Формирование делового кредо в системе организационной культуры предприятия ( на примере фирмы “ ALIKA LTD ” )

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:19, дипломная работа

Краткое описание

В функциональном отношении организационная культура помогает решать следующие задачи:
-координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
-мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
-профилирования, позволяющего обрести характерное от других предприятий;
-привлечение кадров путем пропагандирования претендентам на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Концепция организационной культуры в современной парадигме управления. 6
1.1 Сущность и современное представление об организационной культуры. 6
1.1.1 Понятие организационной культуры 6
1.1.2 Характеристика структурных элементов организационной культуры. 9
1.2 Моделирование процесса формирования и развития организационной культуры 27
1.2.1. Основные модели организационной культуры 27
1.2.2 Базовая модель формирования организационной культуры. 32
1.2.3 Циклическая модель развития организационной культуры ("жизненный цикл" оргкультуры). 36
1.2.4 Организационный аспект формирования и развития культуры. 48
Глава 2. Анализ формирования делового кредо в системе организационной культуры и его внедрение в практику управления ( на примере организационной культуры зарубежных компаний). 51
2.1 Деловое кредо как центральное звено в системе организационной
культуры. 51
2.2 Элементы делового кредо и способы его создания. 52
2.3 Способы внедрения делового кредо в практику управления 57
Глава 3. Технология разработки делового кредо организации (на примере фирмы "ALIKA LTD"). 65
3.1 Технологические элементы процесса разработки делового кредо. 65
3.2 Рекомендации по формированию делового кредо фирмы 75
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения. 84

Файлы: 1 файл

DiplomOrig.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

Такое развитие событий подтолкнуло P&G к проведению изменений в ее организационной культуре. Некоторые из них включали:

1. Концепция работы  в команде, по которой технические  рабочие должны освоить и использовать вторую специальность, была распространена на все производственные операции.

2. Традиция пожизненного  найма, которая была предметом  зависти рабочих других компаний, уступила место увольнениям.

3. Корпоративный патернализм  был отменен и всех рабочих  и менеджеров оповестили о том, что все заводы, не соответствующие требованиям продуктивности, низких затрат и высокого качества будут закрыты.

4. Правление компаний  твердо противостояло попыткам организованных групп рабочих диктовать правила ведения дел в компании.

В дополнение к  вышесказанному P&G сократила численность  рабочей силы на заводах на 5% и  в компании в целом на 4%. Такой  результат был достигнут путем сокращения найма, более раннего отправления на пенсию и, в некоторых случаях, путем увольнения. Изменение условий привело P&G к изменению организационной культуры.

Многие организации  пытаются изменить свою культуру, ориентируясь на Теорию Z. Как известно Теория Z - это подход к управлению, который поддерживает:

- Совместное принятие  решения;

- Более широкое участие  рабочих во всех фазах процесса;

- Всестороннюю заботу  о персонале.

       Эта теория многое заимствовала из японского подхода к управлению. Если быть точнее, то на самом деле Теория Z является комбинацией современных американского и японского методов управления.

В настоящее  время все большее число американских фирм пытаются изменить  свою  культуру, ориентируясь на японский подход к управлению. Они свято верят, что японцы гораздо больше понимают в проблеме интеграции персонала на его рабочее место. Но с другой стороны, важно помнить, что далеко не все фирмы верят, что японская техника управления - это путь, которого следует придерживаться. Они предпочитают американские культурные ценности, которые подчеркивают  индивидуальность, быстроту обратной связи и важность поощрения.  К тому же некоторые  критики говорят, что в последние годы японская экономика потерпела ряд неудач, которые повели за собой изменения в организационной культуре.

