Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа
Стратегический менеджмент – обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Пара слов о позициях СЗХ компании на рынке пива. В таблице 3 ясно отражено, что наибольшую выручку приносят СЗХ, расположенные в зоне чистого лидерства (порядка 40%), что, безусловно, является огромным плюсом. Однако нельзя упускать из виду печальный факт, что около 30% выручки приносят СЗХ сильные последователи и последователи. Эта проблема должна быть решена в дальнейшем.
Построение матрицы «Рост / Рост»
Матрица «Рост / Рост» строится на основании следующих данных: рост компании по каждой СЗХ (по оси абсцисс) и рост рынка (по оси ординат).
№№ |
СЗХ |
Темп роста выручки |
Темп роста рынка |
1 |
Лицензионные марки, РФ |
34,2% |
11,4% |
2 |
Лицензионные марки, СНГ |
17,9% |
12,0% |
3 |
Премиальные, РФ |
18,7% |
17,4% |
4 |
Премиальные, СНГ |
7,5% |
12,0% |
5 |
Среднеценовой, РФ |
18,3% |
23,6% |
6 |
Среднеценовой, СНГ |
16,5% |
19,8% |
7 |
Экономичный, РФ |
18,3% |
23,3% |
8 |
Экономичный, СНГ |
19,2% |
15,1% |
9 |
Дешёвый, РФ |
24,1% |
24,0% |
10 |
Дешёвый, СНГ |
15,5% |
23,2% |
Для анализа динамики изменения доли рынка компании «Балтика» по каждой СЗХ строится таблица по результатам матрицы «Рост / Рост».
Таблица 5 – Анализ динамики изменения ОДР компании
Увеличение доли рынка |
Сохранение доли рынка |
Уменьшение доли рынка |
Лицензионные марки, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Дешёвый, СНГ |
Лицензионные марки, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Премиальные, СНГ |
Экономичный, СНГ |
Премиальные, РФ |
Среднеценовой, РФ |
Экономичный, РФ | ||
19,02% |
39,47% |
41,51% |
Стоит отметить, что 41,51% СЗХ компании «Балтика» грозит уменьшение доли рынка в обозримом будущем при условии, что менеджеры не будут принимать адекватных действий. Необходимо вкладывать деньги, получаемые из рентабельных СЗХ в развитие отстающих (проведение маркетинговых мероприятий, PR компании и т.д.).
Построение матрицы BCG
Для выполнения этого анализа необходимы данные об относительной доле рынка СЗХ и темпе роста рынка. Эта информация уже известна.
Таблица 6. Исходные данные для построения матрицы BCG
№№ |
СЗХ |
Размер области |
ОДР СЗХ |
Темп роста рынка |
1 |
Лицензионные марки, РФ |
0,977 |
1,830 |
11,4% |
2 |
Лицензионные марки, СНГ |
0,644 |
1,501 |
12,0% |
3 |
Премиальные, РФ |
1,621 |
4,460 |
17,4% |
4 |
Премиальные, СНГ |
0,662 |
0,695 |
12,0% |
5 |
Среднеценовой, РФ |
2,274 |
1,881 |
23,6% |
6 |
Среднеценовой, СНГ |
1,364 |
0,725 |
19,8% |
7 |
Экономичный, РФ |
0,480 |
0,470 |
23,3% |
8 |
Экономичный, СНГ |
0,281 |
0,263 |
15,1% |
9 |
Дешёвый, РФ |
0,962 |
1,034 |
24,0% |
10 |
Дешёвый, СНГ |
0,735 |
0,770 |
23,2% |
Деятельность компании «Балтика» развивается на растущих бурными темпами рынках России и ближнего зарубежья, поэтому среди наших СЗХ будут отсутствовать «Собаки» (что является плюсом) и «Дойные коровы» (что является минусом). Все СЗХ в среднем растут на 18% в год, доля рынка у всех сильно варьируется. Количество «Звёзд» и «Трудных детей» практически одинаковое, однако большую выручку приносят именно СЗХ с высокой долей рынка, а это благоприятно сказывается на состоянии фирмы.
