Формирование команд методом соционики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение использования соционики при формировании процессных команд.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Ознакомится с теоретическими вопросами соционики;
Проанализировать характеристику социотипов;
Изучить процессные команды и принцип их формирования.

Оглавление

Аннотация
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты соцоники ______________________________6
Понятие квадры_________________________________________6
Характеристика отношений между социотипами______________9
Процессные команды и принципы их формирования__________18
Глава 2. Практическая часть по вопросу использования соционики при формировании команд__________________________________________________23
Глава 3. Контент-анализ литературных источников_____________________27
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Формирование команд методом соционики.docx

— 73.96 Кб (Скачать)

8 функция — «демонстративная»  (эталонная, фоновая), она обычно  проявляется без слов на деле, органично и естественно, без  лишних объяснений.

Участников квадры объединяет определенная общность интересов, которая  проистекает из сходства ведущих  функций. При этом у двух представителей квадры совпадает содержание 1-й  и 2-й функций (программная и творческая), у двух других это же содержание соответствует функциям дополнения и активации (5-й и 6-й), т.е. тем функциям, которые нуждаются в информации и с удовольствием её воспринимают от других.

Квадры можно образовать из достаточно большого количества людей, притом совершенно не обязательно, чтобы  в группе было одинаковое количество представителей каждого из четырёх  типов.

Общение в квадре снимает  физическую и психическую усталость, активизирует, поднимает тонус, обеспечивает психическим иммунитетом перед  жизненными невзгодами. Такой эффект возникает ещё и потому, что  в квадре соединяются именно те интертипные отношения, которые базируются на качествах взаимопомощи и взаимопонимания. Здесь для каждого представителя присутствуют: дополнение, активация, зеркальные и тождественные отношения. В рамках этих отношений эффекты управления и конфликта минимальны. Поэтому совместная работа в квадре исключительно плодотворна и производительна, при этом, квадра – также лучшая группа для совместного отдыха.

 

    1. Характеристика отношений между социотипами.

 

Все взаимоотношения между  социотипами анализируют с точки  зрения совпадения одинаковых информационных потоков, которые могут находится в различных функциях психики.

Принципы анализа взаимоотношений:

  1. Принадлежность к одной из четырех квадр. Квадры имеют общую ценность, которые определяются 3,4,5,6-ой функциями. Отношения внутри квадры более органичны, чем отношения между представителями разных квадр.
  2. Отношения делятся на симметричные и ассиметричные. При симметричном отношении люди получают взаимный выигрыш от общения.
  3. Рассмотрим отношения между двумя экстравертами и двумя интровертами. Эти отношения имеют много общего в методах мотивации, являются более однородными, причем более благоприятные являются отношения между двумя интровертами, а между двумя экстравертами – импульсивными. Между экстравертом и интровертом отношения могут быть разнообразными.

Интертипные отношения отражают специфические характеристики взаимодействия, складывающиеся между представителями различных социотипов. Характер отношений определяется структурой взаимодействующих социотипов и зависит от того, как проявляются у партнёров различные психологические функции.

Интертипные отношения отличаются по четырём относительно простым качествам взаимопонимание, взаимопомощь, управление и конфликт (по Е. Шепетько, 1990). Наиболее общие проявления их следующие:

Взаимопонимание – это способность точно понять друг друга, уловить тот смысл, который вкладывается в слова, возможность встать на точку зрения собеседника, понять причины и цели его поступков. Возможность взаимопонимания в интертипных отношениях определяется степенью совпадения психологических структур. Прежде всего, следует говорить о сильных функциях, т.к. содержание общения, способы аргументации, взгляды на проблему и подходы к её решению обычно определяются теми функциями, которые занимают ведущие позиции (1-я и 2-я). Максимальное взаимопонимание возникает между двумя людьми, имеющими одинаковые социотипы.

Взаимопомощь – это способность правильно, вовремя отреагировать на слова, на просьбу, оказать помощь в затруднительных ситуациях. Всё это создаёт условия для того, чтобы расслабиться, отдохнуть совместно, снять напряжение. Взаимопомощь выражена во взаимодействии двух социотипов тогда, когда сильная функция одного соответствует функциям дополнения или активации другого. В таких случаях происходит естественное разделение обязанностей, продуктивный обмен; и то, что не удаётся сделать одному, с удовольствием выполняет партнёр. Наиболее ярко качество взаимопомощи проявляется в отношениях дополнения.

