролей в процессной команде предлагается использовать метод В.В. Гуленко, который считает оптимальным соотношение числа членов группы, соответствующих исполняемым ролям, к числу несоответствующих в пропорции 3:2.

Соционика различает четыре главных типа отношенческого микроклимата в командах по преобладанию интертипных отношений:

    • Рабочие команды
    • Исследовательские команды
    • Теплые компании
    • Воспитательные коллективы

Каждый тип микроклимата имеет свои преимущества и недостатки в отношении профессиональной деятельности команды. Это позволяет прогнозировать ее направленность на те или иные задачи, разрабатывать эффективный рабочий режим, развивать коммуникативные особенности.

Проанализировав все виды взаимоотношений можно разделить  их на три группы:

      1. Благоприятные отношения – гармоничное  воздействие всех членов команда, повешение взаимной активности, подстегивание друг друга в работе, снятие нагрузки по слабым функциям – все это помогает команде эффективно трудится.
      2. Допустимые отношения – слаженная работа команды, допускающая кризисы психологического характера, носящие конструктивный характер.  Большинство негативных моментов нейтрализуется внутри команды.
      3. Неблагоприятные – деструктивные конфликты, общее снижение эффективности работы, а то и вовсе невозможность осуществления продуктивной совместной деятельности.

Информация о работе Формирование команд методом соционики