Построение модифицированной матрицы BCG
Модифицированная матрица BCG, в отличие от классической, строится только на основе внутренней информации о фирме. Для её построения необходима информация об удельном весе каждой СЗХ в общем объёме сбыта (K) и удельный вес СЗХ в темпе изменения объёмов продаж (T).
Таблица 7. Выручка от продаж по каждой СЗХ по месяцам
Месяц |
Лицензионные марки, РФ |
Лицензионные марки, СНГ |
Премиальные, РФ |
Премиальные, СНГ |
Среднеценовой, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Экономичный, РФ |
Экономичный, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Дешёвый, СНГ |
ИТОГО |
Январь |
11,9 |
6,1 |
20,1 |
8,8 |
30,4 |
16,2 |
5,5 |
3,7 |
11,5 |
8,6 |
122,8 |
Февраль |
9,9 |
5,4 |
17,7 |
7,3 |
25,4 |
15,1 |
5,1 |
3,4 |
9,6 |
7,4 |
106,3 |
Март |
10,5 |
5,7 |
22,9 |
10,1 |
27,9 |
22,4 |
7,4 |
5,1 |
14,4 |
7,7 |
134,1 |
Апрель |
15,4 |
12,1 |
25,8 |
11,3 |
34,8 |
26,4 |
9,7 |
5,6 |
12,1 |
14,1 |
167,3 |
Май |
22,1 |
14,8 |
36,6 |
15,4 |
49,7 |
29,8 |
9,9 |
6,1 |
21,5 |
16,8 |
222,7 |
Июнь |
29,9 |
19,8 |
50,0 |
19,1 |
62,4 |
38,7 |
13,4 |
7,7 |
28,7 |
21,8 |
291,5 |
Июль |
30,1 |
17,7 |
51,2 |
22,2 |
65,9 |
43,6 |
14,5 |
8,1 |
29,6 |
19,7 |
302,6 |
Август |
33,2 |
40,3 |
55,2 |
20,0 |
72,1 |
37,7 |
12,4 |
7,1 |
33,1 |
38,6 |
349,7 |
Сентябрь |
20,1 |
12,4 |
38,0 |
14,1 |
49,4 |
29,6 |
10,0 |
6,6 |
19,7 |
14,4 |
214,3 |
Октябрь |
15,0 |
4,6 |
24,3 |
9,8 |
33,3 |
21,1 |
7,5 |
4,3 |
14,8 |
6,6 |
141,3 |
Ноябрь |
11,1 |
3,8 |
15,2 |
7,1 |
31,2 |
15,4 |
6,9 |
3,1 |
10,9 |
5,8 |
110,5 |
Декабрь |
10,9 |
2,4 |
8,3 |
4,0 |
29,9 |
11,3 |
5,8 |
2,4 |
10,8 |
4,0 |
89,8 |
ИТОГО |
220,1 |
145,1 |
365,3 |
149,2 |
512,4 |
307,3 |
108,1 |
63,2 |
216,7 |
165,5 |
2252,9 |
На основании таблицы строится график, наглядно отображающий все исходные данные.
