Человеческие ресурсы: их роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

к человеческому потенциалу можно отнести врожденные способности человека, способности, сформированные социальной средой и обучением, возможности, определяемые социально-экономическими и культурными условиями, складывающимися в обществе.
Человеческие ресурсы, как структурированная совокупность рабочей силы, человеческого и информационного капиталов и человеческого потенциала, обладают еще и личностными качествами, приводящими к взаимодействию людей в процессе непосредственного производства, создавая сплоченный коллектив, имеющий перед собой общую цель, основанный не только на распределении ролей и мест в процессе производства, но и взаимной поддержке и помощи в реализации цели производства.

Файлы: 1 файл

Человек-ресурсы Света.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

Изменение производственных отношений, происходящее в современных  условиях, приводит к необходимости  изменения структуры применяемых  человеческих ресурсов. Помимо простой  рабочей силы в производстве все  в большей степени востребованы человеческие ресурсы, в состав которых  включен и человеческий капитал. Совокупность человеческих ресурсов и  человеческого капитала представляет собой  совокупность, характеризуемую как персонал предприятия. Наиболее конкурентоспособные предприятия стремятся совершенствовать привлеченные ими человеческие ресурсы, раскрывая, по возможности, человеческий потенциал, полезный для целей организации.

    Большинство людей неохотно говорят о своих сильных сторонах, а многие даже не знают, каковы они. Но важны ли вообще сильные стороны?  

   Часто предполагается, что люди, которые достигают большего, ставят перед собой высокие цели, в то время как те, кто менее успешен, ставят перед собой скромные цели. Однако исследования показывают, что успешные люди знают свои возможности и ставят себе цели немного выше своего уровня, в то время как менее успешные часто не знают своих возможностей и ставят перед собой нереально высокие цели. В сущности, наиболее успешные люди строят личную жизнь и карьеру на своих талантах и сильных сторонах. Они умеют распознать свои таланты и развивают их. Они находят роли, которые им больше всего подходят, и придумывают способы применения своих талантов в жизни. Что же касается слабых сторон, они скорее держат их под контролем, чем развивают их. 

     Результаты межкультурного сопоставления ценности сильных сторон личности свидетельствуют о том, что знание своих сильных качеств и их развитие: 

* вырабатывает целостное  видение жизни и ее перспектив;  

* порождает оптимизм; дает чувство направления; 

* помогает развить  уверенность в себе; 

* создает ощущение  витальности; 

* приносит чувство  реализованности; 

* помогает достичь  своих целей. 

В настоящее время  существуют два основных подхода  к пониманию и измерению сильных  сторон личности: 

1. Классификация достоинств и добродетелей (VIA Classification of Strengths and Virtues), разработанная Values in Action Institute. 

2. Гэллаповский определитель сильных сторон (Gallup Strengths Finder). 

1. Классификация  достоинств и добродетелей 

Эта классификация, созданная в 2001 году Кристофером  Петерсоном и Мартином Селигманом, двумя лидерами движения позитивной психологии, основывается на следующих допущениях:  

* Сильные сторон человека не являются вторичными по отношению к его слабым сторонам, иллюзорными или эпифеноменальными (производными от чего-то другого). 

* Мы можем описать  сильные стороны человека с  научной точки зрения. 

* Сильные стороны  — это то, чем люди отличаются  друг от друга. 

* Сильные стороны  человека похожи на черты характера,  но на них могут влиять факторы,  относящиеся к окружающей среде.  

Сначала Петерсон и Селигман попытались установить все возможные сильные стороны самыми разными способами, а именно: путем мозгового штурма с участием ведущих ученых, в дискуссиях с участниками психологических конференций, изучая психологическую, философскую и другую литературу, описывающую хороший характер.  

   Затем, столкнувшись с сотнями кандидатур на звание сильной стороны личности, они применили ряд критериев для отбора наших главных достоинств. 

1. Достоинство человека  способствует появлению у него  самого и у тех, кто его  окружает, ощущения, что он живет  правильной жизнью. 

2. Оно имеет моральную  ценность само по себе, вне  зависимости от того, ведет ли  наличие этого достоинства к  положительным результатам. 

3. Проявляя наши  достоинства, мы не принижаем  других; скорее такие проявления  могут быть им полезны, вызывая  восхищение, а не зависть. 

4. У сильной стороны  не может быть антипода, который  бы тоже считался чем-то хорошим.  

5. То, в чем человек  силен, должно проявляться в  его поведении, мыслях, чувствах  и действиях, должно распространяться  на разные ситуации и моменты  времени. 

