Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:46, курсовая работа
Целью работы является изучение и характеристика стилей руководства и факторов, оказывающих влияние на его формирование.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть культуру и стиль управления;
- обосновать стиль управления как многокомпонентную характеристику менеджмента;
- проанализировать выбор эффективного стиля управления и его развитие
Введение 3
1. Культура и стиль управления 5
2. Стиль управления как многокомпонентная характеристика менеджмента 15
2.1. Подходы к определению стиля руководства 15
2.2. Формирование стиля управления и факторы его определяющие 38
3. Выбор эффективного стиля управления и его развитие 41
Заключение 44
Список использованных источников
3.
«Культура задачи». Эта
4.
«Культура личности». Этот тип
культуры обнаруживается не
В основе культуры управленческого труда лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них следующие:
-
юридические нормы – знание
и выполнение юридических норм,
отраженных в государственно-
- моральные нормы – регулируют поведение менеджера в области нравственности и морали;
- организационные нормы – подчинение структуре организации, учитывают состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; подчинение правилам внутреннего распорядка и другим нормам организационного плана, принятым в организации;
- экономические нормы – регулируют экономическую деятельность организации, в том числе и менеджера.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»). Авторитарный стиль руководства находит широкое применение в силовых органах власти (МВД, ФСБ, МЧС, Минобороны), где необходимо быстрое принятие управленческого решения и доведение его без осуждений и искажений до нижестоящих подразделений Здесь особо велика роль первого руководителя (лидера), обладающего большим запасом знаний и умений, опытом решения типовых ситуаций, харизматическим влиянием на подчиненных в сочетании с умением штабных специалистов подготавливать варианты проектов решений.
Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам (деньги, женщины и власть), т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.
Либеральный
стиль заключается в том, что
руководитель в принятии решений
ориентируется на цели и интересы
отдельных групп трудового
Смешанный
стиль предусматривает
Таблица 1.1
Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | |||
авторитарный | демократический | либеральный | смешанный | |
Методы принятия решений | Единолично решает вопросы | Перед принятием решения советуется с подчиненным | Ждет указаний от руководства или решения совещания | Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит | Просит, упрашивает | Исходя из ситуации приказывает, предлагает, согласовывает |
Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимает с себя всякую ответственность | Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных | Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается | Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы |
Отношение к недостаткам знаний | «Все знает и умеет», редко повышает квалификацию | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных | Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию |
Стиль общения | Держит дистанцию, не общителен | Дружески настроен, любит общение | Вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе | Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный |
Характер отношений с подчиненными | Жесткий, диктуется настроением | Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль | Мягок, покладист | Преимущественно доброжелательный |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям | Поддерживает формальную дисциплину, хотя, иногда «покрывает нарушения» |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Использует различные виды вознаграждения и наказания | Чаще всего пользуется вознаграждением | В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы |
2. СТИЛЬ
УПРАВЛЕНИЯ КАК
2.1.
Подходы к определению стиля
руководства
1)
«Одномерные» стили руководства
Используя
для анализа различные
классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким – то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.
Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).
а) Система Дугласа Мак Грегора
Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотрения системы Дугласа Мак Грегора. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и выполнять возложенные на него задачи. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие. Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух
противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по
отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа теория Х, а другая теория Y.
Теория
Х описывает такой тип
директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом:
1) Люди изначально не любят трудиться и ри любой возможности избегают работы;
2)
У людей нет честолюбия, и они
стараются избавиться от
3)
Больше всего люди хотят
4)
Чтобы заставить людей
Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управления.
Теория Y описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде. Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения:
1) Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
2)
Если люди приобщены к
3) Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
4)
Способность к творческому
Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающиеся как теории Х, так и теории Y. Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение теории Y, а также какие последствия может вызвать применение теории Х. Существуют такие условия, при которых развитие организации осуществляется по принципам теории Y. Руководители в данном случае в условиях равноправия имеют полную поддержку со стороны подчиненных и руководителей среднего звена. При этом руководитель для подчиненного является наставником. Они могут иметь различные позиции по иным вопросам, но мнение друг друга обязаны уважать. Менеджер, придерживающийся теории Y, позволяет подчиненному самому устанавливать сроки выполнения заданий, если он хочет совмещать различные виды деятельности.
Информация о работе Формирование и развитие стиля менеджмента