Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ влияния личностных качеств менеджера в процессе разработки управленческих решений. Университет.
Для достижения указанной цели и проверки гипотезы диссертационного исследования решались следующие задачи:
Изучить состояние проблемы процесса принятия решения в современной научной отечественной и зарубежной психологической литературе.
Исследовать различные классификации и подходы к изучению детерминант, опосредующих поведение руководителя в управленческой деятельности.
Выявить стилевые, половозрастные, типологические и тендерные особенности руководителей, влияющие на процесс принятия управленческих решений. У меня есть кот.
Введение…………………………………………………………….……3
3
Глава I. Влияние личностных качеств менеджера на разработку управленческого решения………………………………………………..…….6
5
1.1. Основные личностные характеристики, влияющие на разработку управленческих решений…………………………………………………..…..6
5
1.2. Влияние темперамента на разработку управленческих решений…………………………………………………………………….…..21
1
1.3. Авторитет личности менеджера при разработке управленческих решений………………………………………………………………………...25
Глава II. Факторы, повлиявшие на принятие ряда управленческих решений на примере ООО «Билет-СВ»…………………………………..….28
1
2.1 Характеристика предприятия и сферы деятельности фирмы…..28
1
2.2 Анализ решений и выявление факторов его принятия……..…..32
Заключение………………………………………………………….…..36
Список используемой литературы…………………
2. Пол руководителя. Меня зовут Альбина.
Следующим психологическим аспектом при подготовке и реализации управленческих решений является пол личности. В Российской Федерации происходят существенные изменения в составе управленческого персонала – все больше женщин появляется на разных уровнях управления государственными и частными организациями. В связи с этим имеются некоторые особенности в выборе средств и методов управленческого воздействия, при подготовке и реализации управленческих решений. Меня зовЕсли проанализировать процесс принятия решений как индивидуальный выбор и рассмотреть возможные стратегии собственно поведения мужчин и женщин-руководителей в ситуации принятия решения, то обнаруживаются две диаметрально противоположные позиции: с одной стороны — негативное отношение к ситуации принятия решения, отказ от самостоятельного решения, избегание проблемных ситуаций, решенческая пассивность; с другой — принятие проблемной ситуации, вплоть до ее продуцирования и убежденность в том, что ответственность за принятое решение всегда остается ответственностью руководителя, решенческая активность*. Данные полярные менеджерские стратегии наглядно проявляются в такой специфической форме организации принятия решений как элиминативное поведение в ситуациях неопределенности.
К особенностям женского подхода относятся способность к объединению, открытому общению, настоящей продуктивной работе в команде, мотивации, а также чувствительность и интуиция в отношениях с персоналом компании. (Корнилова Т. В., 2003)
Женский подход в большей мере основан на коллективной работе персонала в слабо меняющихся условиях внешней среды. Женщины-руководители хорошо проявляют себя в подразделениях и филиалах компаний, дочерних фирмах. Начинает складываться так называемый «женский стиль» управления (мягкое управление), которому присущ средний уровень напористости, соперничества (конкуренции), готовности рисковать и конфликтовать. Меня зовут Альбина.
Женщинам-руководителям больше важен сам процесс деятельности и в меньшей степени – результат. Приоритет процесса выводит компанию, руководимую женщиной, на более высокое качество продукции и самой управленческой деятельности. В своей деятельности они вольно или невольно пытаются вовлечь большинство персонала в активную управленческую или производственную деятельность, одновременно предоставляя им пространство для реализации собственных потребностей и интересов. Меня зовут Альбина.
Женщины часто переносят семейные привычки в стиль деятельности компании. Женский стиль придает меньшее значение иерархии в организации и символам статуса компании: представительский автомобиль, охрана, создавая тем самым больший демократизм в отношениях с внешней средой. Женщины лояльно относятся к чужим достижениям, не касающимся их личности. Меня зовут Альбина.
