Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:26, контрольная работа
к человеческому потенциалу можно отнести врожденные способности человека, способности, сформированные социальной средой и обучением, возможности, определяемые социально-экономическими и культурными условиями, складывающимися в обществе.
Человеческие ресурсы, как структурированная совокупность рабочей силы, человеческого и информационного капиталов и человеческого потенциала, обладают еще и личностными качествами, приводящими к взаимодействию людей в процессе непосредственного производства, создавая сплоченный коллектив, имеющий перед собой общую цель, основанный не только на распределении ролей и мест в процессе производства, но и взаимной поддержке и помощи в реализации цели производства.
Изменение производственных
отношений, происходящее в современных
условиях, приводит к необходимости
изменения структуры
Большинство людей неохотно говорят о своих сильных сторонах, а многие даже не знают, каковы они. Но важны ли вообще сильные стороны?
Часто предполагается, что люди, которые достигают большего, ставят перед собой высокие цели, в то время как те, кто менее успешен, ставят перед собой скромные цели. Однако исследования показывают, что успешные люди знают свои возможности и ставят себе цели немного выше своего уровня, в то время как менее успешные часто не знают своих возможностей и ставят перед собой нереально высокие цели. В сущности, наиболее успешные люди строят личную жизнь и карьеру на своих талантах и сильных сторонах. Они умеют распознать свои таланты и развивают их. Они находят роли, которые им больше всего подходят, и придумывают способы применения своих талантов в жизни. Что же касается слабых сторон, они скорее держат их под контролем, чем развивают их.
Результаты межкультурного сопоставления ценности сильных сторон личности свидетельствуют о том, что знание своих сильных качеств и их развитие:
* вырабатывает целостное видение жизни и ее перспектив;
* порождает оптимизм; дает чувство направления;
* помогает развить уверенность в себе;
* создает ощущение витальности;
* приносит чувство реализованности;
* помогает достичь своих целей.
В настоящее время
существуют два основных подхода
к пониманию и измерению
1. Классификация достоинств и
2. Гэллаповский определитель сильных сторон (Gallup Strengths Finder).
1. Классификация достоинств и добродетелей
Эта классификация, созданная в 2001 году Кристофером Петерсоном и Мартином Селигманом, двумя лидерами движения позитивной психологии, основывается на следующих допущениях:
* Сильные сторон человека не являются вторичными по отношению к его слабым сторонам, иллюзорными или эпифеноменальными (производными от чего-то другого).
* Мы можем описать сильные стороны человека с научной точки зрения.
* Сильные стороны — это то, чем люди отличаются друг от друга.
* Сильные стороны
человека похожи на черты
Сначала Петерсон и Селигман попытались установить все возможные сильные стороны самыми разными способами, а именно: путем мозгового штурма с участием ведущих ученых, в дискуссиях с участниками психологических конференций, изучая психологическую, философскую и другую литературу, описывающую хороший характер.
Затем, столкнувшись с сотнями кандидатур на звание сильной стороны личности, они применили ряд критериев для отбора наших главных достоинств.
1. Достоинство человека способствует появлению у него самого и у тех, кто его окружает, ощущения, что он живет правильной жизнью.
2. Оно имеет моральную ценность само по себе, вне зависимости от того, ведет ли наличие этого достоинства к положительным результатам.
3. Проявляя наши
достоинства, мы не принижаем
других; скорее такие проявления
могут быть им полезны,
4. У сильной стороны
не может быть антипода, который
бы тоже считался чем-то
5. То, в чем человек
силен, должно проявляться в
его поведении, мыслях, чувствах
и действиях, должно
Этот процесс
завершился определением 24 сильных
сторон характера, то есть механизмов,
позволяющих нам достичь
* мудрость —
эта добродетель объединяет
* мужество —
группа человеческих
* любовь, гуманность
— межличностные сильные
* справедливость — гражданские сильные стороны;
* умеренность — эти сильные стороны защищают нас от невоздержанности;
* посвященность вере (трансцендентность)— эти сильные стороны соединяют нас с Богом.
VIA различает сильные
стороны человека и таланты.
Хотя это различие не очень
четкое, таланты считаются в большей
степени врожденными и менее
произвольными. VIA также утверждает,
что сильные стороны ценятся
в морали разных культур, а
таланты не зависят от
Распределение достоинств по категориям кажется, однако, достаточно произвольным. «Умение прощать», которое сейчас находится в категории «умеренность», возможно, было бы уместнее в «справедливости». Благодарность, чувство юмора и понимание красоты кажутся слабо связанными с «посвященностью вере». Действительно, не похоже, чтобы соотношение сильных сторон и добродетелей было закреплено раз и навсегда. Например, «личная энергетика» в период между 2001 (когда классификация была разработана) и 2004 годами была перенесена из «посвященности вере» в «мужество».
Сильные стороны и добродетели согласно VIA
Мудрость и знание
Любопытство и интерес к миру (интересоваться разными вещами) Любовь к учению (увеличивать знания ради них самих). Широта видения, мудрость (видеть общую картину, считаться мудрым)
Творчество, изобретательность, оригинальность (умение находить новые способы что-то делать, здравый смысл). Непредвзятость, критическое мышление (думать рационально, уметь выносить правильные суждения)
*Мужество
*Отвага, бесстрашие (оказывать сопротивление, преодолевать страх). *Настойчивость, упорство, усердие (заканчивать начатое, не отвлекаться)
Цельность, подлинность, честность (сдерживать обещания, быть искренним и открытым). Энтузиазм, витальность, драйв (жить полной жизнью, обладать энергией)
*Любовь и гуманность
*Способность любить и быть любимым (ценить и иметь близкие любовные отношения). Доброта, щедрость (помогать другим, проявлять сочувствие, заботу)
*Социальный интеллект, личностный интеллект, эмоциональный интеллект (понимать, что чувствуют окружающие люди, отдавать себе отчет в собственных чувствах, комфортно чувствовать себя с другими).