Этот процесс  завершился определением 24 сильных  сторон характера, то есть механизмов, позволяющих нам достичь добродетелей (которые считаются ключевыми  универсальными свойствами и которым  придавали особое значение философы и религиозные мыслители). Итак, сильные  стороны можно объединить в шесть  таких добродетелей: 

* мудрость —  эта добродетель объединяет сильные  стороны, связанные с получением  и использованием знания; 

* мужество —  группа человеческих достоинств, касающихся проявления воли для  достижения цели в условиях  внешнего или внутреннего сопротивления;  

* любовь, гуманность  — межличностные сильные стороны;  

* справедливость  — гражданские сильные стороны;  

* умеренность —  эти сильные стороны защищают  нас от невоздержанности; 

* посвященность вере (трансцендентность)— эти сильные стороны соединяют нас с Богом. 

VIA различает сильные  стороны человека и таланты.  Хотя это различие не очень  четкое, таланты считаются в большей  степени врожденными и менее  произвольными. VIA также утверждает, что сильные стороны ценятся  в морали разных культур, а  таланты не зависят от моральных  установок. Более того, таланты  не так хорошо поддаются развитию, как сильные стороны (маловероятно, что вы сможете улучшить вашу  подачу или скорость бега так  же существенно, как бесстрашие, оптимизм и др.). Человек может  растрачивать свой талант или  зарыть его в землю, но было  бы довольно странно слышать,  что кто-то ничего не делает, к примеру, со своей благодарностью.  

      Распределение достоинств по категориям кажется, однако, достаточно произвольным. «Умение прощать», которое сейчас находится в категории «умеренность», возможно, было бы уместнее в «справедливости». Благодарность, чувство юмора и понимание красоты кажутся слабо связанными с «посвященностью вере». Действительно, не похоже, чтобы соотношение сильных сторон и добродетелей было закреплено раз и навсегда. Например, «личная энергетика» в период между 2001 (когда классификация была разработана) и 2004 годами была перенесена из «посвященности вере» в «мужество».  

  Сильные стороны и добродетели согласно VIA

Мудрость и знание  

    Любопытство и интерес к миру (интересоваться разными вещами) Любовь к учению (увеличивать знания ради них самих). Широта видения, мудрость (видеть общую картину, считаться мудрым)

     Творчество, изобретательность, оригинальность (умение находить новые способы что-то делать, здравый смысл). Непредвзятость, критическое мышление (думать рационально, уметь выносить правильные суждения)

*Мужество

*Отвага, бесстрашие (оказывать сопротивление, преодолевать страх). *Настойчивость, упорство, усердие (заканчивать начатое, не отвлекаться)

Цельность, подлинность, честность (сдерживать обещания, быть искренним и открытым). Энтузиазм, витальность, драйв (жить полной жизнью, обладать энергией) 

*Любовь и гуманность  

*Способность любить и быть любимым (ценить и иметь близкие любовные отношения). Доброта, щедрость (помогать другим, проявлять сочувствие, заботу) 

*Социальный интеллект, личностный интеллект, эмоциональный интеллект (понимать, что чувствуют окружающие люди, отдавать себе отчет в собственных чувствах, комфортно чувствовать себя с другими).

*Справедливость

Гражданская позиция, командный дух, лояльность (хорошо работать в группе). Лидерские качества (организовывать и мотивировать других людей).

Честность, беспристрастность (относиться к людям одинаково, не дискриминировать их в силу собственных  предубеждений).

Умеренность

Самоконтроль, саморегулирование (контроль над эмоциями, дисциплина). Благоразумие, осторожность (избегать опасности, делать тщательный выбор).

Смирение, скромность (осознание своего места в мироздании). Прощение, милосердие (прощать и  забывать отношение и поведение).

Посвященность вере  (трансцендентность)

Умение ценить красоту  и совершенство (создавать их и/или  вдохновляться, возвышаться в их присутствии). Духовность, чувство смысла, вера, призвание в жизни, развивать согласованные представления о высшем смысле).

Надежда, оптимизм, нацеленность в будущее (считать  стакан наполовину полным, строить  планы на будущее). Благодарность (благодарить  людей, считать, что тебе повезло). Юмор, веселость (вызывать смех и улыбки, работать весело).

Одной из главных  целей позитивной психологии можно  считать помощь людям в определении  своих фирменных достоинств. Фирменные  достоинства — те, что соотносятся  с вашим настоящим «я» и  вы чувствуете радостное возбуждение, когда обнаруживаете и используете  их. Человек быстро достигает очень  высокого уровня в том, что касается его фирменных достоинств, ему  не терпится их применить, он испытывает воодушевление и внутреннюю мотивацию, используя их. Когда фирменные  достоинства обнаружены, их можно  применять в работе и отношениях, в играх и воспитании. 

