Формирование команд методом соционики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение использования соционики при формировании процессных команд.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Ознакомится с теоретическими вопросами соционики;
Проанализировать характеристику социотипов;
Изучить процессные команды и принцип их формирования.

Оглавление

Аннотация
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты соцоники ______________________________6
Понятие квадры_________________________________________6
Характеристика отношений между социотипами______________9
Процессные команды и принципы их формирования__________18
Глава 2. Практическая часть по вопросу использования соционики при формировании команд__________________________________________________23
Глава 3. Контент-анализ литературных источников_____________________27
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Формирование команд методом соционики.docx

— 73.96 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Костромской государственный  технологический университет»

(ГОУ ВПО КГТУ)

 

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

Специальность: 080502 Экономика и  управление на предприятии 

 

Дисциплина: Менеджмент

 

 

Курсовая работа

 

тема: «Формирование команд методом соционики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка Смирнова А.А.

ГОУ ВПО КГТУ, ИУЭФ, 3 курс

Группа 08-Э-4

Руководитель: Дудяшова В.П.

 

 

Кострома 2011г.

 

Содержание.

Аннотация

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты соцоники ______________________________6

      1. Понятие квадры_________________________________________6
      2. Характеристика отношений между социотипами______________9
      3. Процессные команды и принципы их формирования__________18

Глава 2. Практическая часть по вопросу использования соционики при формировании команд__________________________________________________23

Глава 3. Контент-анализ литературных источников_____________________27

Заключение

Библиографический список

 

Аннотация

Объем курсовой – 31 страница

Количество таблиц – 4

Количество литературных источников – 2

В данной работе используются следующие ключевые понятия:

  • Квадра;
  • Социотип;
  • Интертипные отношения;
  • Процессная команда;
  • Управленческая роль;
  • Функциональная роль;
  • Микроклимат.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Отношения к работе и коллегам представляют собой устойчивые чувства, выражающиеся в убеждениях и типах  поведения, они направлены на производственную деятельность, членов своей рабочей  группы, организационную среду. Важнейшим  показателем отношения к производственной деятельности является удовлетворения работой. Степень удовлетворенности  работой влияет на эффективность  деятельности организации. Уровень  удовлетворенности работой можно  оценивать с помощью теорий ранжирования или анкетирования, критических  ситуаций, а также через интервью.

Отношения между сотрудниками в организации складываются с  учетом как интересов производства, так и психологической совместимости членов группы, восприятия ими друг друга. От господствующего типа взаимоотношений в коллективе зависит сплоченность группы. Под сплоченностью понимают уровень психологической общности, устойчивость межличностных взаимоотношений, взаимодействия и степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Сплоченность группы зависит  и от того, насколько привлекательными кажутся друг другу ее члены. Для  этого часто используются социометрические исследования. Данные которых помогают воссоздать картину взаимоотношений в группе и персональное положение каждого человека в ней. На его социометрический статус в группе влияет много: умственная одаренность, внешний вид, профессиональная пригодность, общительность и другие факторы.

Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной. Сегодня  в психологической печати много  говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, а в  частности, не затронуты особенности  межличностных отношений. Мы знаем, что организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому  на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые  обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании  межличностных отношений, что и  является научной новизной. Если руководитель не умеет регулировать межличностные  отношения в коллективе, не знает  их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация  терпит экономический крах. Всё это  обусловило выбор темы исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение использования соционики  при формировании процессных команд.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие  задачи:

    • Ознакомится с теоретическими вопросами соционики;
    • Проанализировать характеристику социотипов;
    • Изучить процессные команды и принцип их формирования.

Данная курсовая работа состоит  из аннотации, введения, теоретической  главы, практической главы, контент-анализа литературных источников, заключения и библиографического списка.

В аннотации указывается объем работы, количество таблиц, количество используемых литературных источников, а так же перечень используемых в работе ключевых слов.

В введении показывается актуальность данной темы, сформулированы цель и задачи работы.

Теоретическая часть является главной, она содержит необходимые понятия и определения и классификации по вопросу использования соционики в формировании процессной команды.

Практическая  часть содержит рисунки, диаграммы, схемы, графики, таблицы, обобщающие материалы, изложенные в теоретической части.

Контент-анализ содержит анализ используемых литературных источников.

Заключение содержит выводы по проделанной работе.

Библиографический список содержит перечень используемой литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты соционики

 

    1. Понятие квадры

 

Знание соционики позволяет  более эффективно организовать управление персоналом. Во-первых, это оптимальный  подбор кадров и их расстановка с  учетом психоинформационной совместимости, что обеспечивает как деловую, так и психологическую совместимость. При этом возможно создание сплоченных команд единомышленников с высоким коэффициентом полезного действия, в котором происходит взаимное усиление и поддержка действий друг друга.

Самым сложным является идентификация  социотипа человека. Если он определен  неверно, то его способности также  будут определены неправильно и  может оказаться так, что мы будем  заставлять человека решать те задачи, которые он решать не может. Поэтому  данному вопросу соционики уделяют  особое внимание. Выделяют три способа  идентификации  социотипа: беседа, тестирование, метод «досье». Идеальным методом  является беседа, но такой способ хорош  при определении социотипа близких  людей, в случае определения социотипов участников процессных команд он не приемлем. К тому же метод требует больших  затрат времени. Метод «досье» - сбор информации о внешности и манере поведения человека – также является надежным, но слишком трудоемким для  большого количества людей. Поэтому  в случае формирования процессной команды  следует использовать тестирование.

  Критерием определения  соответствия требований к социально-психологическим  аспектам участников процессных  команд по всем направлениям  оценки в предлагаемой методике  является сравнение фактических  оценок с нормативными значениями, установленными как для каждого  участника команды, так и для  процессной команды в целом.

