Факторы, повлиявшие на принятие ряда управленческих решений на примере ООО «Билет-СВ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ влияния личностных качеств менеджера в процессе разработки управленческих решений. Университет.
Для достижения указанной цели и проверки гипотезы диссертационного исследования решались следующие задачи:
Изучить состояние проблемы процесса принятия решения в современной научной отечественной и зарубежной психологической литературе.
Исследовать различные классификации и подходы к изучению детерминант, опосредующих поведение руководителя в управленческой деятельности.
Выявить стилевые, половозрастные, типологические и тендерные особенности руководителей, влияющие на процесс принятия управленческих решений. У меня есть кот.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……3
3
Глава I. Влияние личностных качеств менеджера на разработку управленческого решения………………………………………………..…….6
5
1.1. Основные личностные характеристики, влияющие на разработку управленческих решений…………………………………………………..…..6
5
1.2. Влияние темперамента на разработку управленческих решений…………………………………………………………………….…..21
1
1.3. Авторитет личности менеджера при разработке управленческих решений………………………………………………………………………...25

Глава II. Факторы, повлиявшие на принятие ряда управленческих решений на примере ООО «Билет-СВ»…………………………………..….28
1
2.1 Характеристика предприятия и сферы деятельности фирмы…..28
1
2.2 Анализ решений и выявление факторов его принятия……..…..32

Заключение………………………………………………………….…..36
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Влияние личностных качеств менеджера на разработку управленческого р%.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

2. Пол руководителя.  Меня зовут Альбина.

Следующим психологическим  аспектом при подготовке и реализации управленческих решений является пол  личности. В Российской Федерации  происходят существенные изменения в составе управленческого персонала – все больше женщин появляется на разных уровнях управления государственными и частными организациями. В связи с этим имеются некоторые особенности в выборе средств и методов управленческого воздействия, при подготовке и реализации управленческих решений.  Меня зовЕсли проанализировать процесс принятия решений как индивидуальный выбор и рассмотреть возможные стратегии собственно поведения мужчин и женщин-руководителей в ситуации принятия решения, то обнаруживаются две диаметрально противоположные позиции: с одной стороны — негативное отношение к ситуации принятия решения, отказ от самостоятельного решения, избегание проблемных ситуаций, решенческая пассивность; с другой — принятие проблемной ситуации, вплоть до ее продуцирования и убежденность в том, что ответственность за принятое решение всегда остается ответственностью руководителя, решенческая активность*. Данные полярные менеджерские стратегии наглядно проявляются в такой специфической форме организации   принятия решений   как   элиминативное   поведение   в   ситуациях неопределенности.

К особенностям женского подхода относятся способность  к объединению, открытому общению, настоящей продуктивной работе в  команде, мотивации, а также чувствительность и интуиция в отношениях с персоналом компании.  (Корнилова Т. В., 2003)

Женский подход в большей мере основан на коллективной работе персонала в слабо меняющихся условиях внешней среды. Женщины-руководители хорошо проявляют себя в подразделениях и филиалах компаний, дочерних фирмах. Начинает складываться так называемый «женский стиль» управления (мягкое управление), которому присущ средний уровень напористости, соперничества (конкуренции), готовности рисковать и конфликтовать.  Меня зовут Альбина.

Женщинам-руководителям больше важен сам процесс деятельности и в меньшей степени – результат. Приоритет процесса выводит компанию, руководимую женщиной, на более высокое качество продукции и самой управленческой деятельности. В своей деятельности они вольно или невольно пытаются вовлечь большинство персонала в активную управленческую или производственную деятельность, одновременно предоставляя им пространство для реализации собственных потребностей и интересов.  Меня зовут Альбина.

Женщины часто  переносят семейные привычки в стиль деятельности компании. Женский стиль придает меньшее значение иерархии в организации и символам статуса компании: представительский автомобиль, охрана, создавая тем самым больший демократизм в отношениях с внешней средой. Женщины лояльно относятся к чужим достижениям, не касающимся их личности. Меня зовут Альбина.

Мужчина-руководитель – традиционное явление мирового менеджмента, часто ставит на первое место себя, заботится об укреплении своих позиций, что препятствует делегированию власти. В результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функций в компании, пропадая там целыми сутками.

Приоритетом для  него является результат, а не сам  процесс его достижения. Меня зовут Альбина.

3. Социально  экономический статус и образование.  Эффективный руководитель должен обладать обязательным образованием и знаниями в сфере менеджмента, экономики, юриспруденции, специальными знаниями, связанными с деятельностью организации, также управленец, как лицо организации должен в совершенстве владеть общепринятым английским языком. Также у руководителей повысился интерес к психологическим аспектам в вопросах управления. Меня зовут Альбина.

