Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:14, дипломная работа
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы упра
Введение 3
Глава 1. Значение кадровой политики в повышении эффективности работы организации 5
1.1. Влияние структуры работ на эффективность деятельности организации 5
1.2. Мотивация труда и лояльность персонала 13
1.3. Организация работы кадровой службы 18
Глава 2. Исследование системы управления персоналом ЗАО «Вe free» 26
2.1. Общая характеристика организации 26
2.1. Характеристика численности, состава и движения персонала 30
2.3. Характеристика системы управления персоналом 32
2.4. Негативные стороны деятельности организации и системы управления персоналом 37
2.5. Задание на разработку организационного проекта 37
Глава 3. Разработка организационного проекта совершенствования системы управления персоналом ЗАО «Вe free» 39
3.1. Разработка схемы функциональных связей системы управления персоналом 39
3.2. Разработка Стандарта предприятия «Управление персоналом ЗАО «Вe free» 47
3.3. Разработка Стандарта предприятия «Политика в области найма персонала» 49
3.4 Разработка Положения об адаптации сотрудников 61
Заключение 76
Список литературы: 78
Приложение 80
Схема состава кадров предприятии приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема состава кадров предприятия8
Понятие "управление персоналом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.
Не случайно концепция управления персоналом несколько лет назад стала логически перерастать в концепцию управления человеческими ресурсами как составной частью производственных ресурсов (наряду с финансовыми, материальными, технологическими). А это значит, что сообразуясь со стратегией развития, предприятие как производственно-хозяйственная система может либо увеличивать человеческие ресурсы (экстенсивный путь), либо (при необходимости) сокращать, ориентируясь на более рациональное использование оставшейся части (интенсивный путь).
Ориентация на управление человеческими
ресурсами меняет задачи управления,
функции и структуру
Задача развития персонала, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственную рабочую силу требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений.
Это стало аргументом для некоторых
ученых при выделении управления
человеческими ресурсами в
В этом отношении к понятию "управление персоналом (кадрами)" приближается понятие "управление человеческим фактором", означающее целенаправленное воздействие на человека как носителя способности к труду с целью получения большего результата от его деятельности, большей гуманизации осуществляемых на предприятии мероприятий технического прогресса как условия лучшего использования техники, ориентации организации производства и труда на возможности человека, его интересы.
Практика показывает, что в управлении кадрами как составной части менеджмента на предприятии имеются два крайних подхода — технократический и гуманистический10.
При технократическом подходе управленческие
решения подчинены прежде всего
интересам производства (максимизация
выпуска продукции, выполнение
плана и т.п.): численность и состав работников
определяются исходя из применяемой техники,
технологического и операционного разделения
труда, заданного ритма производства,
внутрипроизводственной кооперации труда
и т.д. Таким образом, управление кадрами
как бы поглощается процессом управления
производством и сводится к подбору кадров
с соответствующими профессионально-
Гуманистический подход к управлению
кадрами подразумевает создание таких
условий труда и такое его содержание,
которые позволили бы снизить степень
отчуждения работника от его трудовой
деятельности и от других работников.
