Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа
Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии.
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы системы социальной защиты населения……………5
1.1 Сущность и функции социальной защиты населения……………....……...5
1.2. Основные направления социальной защиты населения...............……….10
2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения…………
Липецкой области………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы и источников........……………………...25
- выплата государственного ежемесячного пособия на ребенка;
- выплата пособий молодым малообеспеченным семьям по программе "Молодая семья";
- единовременная компенсационная выплата на рождение 3-го и последующих детей;
- единовременная выплата гражданам из числа детей-сирот при вступлении в брак и в связи с рождением ребенка;
- компенсационная выплата учащимся общеобразовательных учреждений и студентам из малообеспеченным семей на проезд к месту учебы;
- организация отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в заботе государства;
- помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении (областной и муниципальные центры реабилитации несовершеннолетних);
- помощь женщинам и детям в кризисных ситуациях (областной кризисный центр).
Для того, что бы проанализировать деятельность Управления социальной защиты Липецкой области, рассмотрим некоторые показатели за прошедший 2010 год.
Работа
отрасли по ключевым показателям
эффективности была высоко оценена
Министерством регионального
В 2010 году расходы консолидированного бюджета на социальную защиту населения Липецкой области составили 5 млрд. 358 млн. рублей. Темп роста к 2009 году составил 36% (4,2 млрд.). Значительная их часть, 3168 млн.руб. были выделены из областного бюджета.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки населения в 2010 году составили 4,2 млрд.рублей, их получателями явились свыше 420 тыс. человек.
В 2010 году основная деятельность была направлена на совершенствование и оказание действенных мер социальной поддержки семьям с детьми, стимулирование рождаемости, оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Объем финансирования данного направления работы составил 770 млн.рублей.
Меры социальной поддержки семей с детьми в области в 2010 году составили:
1. Детские пособия в 2010 году получили 45 тысяч семей на сумму 121 млн.рублей.
2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет получали 12 тысяч молодых мам. Расходы по этой статье составили в прошлом году 272,8 млн.рублей.
3. Единовременное пособие при рождении ребенка получили 2626 граждан на сумму 28,6 млн.рублей.
4. Ежемесячное
пособие на ребенка
5. Ежемесячная социальная выплата малоимущим молодым семьям на ребенка от 1,5 до 3-х лет выплачена 7855 чел. на сумму 53,5 млн.рублей.
6. Было оздоровлено 4475 детей из малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, что составляет 116,8% к 2009 году.
Производились
и другие социальные выплаты: на проезд
учащимся и студентам, на рождение 3-го
и последующих детей и детей-
В областном кризисном центре помощи женщинам и детям, в областном и пяти муниципальных центрах реабилитации несовершеннолетних за год прошли реабилитацию 597 человек.
Адресную помощь в 2010 году в области получило 65 тыс. граждан на общую сумму 108 млн.рублей.
59,8 тысяч семей в прошлом году получили субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на общую сумму 432,7 млн.рублей.
Льготникам областного и федерального уровня было реализовано 657 тысяч ежемесячных социальных проездных билетов на общественный транспорт стоимостью 200 рублей. Выплата предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки, от реализации билетов составила за год 182,3 млн.рублей. Правом льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте с оплатой в 10% от стоимости воспользовалось 6 тыс. человек.
В 2010 году неработающим пенсионерам, перенесшим инфаркт или инсульт, из средств областного бюджета было оплачено двести санаторно-курортных путевок на сумму 5,9 млн.рублей.
Детям до 18 лет, имеющим медицинские показания, были оплачены протезно-ортопедические изделия на сумму 11 млн.рублей.
На содержание областных стационарных учреждений было израсходовано 416 млн.рублей, которые позволили обеспечить надежность работы инженерных коммуникаций, безопасность проживания и высокое качество обслуживания 2300 пожилых граждан и инвалидов.
В 2010 году 1235 участников войны смогли улучшить свои жилищные условия. В новом году дополнительно поставлено на очередь на улучшение жилищных условий 190 ветеранов.
За счет средств федерального бюджета 1235 ветеранов ВОВ и 13 бывших военнослужащих улучшили свои жилищные условия. Сумма затрат составила 1251,2 млн.рублей.
Возросло
количество получателей разовых
социально-бытовых и
314 человек из числа пострадавших от природных пожаров получили по 100 тыс.рублей средств из областного бюджета, по 100 тыс. - из федерального. Была также оказана другая гуманитарная и финансовая помощь, позволившая полностью восстановить утраченное погорельцами имущество.
Управление социальной защиты населения в 2011 году обозначила основные мероприятия по актуальным направлениям деятельности:
Таким образом, рассмотрев деятельность Управления соцзащиты Липецкой области и сравнив показатели отчетного года с предыдущими, можно сделать вывод, что в целом ведется активная работа с населением, выделяются довольно большие средства на реализацию мер по соцзащите. Об этом говорит темп роста в 36% к 2009 году или на 4,2 млрд. руб. Довольно успешно орган соцзащиты справляется с демографической функцией. В 2009 году 1208 семей получала ежемесячные выплаты на рождение третьего и последующих детей, в 2010 это число составило 1331 семей. Значительно возросло количество оздоравливающихся детей, нуждающихся в особой заботе – на 643 человека. В 2010 году снизилось число малоимущих молодых семей на 342 человека.
Значительную роль сыграл переход от натуральной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ льготным категориям граждан как федерального, так и областного уровня, которых в области насчитывается 298 тыс. человек, к денежным выплатам.
Однако существуют и проблемы . Объем ресурсов, направляемых на социальное обеспечение населения, явно недостаточен, поскольку размеры некоторых социальных выплат не соответствуют величине прожиточного минимума. Тормозится и развитие системы социального обслуживания как одного из элементов социальной защиты, прежде всего нехваткой финансовых ресурсов. Управлению социальной защитой предстоит улучшить работу с семьями "риска" по профилактике правонарушений и по другим направлениям. А так же разработать и предоставить на рассмотрение план мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики на территории Липецкой области.
Заключение
Таким образом, в ходе данной работы было изучено, что представляет собой социальная защита, ее основные функции и направления. Так же было рассмотрено, как осуществляется соцзащита в субъекте Федерации на примере Липецкой области.
Социальная защита – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).
Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан.
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Социальная помощь представляет собой обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством.
Информация о работе «Формирование государственной системы социальной защиты населения»