 

2. Гэллаповский определитель сильных сторон

Если двадцати четырех  сильных сторон вам показалось мало, познакомьтесь с тридцатью четырьмя, которые были выявлены учеными из Gallup Corporation — Дональдом Клифтоном и Эдвардом Андерсеном. Они попытались понять, что помогает людям преуспевать в том, что они делают. В результате они объявили о существовании тридцати четырех самых распространенных талантов/достоинств, проявляющихся в рабочей обстановке. Однако их концепция сильных сторон человека существенно отличается от предложенной VIA.

Согласно «Определителю  сильных сторон», в основе наших  сильных сторон лежат таланты. Талант — это естественно возникающая модель мыслей, чувств или поведения, которую можно применить в различных областях. Это способность что-то делать. Таланты могут быть объединены в темы (группы похожих талантов). Сильная сторона человека — это способность показывать постоянные высокие результаты в данной области деятельности. Если таланты подобны «необработанным алмазам», то сильные стороны можно сравнить с уже ограненными и отшлифованными бриллиантами. Таким образом, сильные стороны возникают, когда мы отшлифовали наши таланты с помощью знаний и умений. Полностью развитые и адекватно примененные сильные стороны приводят к достижениям и выдающемуся мастерству. В основе развития и применения наших сильных сторон лежат определенные принципы: 

* понимать собственные  таланты; 

* ценить свои  таланты и брать на себя  личную ответственность за них;  

* понимать свои  побуждения, знать, почему делаешь  что-либо (прояснение жизненных целей  или задач);

* устанавливать  заботливые, облегчающие жизнь отношения;

* не цепляться  за прошлые успехи;

* упражняться в  своих талантах и применять  сильные стороны;

* разъяснять другим, что такое таланты и сильные  стороны (что поможет самому  понять их гораздо лучше).

  Осознав свои таланты и сильные стороны, важно понять, какая работа им лучше всего соответствует. Даже к одному и тому же занятию (например, к учебе) можно подойти по-разному, в зависимости от ваших сильных сторон. Если вашей сильной стороной является гармония, то вам возможно лучше будет начать с того, с чем вы согласны, а потом двигаться дальше. Если у вас аналитический склад ума, то вы можете начать с того, чтобы выявить нюансы в аргументации, усомниться в мнениях, отказаться слепо принимать на веру написанное, после чего двигаться к формулированию взвешенных выводов. 

Сильные стороны  согласно исследователям из Gallup 

1. Адаптивность (изменение  себя в зависимости от требований  окружающей среды, приспособление, гибкость). 

2. Активация (энергия,  чтобы взяться за дело и  сделать его). 

3. Аналитическое  мышление (понимание причин и  следствий, критическое мышление).  

4. Вера (наличие  глубоко укоренившихся ценностей,  идей, поиск смысла жизни). 

5. Посвященность (помогать другим становиться цельными и успешными).  

6. Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).  

7. Гармония (способность  находить точки соприкосновения,  избегание конфликтов). 

8. Дисциплина (организованность, умение укладываться во время,  порядок и структуру). 

9. Последовательность (устремленность к целям, совершенству, удовлетворенность от достигнутого).  

10. Значимость (большое  стремление к признанию, напряженная  работа). 

11. Индивидуализация (восприятие других людей как  личностей и признание их талантов, внимание к различиям). 

12. Интеллект (умение  мыслить во многих направлениях, интеллектуальные дискуссии, решения).  

13. Информация (активное  приобретение знаний, любопытство).  

14. Исправление (признание  проблем и способность их решить).  

15. Коммуникация (объяснение, разъяснение, умение хорошо говорить).  

16. Конкуренция (напряженная  работа для достижения высокого  результата, успех, желание выиграть, сравнение с другими). 

17. Контекст (видеть  исторические параллели, объективно  оценить происходящее). 

18. Максимализм (увеличение  личного и группового уровня  мастерства). 

19. Обучение (получение  удовольствия от процесса обучения, сосредоточенность на улучшении).  

20. Ориентация на  будущее (нацеленность на будущее,  умение видеть возможности, побуждение  к действию других). 

21. Ответственность  (надежность, готовность брать на  себя обязанности и обязательства).  

22. Отношения (установление  близких отношении с людьми) 

23. Позитивность (энтузиазм,  оптимизм, возбуждение, стимулирование  других). 

24. Последовательность (равное отношение, справедливость  озабоченность вопросами добра  и зла). 

25. Развитие (видеть  потенциал в других и помогать  им его развивать). 

26. Рассудительность (принятие правильных решений,  обстоятельность, рассмотрение всех  вариантов). 

27. Руководство (умение  справляться с конфликтами и  кризисами, способность нести  ответственность). 

28. Самоутверждение  (уверенность в себе, независимость  мышления). 

Информация о работе Человеческие ресурсы: их роль и значение