Формирование и развитие стиля менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и характеристика стилей руководства и факторов, оказывающих влияние на его формирование.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть культуру и стиль управления;
- обосновать стиль управления как многокомпонентную характеристику менеджмента;
- проанализировать выбор эффективного стиля управления и его развитие

Оглавление

Введение 3
1. Культура и стиль управления 5
2. Стиль управления как многокомпонентная характеристика менеджмента 15
2.1. Подходы к определению стиля руководства 15
2.2. Формирование стиля управления и факторы его определяющие 38
3. Выбор эффективного стиля управления и его развитие 41
Заключение 44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Формирование и развитие стиля менеджмента.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

      Руководителю  трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный  и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

      Успешность  выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

      Проведенное исследование показывает, что отдельный  тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них.  Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

      На  формировании стиля руководства  сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

      Если  обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок.  И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.

      Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.

      В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит  в подчиненных не более как исполнителей. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

      Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Проведенные исследования показали, что в  своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы.     Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя

рассмотренные в данной работе модели, которые  изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства.

      От  выбора стиля руководства зависит  не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.  Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.  
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Герчикова   И.  Н.   Менеджмент.  Учебное   пособие.  -  М.,  1994г. с.502, 514.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Изд-во ТРТУ. Таганрог, 1997. 495 с.

3. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993. 315 с.

4. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. -  Н.Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.

5. Журавлев А.А.  Стиль в современной психологии управления    М.: Изд-во «Экономика» 2001. 240 с.

6. Журавлев А. Л.  Стиль руководства и организация соревнования. –  В книге:    Социално-психологические    аспекты    социалистического соревнования. – М.. 1977г.

7. Иванцевич Дж. М.  Лобанов А. А.  Человеческие ресурсы  управления – М., 1993г. 300 с.

8. Кибанов А. Я.  Захаров  Д.  К.   Формирование  системы  управления персоналом на предприятии. – М., 1993г. с. 69

9. Кибанов А. Я.  Захаров  Д.  К.   Формирование  системы  управления персоналом на предприятии. – М., 1993г. с. 634

10. Кричевский Р. Л.   Если вы – руководитель. – М., 1988г.

11. Леонтьев А.Н. Психология руководителя.   М.: Издание «Наука» 1996. 136 с.

12. Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое  звено  внутрифирменного// Проблемы теории и практики управления. 1995г. 109 с.

13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 701 с.

14. Питер  Ф.  Драккер.    Управление  нацеленное  на  результаты.  –Политическая школа бизнеса. – М., 1994 г.

15. Попов С. Стиль и методы руководства: Сборник /сост. Попов С., Подволкий Г., - М.: Московский рабочий, 1985. 293 с.

16. Психология управления: курс лекций /Отв. Ред. Удальцова М.  В.  -Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М., 1997г.

17. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. – М., 1998г.

18. Руденко В.И. Менеджмент. Конспект лекций. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 192 с.

19. Русалинова  А.  А.  Некоторые  характеристики  руководителя   как  субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как субъект и объект управления. – Л., 1980г. с. 101

20. Сейнер Р. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях.//Вопросы теории и практики управления. –1994.-№3

21. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л., 1986г.

Семенов А. К., Маслова Е. Л. психология  и  этика  менеджмента бизнеса. – М.,2000г.

22. Управление персоналом в условиях социальной рыночной  экономики  / Под. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. с.66

23. Филипов А. В.   Ильин Г.  Л.   Проблема  организованного  труда  в психологии управления // Вопросы психологии. 1987г. № 5

24. Шакуров Р.  Х.   Социально  психологические  проблемы  руководство

25. Самый лучший стиль управления [Электронный ресурс]: http://www.rokf.ru/carera/2007/05/23/204028.html (дата обращения 19.12.2010).

26. Яккока Л.  Карьера менеджера. – М., 1990г. с 206 
 

Информация о работе Формирование и развитие стиля менеджмента