Сейчас очень  популярно обсуждать "мифы" о  японском управлении. Например, один из них повествует о врожденном усердии к работе японцев. Но дело в том, что показатели эффективности зарубежных отделений японских фирм Sony, Honda, Matsushita не намного отличаются от показателей их отделений в самой Японии. Другой пример показывает, что некоторые известные Японские фирмы отказались от идеи пожизненного найма по отношению к новым сотрудникам. (Большинство мелких фирм никогда не гарантировали пожизненного найма). Второе изменение в организационной культуре японских фирм выражается в давлении на людей, чтобы они уходили на пенсию раньше. Это позволяет сократить  затраты на выплату зарплаты и повышает конкурентоспособность фирмы. Принципы заботы о каждом работнике потихоньку  уходят в прошлое. Другое значительное изменение состоит в том, что японская молодежь видя, что социальные и экономические изменения становятся повсеместными, начинает задаваться вопросом: действительно ли Японская система может должным образом функционировать? Некоторые сомнения базируются на следующем:

- Коллективное принятие  решений, используемое многими  фирмами, часто отбивает инициативу  и поиски нестандартных решений.  Можно сказать, что наблюдается  эффект группового мышления, который часто возникает в ходе коллективных обсуждений, когда полное совпадение мнений оппонентов так убеждает их в правоте своей концепции, что они уже не могут перейти на другие позиции.

-  Политика по отношению  к персоналу, формирующая систему вознаграждения в зависимости от занимаемой должности, не предусматривает более высокое вознаграждение для высококвалифицированных специалистов, которые отлично осведомлены о своей ценности для фирмы.

Возможно самая  серьезная проблема состоит в  том, что многие японцы начинают сомневаться в понятии "верность одной компании" и в системе вознаграждения, базирующейся на старшинстве, а не на качестве выполнения работы. Большинство японских рабочих все еще приобретают характерные для данной компании навыки и поэтому они очень неохотно меняют место работы. Такая практика к тому же укрепляется суровыми социальными нормами, что делает практически невозможным найти работу у другого работодателя.

     Сегодня многие американские менеджеры, использующие Японский подход к управлению и Теорию Z для изменения культуры организации, делают это на выборочной основе. Они выбирают те идеи, которые при их надлежащем изменении, могут привести компанию к более высокому уровню продуктивности и эффективности.

На мой взгляд, задача любого менеджера, работающего с персоналом, состоит в том, чтобы установить в коллективе нормальную культурную среду, и лишь только потом заниматься вопросами повышения производительности труда. Я уверен, что  если в коллективе установился нормальный социально-психологический климат, то результат этого не заставит себя долго ждать. Организационная культура вместе с хорошо  организованными функциями управления (планирование, организация, мотивация, контроль) позволит привести фирму к успеху. Как привести к общему знаменателю стратегию, цели, социально-психологические факторы, экономическую политику и организационную культуру? Вот, например, как это сделала фирма "Хьюлетт-Панкард". Нам известно, что успехи предприятия возникают в результате взаимодействия всех сотрудников на основе общих усилий. Эти общие цели должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия. Как эти цели достигаются, можно проследить на примере фирмы "Хьюлетт-Паккард".

Создаются следующие  предпосылки:

1. Во всех отделах  предприятия должны работать  творчески активные сотрудники. Они должны получить шанс употребить  свои знания и способности с одновременным дальнейшем обучением. Результаты, хорошие для сегодняшнего дня, могут быть  превзойдены завтра, поэтому каждый сотрудник должен стремиться к новым и лучшим результатам.

2. Это должно стать  возможным для сотрудников всех  отделов. Руководители не только сами должны быть мотивированы, но и должны изыскать возможность вдохновлять своих сотрудников на достижение целей предприятия, создать необходимый социально-психологический климат в коллективе.

3. Объединение всех  отделов в работе ради общей  цели.

Стиль работы "Хьюлетт-Паккард" всегда заключался в том, что перед  всеми стоят всеохватывающие, ясно сформулированные, одинаковые для всех и всеми принимаемые цели.  В частности речь идет о следующих целях:

  1. Прибыль.

"Мы хотим получить  достаточную прибыль для финансирования  роста нашего предприятия".

  1. Клиенты.

"Наши продукты и  услуги должны полностью соответствовать высоким запросам нашего клиента по качеству и пользе. Только так мы сможем выиграть и удержать доверие клиента".

  1. Рост.

"Наш рост должен  ограничиваться только  нашими  доходами и нашими способностями  разрабатывать и производить  инновационные продукты, которые соответствуют потребностям клиента".

  1. Наши сотрудники.

"Все сотрудники  Хьюлеет-Паккарда" должны разделять  успех предприятия, в который они внесли свой вклад. Их рабочее место должно обеспечиваться им на основе их вкладов. Оно должно им нравиться и не должно представлять для них угрозы. Их индивидуальные достижения должны признаваться и это должно им помочь получать от работы чувство собственной значимости и личного удовлетворения".