К физиологическим  качествам относятся такие качества руководителя, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или  представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, ещё не дает никакого права быть в ней лидером.

Важное значение, при разработке и принятии управленческого  решения, придают способности личности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы  людей.  Это  власть,  основанная  на  исключительных  качествах  личности – мудрости, рассудительности,  героизме, доступности для любого человека, внушительной  внешности,  достойной  и  уверенной манере  держаться  с  людьми разного положения в обществе. (Ушнев С. В., 2010)

Харизма чаще всего  бывает врожденной чертой личности. Данное явление отодвигает на второй план такие черты, как профессионализм и знания, так как именно харизматичность руководителя в большей мере гарантирует его респектабельность в обществе. В пример сказанному можно указать на то, что знаменитый партийный лидер В. Жириновский уже 20 лет остается в центре политической арены исключительно благодаря своему яркому и эксцентрическому поведению.  Меня зовут Альбина.

Большое влияние  на разработку и реализацию УР оказывают  такие качества руководителя, как  романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм.

Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной  оценкой своих возможностей в  вопросах подготовки и реализации УР, а также возможностей получения  необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойственен практически всем руководителям в начальный период их деятельности. Романтизм – это один из источников развития компании, однако руководитель должен определить для себя меру такого романтизма, чтобы он не возымел обратное. Меня зовут Альбина.

Практицизм  руководителя или специалиста связан с большим опытом работы и отработкой стереотипных подходов к разработке и реализации УР.

Оптимизм руководителя базируется на завышенной расчетной  оценке возможностей персонала, в том  числе и своих, самой компании и сотрудничающих с ней клиентов. В любых экономических, финансовых, организационных расчетах и оценках всегда имеется вилка (диапазон) допустимых исходных данных и возможных результатов. То есть, работнику предоставляется право (делегируются полномочия) самому выбирать лучший вариант решения в заданном диапазоне, за которое он будет отвечать. Оптимизм должен подкрепляться высоким профессионализмом в управленческой деятельности и технологических возможностях компании. Руководители оптимисты полезны для компании. Они увеличивают риски реализации УР как в положительную сторону, так и в отрицательную. При этом необходимо решать вопрос о том, как соотносить победы, поражения и стабильность. Меня зовут Альбина.

 Пессимизм  руководителя базируется на заниженной  расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих, самой компании и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант будет обязательно реализован, что принесет компании небольшой, но стабильный доход. Такой подход может быть эффективным в традиционном мало изменяющемся производстве. Для руководителя компании пессимисты также нужны для принятия взвешенных решений и сбалансированности подходов к подготовке и реализации УР.

Каждый  руководитель  ощущает  на  себе  внимание  подчиненных.    Его личные качества существенно влияют на процесс отношений с  коллегами,  а  также на исполнение самого управленческого решения. Существует множество перечней личностных качеств , которыми должен обладать руководитель.  Меня зовут Альбина.

Р. Стогдил еще  в 1948 г. выделил следующие качества: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. (Фалмер Р. М., 1992) Меня зовут Альбина.

У. Беннис в середине 1980-х гг. определил четыре группы лидерских качеств: управление вниманием, управление значением, управление доверием, управление собой. Меня зовут Альбина.

Последующие исследования привели к выделению четырех  групп личностных качеств (таблица 1).

Но личностные качества не являются определяющими для эффективного руководителя. В разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личностные качества. Деловые качества, сделавшие кого-то эффективным в коммерческом банке, вряд ли пригодятся в исследовательской лаборатории, театре, вузе. Да и перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств, также необходимы профессиональные знания и умения (пятая группа качеств в таблице 1). Лишь в совокупности личные и профессиональные качества ведут к эффективному управлению. Сочетание личностных, профессиональных, этических, нравственных качеств, управленческих навыков менеджера можно перегруппировать и выделить одиннадцать групп необходимых руководителю навыков и способностей как факторов эффективного управления:

• способность  управлять собой,

• разумные личные ценности,

• четкие личные цели,

• упор на постоянный личный рост,

• навык решать проблемы,

• изобретательность  и способность к инновациям,

• высокая способность  влиять на окружающих,

• знание современных  управленческих подходов,

• способность  руководить,

• умение обучать  и развивать подчиненных,

• способность  формировать и развивать эффективные рабочие группы. (Вудкок М., 1991) Меня зовут Альбина.

Каждый из вышеперечисленных  факторов в равной мере не может  иметь отношение к любой ситуации, так как каждая управленческая задача выдвигает те или иные конкретные требования. Однако этот перечень обеспечивает основу для оценки каждым работником своих возможностей, их соответствия требованиям, предъявляемым работой, конкретной задачей, и поиску реальных путей развития личных и деловых качеств. Отсутствие или слабая развитость у менеджера каких-либо из этих навыков и способностей позволяет говорить об ограничении. И внимание нужно сосредоточить на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей. Обеспечить быстрый прогресс, ускоренное саморазвитие позволит изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту.ня зовут Альбина.