Поэтому, согласно данной концепции, функционирование
производства, а главное — его результативность
(эффективность) во многом зависят уже
не только от соответствия численности
и профессионально-
Развитие концепции управления
персоналом шло по пути преодоления
технократического подхода к
человеку как к машине, подключения
его мотивационных ресурсов, социально-психологических
факторов роста производительности
труда и эффективности
Управление персоналом переняло основополагающие
принципы теории научного управления,
такие как использование
Для достижения стоящих перед ними целей, организации используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в том числе человеческие. Реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных действий, часто называемых производственными функциями. Более правильно употребить термин производственное поведение, поскольку он включает в себя не только технические (умение работать на станке, компьютере, знание производимого продукта), но и поведенческие (отношение к клиенту, способность работать с большой нагрузкой) навыки. Конкретное производственное поведение зависит от используемых организацией материальных и натуральных ресурсов, ее структуры и культуры, однако, в первую очередь, определяется организационными целями. Чем ближе производственное поведение сотрудников организации к обеспечивающему достижение ее целей ("образцовому"), тем выше эффективность их работы, т.е. эффективность использования человеческих ресурсов. Следовательно, задача управления человеческими ресурсами состоит в обеспечении требуемого для достижения организационных целей поведения каждого сотрудника. Помимо этого, качественного, существует еще количественный аспект управления персоналом - организация должна иметь достаточное для реализации своих цепей число сотрудников. В общем виде управление человеческими ресурсами сводится к обеспечению организации- необходимым числом работников, выполняющих требуемые производственные функции. Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации. Эффективность использования каждого отдельного работника зависит от его способности выполнять требуемые функции и прилежания (мотивации), с которым эти функции выполняются, что может быть представлено математически следующим образом:
Результат = F (способность, прилежание).
Под способностью в данном случае понимается наличие у сотрудника необходимых для выполнения своих функций профессиональных навыков, достаточной физической силы и выносливости, сообразительности, общей культуры и т.п.12
Соответственно, управление человеческими ресурсами состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого из работников с точки зрения реализации целей организации, дающей возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его усилия (см. рис. 2).
Рис. 2. Модель управления человеческими ресурсами13
Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические (табл. 1).
Таблица 1
Методы управления персоналом
Административные |
Экономические |
Социально-психологические |
Установление госзаказов Формирование структуры Утверждение административных норм и нормативов Правовое регулирование Издание приказов, указаний и распоряжений Инструктирование Отбор, подбор и расстановка кадров Утверждение методик и рекомендаций Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации Разработка другой регламентирующей документации Установление административных санкций и поощрений |
Технико-экономический анализ Технико-экономическое Технико-экономическое планирование Экономическое стимулирование Мотивация трудовой деятельности Оплата труда Капиталовложения
Кредитование Ценообразование Участие
в прибылях и капитале Участие
в собственности Установление материальных санкций и поощрений |
Социально-психологический Социально-психологическое Создание творческой атмосферы Участие работников в управлении Социальное и моральное Удовлетворение культурных и духовных потребностей Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата Установление социальных норм поведения Развитие у работников инициативы и ответственности Установление моральных |
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности.
Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника.
Социально-психологические
1.2. Мотивация труда и лояльность персонала
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий14. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Мотивация – это процесс, начинающийся
с физиологической или
На рис. 3 графически показан процесс мотивации. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа мотивации. С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов.
Потребности. Потребности возникают
всякий раз, когда нарушается физиологическое
или психологическое
Побуждение. За редким исключением побуждения, или мотивы (оба термина часто используются как взаимозаменяющие), возникают, чтобы хоть частично удовлетворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические и психологические побуждения ориентированы на действие и обеспечивают энергию движения к достижению вознаграждения. Они составляют сердцевину мотивационного процесса. Например, потребности в пище и воде на уровне мотивов соответствуют голоду и жажде, а потребность в друзьях – мотиву принадлежности.
Вознаграждение. В конце цикла
мотивации находится
Рис. 3. Основной процесс мотивации
Пытаясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают ту или иную линию целенаправленного поведения. Работа в компании тоже представляет собой один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность в компании – это другой тип целенаправленного поведения, направленного на удовлетворение чьей-либо потребности в признании.
Для того чтобы продвинуться по служебной лестнице, человек должен направить свою личную энергию на достижение определенной организационной цели. Таким образом, задача менеджера, который должен мотивировать работников, заключается в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Кроме этого, менеджер должен помочь подчиненным осознать и оценить преимущества, которые дает ему эта работа и эта компания, чтобы поведение рабочего было добровольно направлено на достижение целей компании.
Термин «удовлетворение
Информация о работе Cсовершенствование системы управления персоналом на примере ЗАО «Вe free»