Управление – это возможность управлять поведением, влиять на поступки, взгляды партнёра. Управление характерно для таких сочетаний социотипов, когда сильная функция одного партнёра соответствует по содержанию такой функции другого, которая менее активна, менее сознательна, но с готовностью «откликается» на предложенную информацию. Наиболее ярко такая картина проявляется в отношениях социального заказа, когда 1-я (программная) функция одного социотипа «включает» 7-ю функцию (эталонов) другого.

Конфликт – проявляется через противопоставление позиций, способность видеть и отмечать то, что неприятнее всего для другого, способность не соглашаться в мелочах. Ядром отношений конфликта служит столкновение 1-й (программной) функции одного и 3-й (болевой) другого. Получается, что конфликтёры, сами не желая того, бьют друг друга по самым больным местам: самовыражение и усиленный интерес одного к некоторому содержанию держат в постоянном напряжении второго. Качество конфликтности может появляться и тогда, когда «встречаются» 1-я (программная) и 8-я (игнорирования) функции партнёров. Такие отношения не случайно называются «погашением»: партнёры как бы «не слышат друг друга», и значимая для каждого из них информация не находит своего адресата.

Названные простые качества интертипных отношений различаются  по степени комфортности. По этому  признаку они располагаются так: взаимопомощь, взаимопонимание, управление, конфликт; где взаимопомощь соответствует  максимальному комфорту, конфликт –  минимальному. Степень комфортности интертипных отношений зависит  от присутствия в них и сочетания  названных простых качеств.

Существует 14 видов интертипных отношений. Их расположение по степени комфортности следующее:

  1. Дуальные
  2. Активация
  3. Полудуальные
  4. Миражные
  5. Зеркальные
  6. Тождественные
  7. Деловые
  8. Родственные
  9. Квазитождество
  10. Отношения социального заказа
  11. Суперэго
  12. Отношения социального контроля
  13. Погашение (полная противоположность)
  14. Конфликт

Рассмотрим более подробно каждое из них.

1. Дуальные отношения

Отношения между социотипами, когда каждый из партнёров имеет  нужные для другого дополняющие  качества, называют отношениями дополнения (дуальными), сам процесс дополнения дуализацией. Эти отношения являются оптимальными для обеспечения жизнедеятельности индивида. Особенно, если речь идет о создании семьи, когда психологическая дистанция между партнерами короткая. Эти отношения - самые удобные, там не нужно приспосабливаться друг к другу. Общаясь с дуалом, человек может оставаться самим собой. Происходит естественное разделение обязанностей, и человек в такой паре получает возможность заниматься посильным и интересным для себя делом. То, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно ценных и редких способностей, умений. Постоянное удивление и нужные (не любые, а нужные) похвалы поддерживают и подзадоривают. В дуальных парах редко возникают конфликты, а если и возникают, то быстро и безболезненно разрешаются. Дуалы поддерживают друг друга, не задевают обидными замечаниями, не делают того, что не нравится другому.

Поначалу во время общения  с дуалом особого комфорта человек не испытывает. Все протекает обыденно и каких-то эмоций не вызывает. Дуал воспринимается как нечто вполне естественное, однако его присутствие успокаивает, дает чувство защищенности. Насколько этот человек был тебе нужен, воспринимаешь только тогда, когда расстался с ним. Это - норма отношений для будней, для повседневной жизнедеятельности. Человек без дополнения, то есть недуализированный неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват.

Дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно осознаются и собственная полезность другим людям, и собственное место обществе. Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Дуализация является обязательным условием не только удачного психического, но и удачного физического функционирования организма. Дуалы легко сходятся при появлении общих интересов, так же просто и расходятся при их отсутствии.

2. Отношения активации

Эти отношения - самые легкие, общение завязывается почти сразу. Никаких затруднений в общении  не возникает, что поначалу приятно  удивляет. Партнеры как бы "разогревают" друг друга" поощряют активность друг друга. Такое общение очень притягивает. Контакт здесь устанавливается  быстрее, чем с дуалом. Однако с течением времени наступает "перегрев", появляется усталость от партнера, постоянно вас активизирующего. В этом случае от него нужно отдалиться. Через некоторое время опять хочется испытать действие активизации. Отношения могут приобрести характер пульсации. Однако такая приятность и легкость общения, которую очень ценишь на отдыхе, сменяется проблемами, когда партнеры принимаются за совместные повседневные дела. Неприятно задевает то, что партнеры начинают давать друг другу советы по слабым функциям, вместо того, чтобы взять эти проблемы на себя.

Активационные отношения  плохо подходят для будней, т.к. не обеспечивают оптимальной жизнедеятельности. Их предназначение - общение по праздникам или вообще в свободное время, когда нужно отдыхать, а не работать. Слишком тесный и долгий контакт истощает активаторов.