Таблица 1

Качества  эффективных руководителей

Группы качеств 

Перечень

Физиологические

Рост, вес, фигура, внешний вид, представительность, энергичность движений, состояние здоровья

Психологические или эмоциональные

Инициативность, гибкость, бдительность, созидательность  и творчество, честность, личностная целостность, смелость, самоуверенность, уравновешенность, независимость, самостоятельность, амбициозность, потребность в достижениях, настойчивость и упорство, энергичность, властность, работоспособность, агрессивность, стремление к превосходству, обязательность, участливость

Умственные  или интеллектуальные

Ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость; любопытство и познавательность, интуитивность

Личностные  деловые (приобретенные навыки и  умения)

Такт и дипломатичность, умение заручиться поддержкой, кооперироваться, завоевывать популярность и престиж, брать на себя риск и ответственность, организовывать, убеждать, менять себя, быть надежным, шутить и понимать юмор, разбираться в людях

Профессиональные

Детальное знание рынка, законов его развития, специфики  и динамики рыночных отношений,  менеджмента, маркетинга; компетентность в избранной сфере бизнеса; способность эффективно действовать в условиях рынка, обеспечивая при любых ситуациях оптимальные хозяйственные результаты; глубокое знание человеческой психологии, способов контактов с людьми, умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом; стремление к наиболее рациональному распределению функций между сотрудниками, объективная оценка результатов своей и сотрудников деятельности; умение стратегически мыслить; постоянное обновление  собственных знаний и др.


 

Взяв за основу личностные и профессиональные качества менеджеров, можно выделить следующие  их типы (таблица 2), рассматриваемые  также и как ролевые функции. В то же время основная идея разделения основана на том, что менеджер должен выполнять весь комплекс ролей или большинство из них в зависимости от собственных личных и профессиональных качеств, особенностей подчиненных и ситуации.

 

 

Таблица 2

Характерные типы менеджеров

Тип менеджера

Основной  принцип деятельности

Характерные черты

Менеджер-организатор

Принимая решения, учитывать мнение большого круга  людей 

Способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных. Невозможность единоличного управления крупным производством вызывает необходимость управленческих советов

Менеджер-профессионал(специалист)

Знания и  опыт в конкретной области практической деятельности имеют решающее значение

Способность сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить  ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному

Менеджер-маклер

По возможности  смягчить недовольство работников

Умения сбывать  продукцию в условиях кризиса, когда  предприятия страдают от перепроизводства товаров, обеспечивая эффективность  производства

Менеджер - инноватор

Внедрение инноваций– одно из важнейших условий успеха предприятия на рынке

Постоянно перестраивает  свою работу и работу подчиненных, ищет и внедряет новое, понимая, что быстрее  повысить производительность труда  и качество продукции можно на базе принципиально новой техники  и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании»

Менеджер-дипломат

Установление  и развитие человеческих контактов

Способность осуществлять посредническую деятельность, углублять  деловые связи, навыки заключения сделок, разрешения споров и конфликтов, улаживания отношений с властями

Менеджер - патерналист

Быть справедливым, но твердым

Способность играть роль «главы семьи», по-отечески относиться к работникам, добиваться положительной  реакции работников, повышения производительности труда

Менеджер-лидер

Эффективно управлять – быть способным вести за собой людей

Смелость, самоуверенность, инициативность, настойчивость, энергичность, оригинальность, знание дела, умение брать  на себя риск, высокая профессиональная подготовка, владение навыками делового общения, мастерством оратора и др.

Менеджер-воспитатель

Степень воспитанности, высокая нравственность работников – одно из условий прогресса

Помощь работнику  в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности организации. Формирование у работника чувства служебного долга, усвоениеим элементов корпоративной культуры. Помочь подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой – укрепить его гражданские позиции

Менеджер –  преподаватель (педагог)

Потребность в технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности возрастает

Способность обучить  подчиненного необходимым приемам  и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных  конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт

Менеджер - человек

Менеджер –  не машина, ничто человеческое ему  не чуждо

Ум, образованность, технические знания, сила, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность и др. Не все из совокупности многих поведенческих черт человека способствуют выполнению менеджерских функций

Менеджер - психолог

Индивидуумы не похожи друг на друга

Деятельность, направленная на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмен информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания

Информация о работе Факторы, повлиявшие на принятие ряда управленческих решений на примере ООО «Билет-СВ»