Мужчина-руководитель – традиционное явление мирового менеджмента, часто ставит на первое место себя, заботится об укреплении своих позиций, что препятствует делегированию власти. В результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функций в компании, пропадая там целыми сутками.
Приоритетом для него является результат, а не сам процесс его достижения. Меня зовут Альбина.
3. Социально
экономический статус и
К физиологическим
качествам относятся такие
Важное значение, при разработке и принятии управленческого решения, придают способности личности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей. Это власть, основанная на исключительных качествах личности – мудрости, рассудительности, героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, достойной и уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе. (Ушнев С. В., 2010)
Харизма чаще всего бывает врожденной чертой личности. Данное явление отодвигает на второй план такие черты, как профессионализм и знания, так как именно харизматичность руководителя в большей мере гарантирует его респектабельность в обществе. В пример сказанному можно указать на то, что знаменитый партийный лидер В. Жириновский уже 20 лет остается в центре политической арены исключительно благодаря своему яркому и эксцентрическому поведению. Меня зовут Альбина.
Большое влияние на разработку и реализацию УР оказывают такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм.
Романтизм руководителя
связан с завышенной интуитивной
оценкой своих возможностей в
вопросах подготовки и реализации УР,
а также возможностей получения
необходимых для этого
Практицизм руководителя или специалиста связан с большим опытом работы и отработкой стереотипных подходов к разработке и реализации УР.
Оптимизм руководителя базируется на завышенной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих, самой компании и сотрудничающих с ней клиентов. В любых экономических, финансовых, организационных расчетах и оценках всегда имеется вилка (диапазон) допустимых исходных данных и возможных результатов. То есть, работнику предоставляется право (делегируются полномочия) самому выбирать лучший вариант решения в заданном диапазоне, за которое он будет отвечать. Оптимизм должен подкрепляться высоким профессионализмом в управленческой деятельности и технологических возможностях компании. Руководители оптимисты полезны для компании. Они увеличивают риски реализации УР как в положительную сторону, так и в отрицательную. При этом необходимо решать вопрос о том, как соотносить победы, поражения и стабильность. Меня зовут Альбина.
Пессимизм
руководителя базируется на
Каждый руководитель ощущает на себе внимание подчиненных. Его личные качества существенно влияют на процесс отношений с коллегами, а также на исполнение самого управленческого решения. Существует множество перечней личностных качеств , которыми должен обладать руководитель. Меня зовут Альбина.
Р. Стогдил еще в 1948 г. выделил следующие качества: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. (Фалмер Р. М., 1992) Меня зовут Альбина.
У. Беннис в середине 1980-х гг. определил четыре группы лидерских качеств: управление вниманием, управление значением, управление доверием, управление собой. Меня зовут Альбина.
Последующие исследования привели к выделению четырех групп личностных качеств (таблица 1).