3. Отношения полудополнения.

Отношения неполного дополнения. На словах понимание между партнерами хорошее. Устремления друг друга  понятны. У полудуалов всегда много тем для бесед и эти беседы не утомляют. Полудуалы, особенно если это лица противоположного пола, вызывают взаимный интерес, тянутся друг к другу. Но где-то на полпути к сближению кто-либо из них совершает такой поступок, который резко все рушит, отбрасывает их к исходным рубежам. Однако партнеры не обижаются друг на друга, успокаиваются и вновь предпринимают попытки сближения, чтобы в очередной раз споткнуться на ровном, казалось бы, месте. Комфорт в общении с полудуалом контрастен: то радость сближения, то недоумение и разочарование.

4. Миражные отношения.

Это отношения расслабления. Ни одно из интертипных отношений  так не расслабляет и не расхолаживает  партнеров, как миражное. С "миражным" партнером приятно отдыхать или  обсуждать посторонние темы. Человек  как бы расплывается, деконцентрируется, превращается в зыбкий мираж. При таком партнере не хочется заниматься делами. Деловое сотрудничество при таком характере отношений затруднено. Совершенно непонятны мотивы поступков друг друга. То, к чему стремится партнер, кажется несущественным, не заслуживающим внимания. Ожидают друг от друга совершенно иной активности. Поэтому один охлаждает другого в его деловых замыслах. Партнеры как будто играют в испорченный телефон. Оба настроены к способностям друг друга критически. Размолвки в этих отношениях, как правило, непродолжительны. Партнеры тянутся друг к другу. Временами отношения становятся очень хорошими и теплыми. Это происходит тогда, когда они мало говорят на конкретные темы, а больше делают работу вместе. Обсуждение результатов успешно законченной работы воодушевляет, но при новых попытках приняться за дело вновь сталкиваются с теми же трудностями. Но вместе вряд ли можно многого достичь из-за невозможности собраться и работать в полную силу.

5. Зеркальные отношения.

Эти отношения получили свое название из-за того, что слова одного отражаются, как в зеркале, в поступках  другого. О чем любит рассуждать один из "зеркальщиков", то другой реализует своим поведением. Однако такая реализация никогда не бывает полной, 100-процентной. Зеркало оказывается  искривленным, так как корректирует, исправляет свои поступки каждый исходя из совсем других норм поведения, чем  партнер. По этой причине и возникает  недоумение, а порой и претензии  друг к другу. Каждый стремится подправить поведение партнера, однако такие  попытки перевоспитания не имеют  шансов на успех. С другой стороны, если учитывать чисто словесную сторону  общения, зеркальные отношения могут  быть названы отношениями конструктивной критики. Дело в том, что в зеркальной паре всегда найдутся общие темы для  бесед и обсуждений. Причем каждый видит лишь 50% одной и той же проблемы, поэтому всегда интересно, что думает по этому же поводу "зеркальщик". В результате совместной работы происходит взаимная коррекция, уточнение. Критика почти всегда является конструктивной, так как действительно может быть учтена. Эти отношения хорошо подходят для дружбы, основанной на совместных интересах и увлечениях. Зеркальщики - часто хорошие приятели, им интересно вместе, хотя в общении не хватает полной откровенности и теплоты. По-настоящему теплая атмосфера возникает лишь тогда, когда появляется дуал одного из них, который обязательно является активатором другого.

6. Тождественные отношения.

Между тождественными партнерами складываются отношения полного  понимания, но неумения помочь друг другу. Тождественные типы личности одинаковыми  глазами смотрят на мир, аналогичным  образом осмысливают поступающую  информацию, делают почти одни и  те же выводы, а также сталкиваются с одними и теми же проблемами. Видя это, у каждого возникает сочувствие к другому. Партнера хочется поддержать, оправдать тем или иным образом, так как чувствуешь, что в этой ситуации сам поступил бы также. С другой стороны, тождественное общение быстро надоедает, т.к. не даёт новой информации. Исключение составляет случай большой разницы в опыте или знаниях. Тогда может возникнуть большой интерес и тяга друг к другу, так как идет быстрое и эффективное обучение - перекачка информации. Такие отношения являются идеальными для пары "учитель-ученик". Совместная работа в этом случае тоже эффективна, так как происходит сложение сил в одном направлении. Тождественные отношения имеют большое воспитательное значение, так как позволяют взглянуть на себя со стороны, объективно оценить свои достоинства и недостатки. Эти отношения помогают выработать адекватную (правильную) самооценку.

Информация о работе Формирование команд методом соционики