Теперь строится таблица с исходными
данными для дальнейшего
Таблица 8. Исходные данные для построения модифицированной матрицы BCG
№№ |
СЗХ |
V0 |
VZ |
K |
A0 |
AZ |
T |
1 |
Лицензионные марки, РФ |
2252,9 |
220,1 |
0,0977 |
1,2317 |
0,3087 |
0,2506 |
2 |
Лицензионные марки, СНГ |
2252,9 |
145,1 |
0,0644 |
1,2317 |
0,0458 |
0,0372 |
3 |
Премиальные, РФ |
2252,9 |
365,3 |
0,1621 |
1,2317 |
-0,0857 |
-0,0696 |
4 |
Премиальные, СНГ |
2252,9 |
149,2 |
0,0662 |
1,2317 |
-0,0902 |
-0,0732 |
5 |
Среднеценовой, РФ |
2252,9 |
512,4 |
0,2274 |
1,2317 |
0,7979 |
0,6478 |
6 |
Среднеценовой, СНГ |
2252,9 |
307,3 |
0,1364 |
1,2317 |
-0,0549 |
-0,0446 |
7 |
Экономичный, РФ |
2252,9 |
108,1 |
0,0480 |
1,2317 |
0,1059 |
0,0860 |
8 |
Экономичный, СНГ |
2252,9 |
63,2 |
0,0281 |
1,2317 |
-0,0497 |
-0,0404 |
9 |
Дешёвый, РФ |
2252,9 |
216,7 |
0,0962 |
1,2317 |
0,2815 |
0,2285 |
10 |
Дешёвый, СНГ |
2252,9 |
165,5 |
0,0735 |
1,2317 |
-0,0276 |
-0,0224 |
После построения матрицы и проведения кластерного анализа получаем следующие результаты: лучшую позицию занимает СЗХ «Среднеценовой, РФ», обладающая высоким удельным весом в выручке и темпе её изменения, средние позиции занимают «Лицензионные марки, РФ», «Дешёвый, РФ» (низкая доля в выручке, высокая доля в темпе её роста) и «Премиальный, РФ», «Среднеценовой, СНГ» (высокая доля в выручке, низкая – в темпе её роста). Остальные СЗХ требуют более тщательного рассмотрения и глубокого анализа, т. к. являются проблемными зонами.
Построение диаграммы «Возможность / Уязвимость»
Эта диаграмма отражает зависимость прибыли СЗХ (ROCE) от соответствующей ОДР.
Таблица 9. Исходные данные для построения диаграммы «Возможность/уязвимость»
№№ |
СЗХ |
Размер области |
ОДР СЗХ |
Прибыль на используемый капитал (ROCE) |
1 |
Лицензионные марки, РФ |
0,977 |
1,830 |
45,0% |
2 |
Лицензионные марки, СНГ |
0,644 |
1,501 |
37,0% |
3 |
Премиальные, РФ |
1,621 |
4,460 |
35,0% |
4 |
Премиальные, СНГ |
0,662 |
0,695 |
25,0% |
5 |
Среднеценовой, РФ |
2,274 |
1,881 |
-10,0% |
6 |
Среднеценовой, СНГ |
1,364 |
0,725 |
17,0% |
7 |
Экономичный, РФ |
0,480 |
0,470 |
18,0% |
8 |
Экономичный, СНГ |
0,281 |
0,263 |
36,0% |
9 |
Дешёвый, РФ |
0,962 |
1,034 |
40,0% |
10 |
Дешёвый, СНГ |
0,735 |
0,770 |
45,0% |
Как видно из диаграммы, большинство СЗХ подвержены риску потерять свой уровень рентабельности, т. к. он несоразмерно велик по сравнению с занимаемой долей рынка, также СЗХ «Среднеценовой, РФ» и «Премиальный, РФ» могут лишиться нынешней доли рынка. Поэтому руководство компании должно срочно предпринять меры по предотвращению этих угроз, и в благоприятном исходе СЗХ. Обладающий высокой рентабельностью, увеличить свою долю рынка, а СЗХ, имеющие высокую долю рынка, смогут поднять рентабельность до должного уровня.
Построение матрицы GE/McKinsey
Эта матрица, получившая название «экран бизнеса» разработана консультационной компанией МакКинзи для фирмы General Electric. Модель основана на оценке долгосрочной привлекательности рынка и конкурентной позиции стратегической зоны хозяйствования (СЗХ). Данная модель многокритериальна, поскольку основана на признании того, что и привлекательность рынка и конкурентоспособность определяется целым рядом факторов, как традиционных, так и субъективных.