Но личностные качества не являются определяющими для эффективного руководителя. В разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личностные качества. Деловые качества, сделавшие кого-то эффективным в коммерческом банке, вряд ли пригодятся в исследовательской лаборатории, театре, вузе. Да и перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств, также необходимы профессиональные знания и умения (пятая группа качеств в таблице 1). Лишь в совокупности личные и профессиональные качества ведут к эффективному управлению. Сочетание личностных, профессиональных, этических, нравственных качеств, управленческих навыков менеджера можно перегруппировать и выделить одиннадцать групп необходимых руководителю навыков и способностей как факторов эффективного управления:
• способность управлять собой,
• разумные личные ценности,
• четкие личные цели,
• упор на постоянный личный рост,
• навык решать проблемы,
• изобретательность и способность к инновациям,
• высокая способность влиять на окружающих,
• знание современных управленческих подходов,
• способность руководить,
• умение обучать и развивать подчиненных,
• способность
формировать и развивать
Каждый из вышеперечисленных
факторов в равной мере не может
иметь отношение к любой
Таблица 1
Качества эффективных руководителей
Группы качеств |
Перечень |
Физиологические |
Рост, вес, фигура, внешний вид, представительность, энергичность движений, состояние здоровья |
Психологические или эмоциональные |
Инициативность, гибкость, бдительность, созидательность и творчество, честность, личностная целостность, смелость, самоуверенность, уравновешенность, независимость, самостоятельность, амбициозность, потребность в достижениях, настойчивость и упорство, энергичность, властность, работоспособность, агрессивность, стремление к превосходству, обязательность, участливость |
Умственные или интеллектуальные |
Ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость; любопытство и познавательность, интуитивность |
Личностные деловые (приобретенные навыки и умения) |
Такт и дипломатичность, умение заручиться поддержкой, кооперироваться, завоевывать популярность и престиж, брать на себя риск и ответственность, организовывать, убеждать, менять себя, быть надежным, шутить и понимать юмор, разбираться в людях |
Профессиональные |
Детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений, менеджмента, маркетинга; компетентность в избранной сфере бизнеса; способность эффективно действовать в условиях рынка, обеспечивая при любых ситуациях оптимальные хозяйственные результаты; глубокое знание человеческой психологии, способов контактов с людьми, умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом; стремление к наиболее рациональному распределению функций между сотрудниками, объективная оценка результатов своей и сотрудников деятельности; умение стратегически мыслить; постоянное обновление собственных знаний и др. |
Взяв за основу личностные и профессиональные качества менеджеров, можно выделить следующие их типы (таблица 2), рассматриваемые также и как ролевые функции. В то же время основная идея разделения основана на том, что менеджер должен выполнять весь комплекс ролей или большинство из них в зависимости от собственных личных и профессиональных качеств, особенностей подчиненных и ситуации.
Таблица 2
Характерные типы менеджеров
Тип менеджера |
Основной принцип деятельности |
Характерные черты |
Менеджер-организатор |
Принимая решения, учитывать мнение большого круга людей |
Способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных. Невозможность единоличного управления крупным производством вызывает необходимость управленческих советов |
Менеджер-профессионал( |
Знания и опыт в конкретной области практической деятельности имеют решающее значение |
Способность сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному |
Менеджер-маклер |
По возможности смягчить недовольство работников |
Умения сбывать продукцию в условиях кризиса, когда предприятия страдают от перепроизводства товаров, обеспечивая эффективность производства |
Менеджер - инноватор |
Внедрение инноваций– одно из важнейших условий успеха предприятия на рынке |
Постоянно перестраивает свою работу и работу подчиненных, ищет и внедряет новое, понимая, что быстрее повысить производительность труда и качество продукции можно на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» |
Менеджер-дипломат |
Установление и развитие человеческих контактов |
Способность осуществлять посредническую деятельность, углублять деловые связи, навыки заключения сделок, разрешения споров и конфликтов, улаживания отношений с властями |
Менеджер - патерналист |
Быть справедливым, но твердым |
Способность играть роль «главы семьи», по-отечески относиться к работникам, добиваться положительной реакции работников, повышения производительности труда |
Менеджер-лидер |
Эффективно управлять – быть способным вести за собой людей |
Смелость, самоуверенность, инициативность, настойчивость, энергичность, оригинальность, знание дела, умение брать на себя риск, высокая профессиональная подготовка, владение навыками делового общения, мастерством оратора и др. |
Менеджер-воспитатель |
Степень воспитанности, высокая нравственность работников – одно из условий прогресса |
Помощь работнику
в понимании традиций организации,
в осознании общественно |
Менеджер – преподаватель (педагог) |
Потребность в технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности возрастает |
Способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт |
Менеджер - человек |
Менеджер – не машина, ничто человеческое ему не чуждо |
Ум, образованность, технические знания, сила, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность и др. Не все из совокупности многих поведенческих черт человека способствуют выполнению менеджерских функций |
Менеджер - психолог |
Индивидуумы не похожи друг на друга |
Деятельность, направленная на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмен информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания |