Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:46, курсовая работа
Целью работы является изучение и характеристика стилей руководства и факторов, оказывающих влияние на его формирование.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть культуру и стиль управления;
- обосновать стиль управления как многокомпонентную характеристику менеджмента;
- проанализировать выбор эффективного стиля управления и его развитие
Введение 3
1. Культура и стиль управления 5
2. Стиль управления как многокомпонентная характеристика менеджмента 15
2.1. Подходы к определению стиля руководства 15
2.2. Формирование стиля управления и факторы его определяющие 38
3. Выбор эффективного стиля управления и его развитие 41
Заключение 44
Список использованных источников
Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
На
формировании стиля руководства
сказывается также уровень
Если обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.
Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.
В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.
Руководство
является до некоторой степени искусством.
Возможно, по этой причине исследователи
не смогли разработать и обосновать теорию
эффективного стиля руководства, которой
бы можно было использовать в самых разных
ситуациях и самым разным руководителям.
Но возможно если бы этот стиль был выработан,
то само руководство потеряло бы всю свою
привлекательность, рискованность, превратилось
бы в набор стандартных действий и приемов.
Но все рассмотренные стили руководства
помогут руководителю научиться выбирать
стиль, сообразный конкретной ситуации.
В некоторых ситуациях руководители могут
добиться эффективности своей работы,
структурируя задачи, планируя и организуя
задачи и роли, проявляя заботу и оказывая
поддержку. В других ситуациях руководитель
может посчитать более правильным оказывать
влияние на подчиненных, а не структурировать
условия осуществления их работы. Со временем
те же самые руководители сменят стиль
из-за изменения характера задачи, с возникающими
перед подчиненными проблемами, давлением
со стороны высшего руководства и многими
другими факторами, характерными для организации.
Поэтому эффективные руководители – это
те, кто может вести себя по-разному –
в зависимости от требований реальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя
рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства.
От
выбора стиля руководства зависит
не только авторитет руководителя и эффективность
его работы, но так же атмосфера в коллективе
и взаимоотношения между подчиненными
и руководителем. Когда вся организация
работает достаточно эффективно и ровно,
то руководитель обнаруживает, что помимо
поставленных целей достигнуто и многое
другое, – в том числе и простое человеческое
счастье, взаимопонимание и удовлетворенность
работой.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М., 1994г. с.502, 514.
2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Изд-во ТРТУ. Таганрог, 1997. 495 с.
3. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993. 315 с.
4. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. - Н.Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.
5. Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления М.: Изд-во «Экономика» 2001. 240 с.
6. Журавлев А. Л. Стиль руководства и организация соревнования. – В книге: Социално-психологические аспекты социалистического соревнования. – М.. 1977г.
7. Иванцевич Дж. М. Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления – М., 1993г. 300 с.
8. Кибанов А. Я. Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. – М., 1993г. с. 69
9. Кибанов А. Я. Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. – М., 1993г. с. 634
10. Кричевский Р. Л. Если вы – руководитель. – М., 1988г.
11. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: Издание «Наука» 1996. 136 с.
12. Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного// Проблемы теории и практики управления. 1995г. 109 с.
13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 701 с.
14. Питер Ф. Драккер. Управление нацеленное на результаты. –Политическая школа бизнеса. – М., 1994 г.
15. Попов С. Стиль и методы руководства: Сборник /сост. Попов С., Подволкий Г., - М.: Московский рабочий, 1985. 293 с.
16. Психология управления: курс лекций /Отв. Ред. Удальцова М. В. -Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М., 1997г.
17. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. – М., 1998г.
18. Руденко В.И. Менеджмент. Конспект лекций. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 192 с.
19. Русалинова А. А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как субъект и объект управления. – Л., 1980г. с. 101
20. Сейнер Р. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях.//Вопросы теории и практики управления. –1994.-№3
21. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л., 1986г.
Семенов А. К., Маслова Е. Л. психология и этика менеджмента бизнеса. – М.,2000г.
22. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. с.66
23. Филипов А. В. Ильин Г. Л. Проблема организованного труда в психологии управления // Вопросы психологии. 1987г. № 5
24. Шакуров Р. Х. Социально психологические проблемы руководство
25. Самый
лучший стиль управления [Электронный
ресурс]: http://www.rokf.ru/carera/
26. Яккока
Л. Карьера менеджера. – М., 1990г. с 206
Информация о работе Формирование и развитие стиля менеджмента