«Формирование государственной системы социальной защиты населения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии.
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы системы социальной защиты населения……………5
1.1 Сущность и функции социальной защиты населения……………....……...5
1.2. Основные направления социальной защиты населения...............……….10
2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения…………
Липецкой области………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы и источников........……………………...25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, было изучено, что социальная защита – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.

     Система социальной защиты населения на современном  этапе включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).

     Социальное  обеспечение - это система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, которые  направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан.

     Социальное  страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование  работающих граждан от возможного изменения  материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

     Социальная  помощь представляет собой обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством.

     Выделяют  следующие основные функции соцзащиты:

     1. Экономическая функция выражается  в оказании материальной поддержки.

     2. Политическая функция, призванная стабилизировать общественные отношения.

     3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

     4. Социально-реабилитационная функция  связана с удовлетворением потребностей  престарелых и нетрудоспособных  граждан.

     1.2. Основные направления социальной защиты населения 

     В настоящий момент в Российской Федерации  выделяются четыре основных направления  социальной защиты населения.

     Первое  направление социальной защиты - это  социальная защита детей, детства и  отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

     24 июля 1998г. был принят Федеральный  Закон «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации». В соответствии с  ним, государство «признает детство  важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».12

     Второе  направление социальной защиты - это  социальная защита трудоспособного  населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся».13

     Каждому работнику предоставляются равные права на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя, профессиональную переподготовку за счет средств работодателя и многие другие.14

     Третье  направление социальной защиты - это  социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

      Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой  деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает:

      1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

      2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

      3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

      4) срочное социальное обслуживание;

      5) социально-консультативную помощь.15

     Четвертое направление социальной защиты - социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:

     - сохранению института семьи;

     - созданию и сохранению семьи;

     - проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;

     - реализации мер по обеспечению  трудящихся с семейными обязанностями  такими условиями занятости, которые  бы позволяли им совмещать  семейные и профессиональные  обязанности;

     - развитию и оказанию содействия  государственных и иных форм  собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;

     - обеспечению каждой женщине права  на возможно широкий спектр  услуг в области планирования  семьи;

     - мерам по снижению материнской  и детской смертности;

     - предоставлению женщинам права  на отпуск по беременности и родам;

     - предоставлению отпуска по уходу  за ребенком материл или отцу (опекуну) либо по усмотрению  семьи другому родственнику, фактически  осуществляющему уход за ребенком;

     - прекращению трудовых отношений  работодателя с женщиной в  период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине;

     - выплате пособий по уходу за  ребенком, по беременности и родам  получению женщиной медицинского  обеспечения, включающей бесплатное  дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время  родов и после родов;

     - отказу работодателя в приеме  на работу и снижению заработной  платы женщинам по мотивам,  связанным с беременностью и  родами, наличием детей;

     - переводу беременных женщин, а  также женщин, имеющих детей в  возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;

     - развитию семейного досуга и  отдыха.16

     Социальная  защита семьи на современном этапе  представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.

     Таким образом, выделяют четыре основных направления социальной защиты населения: социальная защита детей, детства и отрочества, социальная защита трудоспособного населения, социальная защита нетрудоспособных граждан и социальная защита семьи.

     Социальная защита детей, детства и отрочества ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

     Социальная защита трудоспособного населения призвана предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся.

     Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

      Социальная защита семьи направления на создание и сохранение семьи, обеспечение достойного проживания всех ее членов, оказание помощи семьям, различные выплаты на ребенка, а так же возможность личностного развития каждого члена семьи. 
 
 
 
 

 

2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения Липецкой области 

     Социальная  защита является одним из важнейших  направлений деятельности, как органов федерального уровня, так и субъектов Федерации. Деятельность органов соцзащиты определяется уровнем экономического развития страны и регионов, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания. Для исследования деятельности органов соцзащиты возьмем Липецкую область. Главным органом в этом направлении является Управления социальной защиты населения Липецкой области.

      Сегодня на службе социальной защиты населения  Липецкой области замыкаются очень  многие вопросы оказания помощи нуждающимся, предоставления льгот и мер социальной поддержки малообеспеченным пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить себе достойного уровня жизни.

      Существующий  сегодня объем льгот, социальных услуг и мер социальной поддержки, предоставляемых через органы соцзащиты, затрагивает интересы более половины населения области. По многим показателям социальной защиты населения Липецкая область входит в десятку лучших регионов России.

      Государственная социальная помощь оказывается в целях: 
1. поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; 
2. адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

3. создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

4. снижения уровня социального неравенства;

5. повышения доходов населения.17

      Право на государственную социальную помощь в виде социального пособия имеют  малоимущие семьи, малоимущие одиноко  проживающие граждане, реабилитированные  лица и лица, признанные пострадавшими  от политических репрессий, являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие на территории области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области.18

      Органы  социальной защиты населения области предоставляют отдельным категориям граждан следующие установленные федеральным и областным законодательством льготы, меры социальной поддержки и государственные социальные услуги:

Информация о работе «Формирование государственной системы социальной защиты населения»