5. Внимание к индивидуальности  каждого.

- Менеджмент занимается  поиском понимания и оказания помощи сотрудникам, которые временно имеют проблемы.

- Имеется строгий  план участия в прибылях всех  сотрудников:

 а) выдача акций 

 б) страхование,  пенсия, пособие по болезни.

Исключено, что сотрудник  потеряет свое место из-за ошибок в менеджменте.

- Сотрудники должны  получать признание, в котором  они нуждаются и которое они  заслужили.

  1. Стиль руководства.

"Мы хотим способствовать  инициативе и творческим силам  наших сотрудников, при этом мы представляем каждому широкое поле действий при достижении целей предприятия".

  1. Общественная ответственность.

"Мы хотим выполнять  наши социальные обязательства,  при этом для каждой  страны  и общности, где мы работаем, представляем  экономическую, духовную и социальную ценность"(1.71).

Эти тезисы были взяты мной из "Статуса о целях  корпорации Хьюлетт-Паккард". На примере  этой фирмы можно увидеть, как  предпринимательская фирма, основная цель которой направлена на получение прибыли, соотносит свою деятельность с конкретными людьми. Управляющие пытаются делать все на благо  клиента, не забывая при этом о своих служащих.

      1. Организационный аспект формирования

и развития культуры.

 

  Важным моментом в становлении, формировании и развитии организационной культуры является понятие "управление персоналом", которое до последнего времени отсутствовало в нашей управленческой практике.

Основными структурными подразделениями по управлению кадрами  в организации являются отделы кадров. На них возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и их переподготовки. В малых фирмах такие отделы зачастую отсутствуют. Эту функцию там выполняют менеджеры. Именно на менеджера возлагаются обязанности по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе: социально-психологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и межличностных  взаимоотношений, отношений руководства, управление производственными и социальными конфликтами и стрессами, оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового потенциала  и потребности в персонале, маркетинг кадров, планирование и контроль деловой карьеры, профессиональная и социально-психологическая адаптация работников, управление  трудовой мотивации, правовые вопросы трудовых отношений.

В условиях рыночной экономики, если фирма хочет нормально  функционировать, она должна быть заинтересована в их решении. Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляет возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед фирмой. Можно  выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

Первый - иерархическая  структура организации, где основное средство воздействия - это отношение власти - подчинения, давление на человека сверху.

Второй - культура, т.е. вырабатываемая обществом, организацией, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности.

Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанный на купле-продаже продукции и  услуг, отношение собственности, равновесие интересов продавца и покупателя.

 

 

 

Система  управления персоналом

         
         

Подсистема  условий труда

 

Подсистема  трудовых отношений

 

Подсистема  оформления и учета кадров

Соблюдение  требований психофизиологии труда

 

Анализ и  регул. групповых и личностных взаимоотношений

 

Оформление  и учет приема, увольнений и перемещений

Соблюдение  требований тех. эстетики 

 

Анализ и  регулирование отношений руководства 

 

Информационное  обеспечение кадров. управления

Охрана труда  и тех. безопасности

 

Социально-психологическая  диагностика 

 

Профориентация

Охрана окружающей среды

 

Соблюдение  эстетичных норм взаимоотношений

 

Обеспечение занятости

   

Управление  взаимодействия с профсоюзами

   

 

(3.368)

 

Вопросы управления персоналом неразрывно связаны с  организационной культурой. Более того, они строятся на этой культуре. По другому и не может быть, т.к. на первом месте всегда человек, а уж потом вопросы, связанные с управлением.

     Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется размерами организаций. При обобщении опыта отечественных и зарубежных  организаций можно выявить главную цель системы управления персоналом организации: обеспечение кадрами, организацию их эффективного использования, профессионального, социального и культурного развития.

 

Глава 2. Анализ формирования делового кредо в системе организационной  культуры  и его внедрение в  практику управления ( на примере организационной культуры зарубежных компаний).

2.1  Деловое кредо как центральное звено в системе организационной культуры.

Информация о работе Формирование делового кредо в системе организационной культуры предприятия ( на примере фирмы “ ALIKA LTD ” )