*Справедливость
Гражданская позиция, командный дух, лояльность (хорошо работать в группе). Лидерские качества (организовывать и мотивировать других людей).
Честность, беспристрастность (относиться к людям одинаково, не дискриминировать их в силу собственных предубеждений).
Умеренность
Самоконтроль, саморегулирование (контроль над эмоциями, дисциплина). Благоразумие, осторожность (избегать опасности, делать тщательный выбор).
Смирение, скромность (осознание своего места в мироздании). Прощение, милосердие (прощать и забывать отношение и поведение).
Посвященность вере (трансцендентность)
Умение ценить красоту и совершенство (создавать их и/или вдохновляться, возвышаться в их присутствии). Духовность, чувство смысла, вера, призвание в жизни, развивать согласованные представления о высшем смысле).
Надежда, оптимизм, нацеленность в будущее (считать стакан наполовину полным, строить планы на будущее). Благодарность (благодарить людей, считать, что тебе повезло). Юмор, веселость (вызывать смех и улыбки, работать весело).
Одной из главных
целей позитивной психологии можно
считать помощь людям в определении
своих фирменных достоинств. Фирменные
достоинства — те, что соотносятся
с вашим настоящим «я» и
вы чувствуете радостное возбуждение,
когда обнаруживаете и
2. Гэллаповский определитель сильных сторон
Если двадцати четырех
сильных сторон вам показалось мало,
познакомьтесь с тридцатью
Согласно «Определителю сильных сторон», в основе наших сильных сторон лежат таланты. Талант — это естественно возникающая модель мыслей, чувств или поведения, которую можно применить в различных областях. Это способность что-то делать. Таланты могут быть объединены в темы (группы похожих талантов). Сильная сторона человека — это способность показывать постоянные высокие результаты в данной области деятельности. Если таланты подобны «необработанным алмазам», то сильные стороны можно сравнить с уже ограненными и отшлифованными бриллиантами. Таким образом, сильные стороны возникают, когда мы отшлифовали наши таланты с помощью знаний и умений. Полностью развитые и адекватно примененные сильные стороны приводят к достижениям и выдающемуся мастерству. В основе развития и применения наших сильных сторон лежат определенные принципы:
* понимать собственные таланты;
* ценить свои таланты и брать на себя личную ответственность за них;
* понимать свои побуждения, знать, почему делаешь что-либо (прояснение жизненных целей или задач);
* устанавливать заботливые, облегчающие жизнь отношения;
* не цепляться за прошлые успехи;
* упражняться в своих талантах и применять сильные стороны;
* разъяснять другим, что такое таланты и сильные стороны (что поможет самому понять их гораздо лучше).
Осознав свои таланты и сильные стороны, важно понять, какая работа им лучше всего соответствует. Даже к одному и тому же занятию (например, к учебе) можно подойти по-разному, в зависимости от ваших сильных сторон. Если вашей сильной стороной является гармония, то вам возможно лучше будет начать с того, с чем вы согласны, а потом двигаться дальше. Если у вас аналитический склад ума, то вы можете начать с того, чтобы выявить нюансы в аргументации, усомниться в мнениях, отказаться слепо принимать на веру написанное, после чего двигаться к формулированию взвешенных выводов.
Сильные стороны согласно исследователям из Gallup
1. Адаптивность (изменение
себя в зависимости от
2. Активация (энергия, чтобы взяться за дело и сделать его).
3. Аналитическое
мышление (понимание причин и
следствий, критическое
4. Вера (наличие
глубоко укоренившихся
5. Посвященность (помогать другим становиться цельными и успешными).
6. Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).
7. Гармония (способность
находить точки
8. Дисциплина (организованность, умение укладываться во время, порядок и структуру).
9. Последовательность
(устремленность к целям,
10. Значимость (большое
стремление к признанию,
11. Индивидуализация
(восприятие других людей как
личностей и признание их
12. Интеллект (умение
мыслить во многих
13. Информация (активное приобретение знаний, любопытство).
14. Исправление (признание
проблем и способность их
15. Коммуникация (объяснение,
разъяснение, умение хорошо
16. Конкуренция (напряженная
работа для достижения
17. Контекст (видеть
исторические параллели,
18. Максимализм (увеличение личного и группового уровня мастерства).
19. Обучение (получение
удовольствия от процесса
20. Ориентация на
будущее (нацеленность на
21. Ответственность
(надежность, готовность брать на
себя обязанности и
22. Отношения (установление близких отношении с людьми)
23. Позитивность (энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимулирование других).
24. Последовательность
(равное отношение,
25. Развитие (видеть потенциал в других и помогать им его развивать).
26. Рассудительность
(принятие правильных решений,
обстоятельность, рассмотрение
27. Руководство (умение справляться с конфликтами и кризисами, способность нести ответственность).
28. Самоутверждение (уверенность в себе, независимость мышления).
Информация о работе Человеческие ресурсы: их роль и значение