Нормативными считаются  значение для определения соответствия участника процессной команды его  функциональной и управленческой роли будут социотипы, по своим характеристикам подходящие для данных ролей. А нормативом для характера взаимоотношений участников в команде будет вит интертипных отношений между социотипами, подобранный для каждой процессной команды на основе анализа особенностей её работы и взаимоотношений с другими процессными командами.

При создании коллективов  единомышленников, объединенных общей  идеей, общей целью, ориентированных  на решение каких-либо важных задач, может оказаться полезным соционическое  понятие квадры.

Квадра - группа из четырёх социотипов, объединенная общими социально-психологическими приоритетами и выполняющая в процессе социального развития строго определённую миссию. Социотипы каждой квадры селектируют из окружающего мира те информационные аспекты, которые полностью охватывают один из четырёх этапов естественного цикла развития общества. Селекция информации производится по позициям двух устойчивых блоков социомодели – ЭГО и СУПЕРИД.

Процесс эволюции в обществе рассматривается соционикой как последовательность сменяемых этапов, каждый из которых характеризуется своим морально-психологическим климатом и системой исповедуемых ценностей. За каждый из таких участков развития несет ответственность одна из четырёх квадр (лат. quadrum – четырёхугольник). Квадральные группировки чередуются следующим образом:

Первая квадра (альфа) –  это ПРОСВЕТИТЕЛИ, которые создают  и распространяют в обществе принципиально  новые идеи социального развития. К квадре Просветителей относятся  те социотипы, селективные позиции которых заполнены целеполагающими функциями – I, L, E, S (см. статью ИНФОАСПЕКТ), а именно Искатель (ИЛЭ), Аналитик (ЛИИ), Энтузиаст (ЭСЭ) и Посредник (СЭИ). Основные признаки этой квадры – демократизм (открытость, плюрализм, преобладание горизонтальных управленческих связей) и дискутивность (совещательность, отсутствие силового компонента в принятии решений).

Вторая квадра (бета) –  это ВОПЛОТИТЕЛИ, которые превращают первоначальную концепцию в законченную  идеологию и внедряют новые порядки, создавая соответствующие им организационные  структуры). Селективные позиции социотипов квадры Воплотителей занимают двигательные инфоаспекты – F, L, E, T. В эту квадру входят Наставник (ЭИЭ), Маршал (СЛЭ), Инспектор (ЛСИ) и Лирик (ИЭИ). Основные признаки этой жесткой квадры – аристократизм (закрытость, преобладание вертикальных, иерархических управленческих связей) и резолютивность (решительность, большой вес волевых методов).

Третья квадра (гамма) –  это РЕФОРМЕРЫ, которые снимают  накопившиеся на предыдущем этапе противоречия через критику допущенных ошибок и реформирование отживших жестких  структур. Социотипы этой квадры селектируют экзекутивные (исполнительные) инфоаспекты из внешнего коммуникативного пространства – P, T, R, F. Квадра Реформеров включает в себя социотипы Политик (СЭЭ), Предприниматель (ЛИЭ), Критик (ИЛИ) и Хранитель (ЭСИ). Основные признаки этой самой динамической квадры – демократизм (открытость, децентрализация, многоукладность) и резолютивность (приоритет силовых методов, решительные и активные действия).

Четвертая квадра (дельта) –  это ПЕРФЕКТОРЫ (совершенствователи), которые доводят первоначальную, но реформированную идею до исчерпания путем совершенствования ее организационного воплощения. В селективных позициях квадры Перфекторов стоят инерциальные инфоаспекты – P, S, I, R. Она состоит из социотипов Управитель (ЛСЭ), Мастер (СЛИ), Советчик (ИЭЭ) и Гуманист (ЭИИ). Основные признаки Перфекторов – аристократизм (закрытость, элитарность, качество жизни) и дискутивность (совещательность, принятие решений ненасильственными методами).

Квадра считается группой  максимальной комфортности. Она обеспечивает легкость коммуникации и восстановление физических и моральных сил людей. Однако в ней не решается задача создания рабочего напряжения, она  приводит к постепенному затуханию, так как не порождает необходимых  для восходящего развития противоречий.

В противовес квадральной эволюции – постепенному, плавно-затухающему развитию, в социуме параллельно возникают структуры инволюции – скачкообразного, возвратно-поступательного, «возгорающегося» развития. Эта тенденция разрушает «сонное царство» квадрированного общества и вносит в него живую струю толчков-мутаций, способствующих переходу на новые стартовые рубежи.

Психические функции:

1 функция — «базовая»  (программная), она определяет доминирующие  сферы приложения сил и программу  действий носителя социотипа.

2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности  и стиль реализации программной  функции.

3 функция — «ролевая»  (нормативная), по ней человек  обычно старается показать себя  компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.

4 функция — «болевая»  (мобилизационная), точка наименьшего  сопротивления; по болевой функции  человек болезненно воспринимает  информацию и нуждается в тактичной  помощи, желательно без лишних  слов (как это делает фоновая).

5 функция — «внушаемая»  (суггестивная), по ней человек  воспринимает информацию некритично  и с благодарностью, нуждается  в помощи и советах. В то  же время, человек плохо осознаёт  свои потребности по данной  функции вплоть до возникновения  конкретных проблем — «чего-то  хочется, а чего конкретно —  непонятно».

6 функция — «активационная»  (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.

7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо  воспринимает и обрабатывает  информацию, но предпочитает скорее  критиковать ошибки других по  данной функции, чем самому  проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает  нежелательное воздействие на  себя, выражает несогласие или  отказ.

Информация о работе Формирование команд методом соционики