По осям У и Х выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательности рынка (или отрасли бизнеса) и относительного преимущества организации на соответствующем рынке (или сильных сторон соответствующего бизнеса организации).
Таблица 10. Оценка привлекательности рынка
Параметры отрасли |
Вес |
Лицензионные марки, РФ |
Лицензионные марки, СНГ |
Премиальные, РФ |
Премиальные, СНГ |
Среднеценовой, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Экономичный, РФ |
Экономичный, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Дешёвый, СНГ |
Уровень конкуренции |
0,3 |
7 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
8 |
Динамика цен |
0,2 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Барьеры входа / выхода |
0,2 |
8 |
9 |
6 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
Темп роста рынка |
0,3 |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
Оценка привлекательности отрасли |
7,4 |
7,4 |
6,5 |
6,9 |
5,8 |
5,6 |
5,5 |
5,7 |
6,1 |
6,6 |
Таблица 11. Оценка конкурентной позиции
Параметры отрасли |
Вес |
Лицензионные марки, РФ |
Лицензионные марки, СНГ |
Премиальные, РФ |
Премиальные, СНГ |
Среднеценовой, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Экономичный, РФ |
Экономичный, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Дешёвый, СНГ |
ОДР |
0,1 |
6 |
6 |
9 |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
Рентабельность |
0,4 |
7 |
8 |
8 |
9 |
1 |
4 |
7 |
6 |
5 |
6 |
Конкурентоспособность |
0,2 |
8 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
5 |
Потенциал развития |
0,3 |
9 |
8 |
8 |
7 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
8 |
Оценка конкурентной позиции |
7,7 |
8,0 |
8,1 |
7,5 |
4,0 |
4,6 |
6,4 |
6,2 |
5,4 |
6,3 |
Все СЗХ расположены в правом верхнем углу матрицы, что является положительным фактором, т. к. нет убыточных видов с точки зрения McKinsey. Большая часть СЗХ (как по выручке, так и по количеству) сосредоточена в центре диаграммы, т.е. в зоне «Средний бизнес». Бизнес, относящийся к средним позициям, характеризуется отсутствием каких-либо особенных качеств: средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса. Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
Построение матрицы Shell/DPM
Британско-Голландская
Матрица Shell/DPM внешне похожа на матрицу GE/McKinsey и является своеобразным развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, заложенной в основу модели BCG. Для оценки стратегических позиций бизнеса в моделях GE/McKinsey и Shell/DPM используется многопараметрический подход, который базируется на множественных оценках как качественных, так и количественных параметров бизнеса. Однако, в модели Shell/DPM по сравнению с моделью GE/McKinsey сделан еще больший упор на количественные параметры. Если критерий стратегического выбора в модели BCG основывался на оценке потока денежных средств (Cash Flow), который, по сути, является показателем краткосрочного планирования, а в модели GE/McKinsey, наоборот, на оценке отдачи инвестиций (Return of Investments), являющейся показателем долгосрочного планирования, то модель Shell/DPM предлагает при принятии стратегических решений держать фокус одновременно на двух этих показателях.
Основополагающей идеей модели Shell/DPM является идея, заимствованная из модели BCG и состоящая в том, что общая стратегия организации должна обеспечивать поддержание баланса между денежным излишком и его дефицитом путем развития новых перспективных видов бизнеса, основанных на последних научно-технических разработках, которые будут поглощать излишки денежной массы, порождаемые видами бизнеса, находящимися в фазе зрелости своего жизненного цикла. Модель Shell/DPM ориентирует менеджеров на перераспределение определенных финансовых потоков из бизнес-областей, порождающих денежную массу в бизнес-области с высоким потенциалом отдачи инвестиций в будущем.
Таблица 12. Оценка привлекательности отрасли
Информация о работе Формирование и анализ товарной стратегии