Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе рынка труда г. Казани Республики Татарстан и предложении механизмов регулирования безработицы в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы безработицы и занятости населения на рынке труда, виды безработицы, проанализировать социально-экономические последствия безработицы и изучить систему а управления занятостью и регулирование безработицы
на муниципальном уровне;
исследовать рынок труда города Казани и Республики Татарстан в целом;
разработать меры для борьбы с безработицей в городе Казани.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Теоретические основы изучения безработицы и занятости населения
на рынке труда…….....................................................................................................6
Занятость как основополагающая характеристика рынка труда
и объект социальной политики…………………………………………….….6
1.2 Виды и социально-экономические последствия безработицы………...13
1.3 Система управления занятостью и регулирование безработицы
на муниципальном уровне……………………………………………………21
Анализ безработицы и занятости населения Республики Татарстан и
города Казань……………………………………………………………………….27
Трудовые ресурсы и занятость населения в Республике
Татарстан……………………………..……….………………..……..……….27
Борьба с безработицей в городе Казани…..……………….…….………36
Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
по борьбе с безработицей в городе Казань ……....................................................45
Заключение……………………………………………………………….….……...52
Список использованной литературы…………………………..………………….54
Среди безработных, состоящих на учете в службе занятости Казани, более 14% - инвалиды. Их трудоустройство крайне затруднено из-за малого количества действующих специализированных предприятий и специальных рабочих мест. На 2012 год министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан предприятиям Казани установлены квоты на 55 рабочих мест для инвалидов, на сегодня 32 человека уже трудоустроены. В определенной мере ситуацию сможет несколько изменить реализация программы содействия трудоустройству 103 незанятых инвалидов, в соответствии с которой работодателю возмещаются затраты на создание специализированного рабочего места в сумме до 50 тысяч рублей.
Немаловажное место в своей повседневной деятельности специалисты службы занятости отводят взаимодействию с работодателями, переходящими на режим неполного рабочего времени и сокращения численности работающих. На сегодня 125 человек работают по сокращенной рабочей неделе. В третьем квартале предполагается высвобождение 897 человек. Наиболее серьезные высвобождения намечены окружным военным клиническим госпиталем – 235 ч., министерством энергетики – 100 ч. Данная ситуация оказывает давление на рынок труда и сказывается на уровне безработицы. Требуется подход к каждому работодателю, запросам его работников. Эта работа носит индивидуальный характер и включает в себя предложение аналогичных вакансий у другого работодателя, организацию переобучения на другую профессию, проведение консультаций, оказание профориентационных услуг, общение с психологом службы занятости.
Характеризуя структуру безработных, следует отметить, что более 55% наших клиентов уволились с прежнего места работы по собственному желанию и лишь 16% высвобождены по сокращению штатов или ликвидации предприятия. Около 14% граждан имеют перерыв в работе более 1 года, т.е. частично потеряли свои профессиональные навыки. И это накладывает свой отпечаток на работу сотрудников службы занятости с ними. Одни ждут лучших времен, другие ищут и требуют соответствующей им работы, третьим нужна социальная и трудовая адаптация.
Все вышеперечисленные мероприятия направлены как на реализацию конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, так и на снижение уровня безработицы. Еще раз повторюсь - это содействие в трудоустройстве, в том числе после прохождения профессионального обучения, повышение квалификации, привлечение безработных к участию в общественных работах, их временная занятость. При этом особое внимание требует совершенствование взаимодействия службы занятости с работодателями. Нередко безработный просит, умоляет, требует от кадровиков записать в выданном ему направлении на работу, что он не подходит или вакансия закрыта. И кадровик идет ему навстречу. В целях пресечения таких фактов ведется постоянная работа с работодателями. Ее усилению поможет реализация проекта «Электронный работодатель», который предусматривает обмен информацией по закрытым каналам между службой занятости и работодателем в виде таких электронных документов, как подача заявок на потребность в кадрах, так и направление выписок из реестра граждан, ищущих соответствующую работу. На сегодня к этой системе подключены 98 предприятий из намеченных 518.
Пункт 3 статьи 25 федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» обязывает всех без исключения работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, своевременно сообщать о введении режима неполного рабочего времени, процедур о несостоятельности, приостановке деятельности, выполнении установленных квот. Все это необходимо делать и лучше всего в рамках проекта «Электронный работодатель», тем более что по этому вопросу было обращение Премьер-министра Республики Татарстан Ильдара Шавкатовича Халикова.
В целях исключения мошеннических действий по получению пособия по безработице нами предпринимается комплекс мер, предусмотренных действующим законодательством. Среди них такие, как:
- отказ в присвоении
статуса безработного и
- приостановка выплаты
пособия по причине отказа
от подходящей работы, нарушения
установленных порядка и
- снятие с учета
граждан, скрывавших свою
3. Разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию деятельности по борьбе с безработицей в городе Казань
Вопросы обучения безработных новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи с ухудшением состояния экономики страны отчетливо выявляется тенденция сворачивания предприятиями системы профессионального обучения, упразднения образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к резкому сокращению численности обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое.
Дело в том, что люди, оказывающиеся безработными, часто теряют работу потому, что работодателей больше не устраивает уровень их квалификации, подготовки, а также по причине невостребованности их профессий и специальностей на рынке труда.
Возникает проблема не только трудоустройства безработных, но и резкого повышения потенциала их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.
Рынок профессий во многом зависит от уровня развития экономики, ее технической и технологической оснащенности, экономичного положения страны в тот или иной отрезок времени. Он в сущности своей подвижен, возникают и исчезают определенные профессии, но остается тенденция, присущая группе развитых экономик, тенденция исчезновения и роста определенных профессий, которая при достаточной научной проработке может помочь составить картину рынка профессий на ближайшее будущее, а тем самым способствовать его формированию в нужном направлении [9].
На 2012 год принята программа содействия занятости г.Казани, всем подразделениям городской службы занятости определены конкретные индикаторы. На реализацию предусмотренных мероприятий, без выплаты пособий, стипендий, содержания самой службы занятости выделено около 78 млн.рублей. Итоги 7 месяцев не позволяют расслабляться, т.к. есть некоторые проблемы по организации общественных работ, временной занятости, в том числе несовершеннолетних граждан. Программы занятости молодежи «Первое рабочее место» и «Молодежная практика», «Стажировка» ждут выпускников школ, средних профессиональных образовательных учреждений и вузов, которые пока отдыхают и до нас еще не дошли. В этом году по программе «Молодежная практика» центр занятости населения города сможет предоставить работу 75 выпускникам школ и вузов, а по программе «Первое рабочее место» - 47 выпускникам лицеев, колледжей, училищ.
Подробнее о программе «Первое рабочее место».
Решение проблемы занятости молодежи и ее социальной адаптации к современным условиям рынка труда - одно из приоритетных направлений работы центров занятости населения. Испытывая трудности при самостоятельном трудоустройстве из-за отсутствия необходимого стажа и опыта работы, молодые люди активно обращаются в службу занятости.
Для повышения
Временное трудоустройство
выпускников, ищущих работу впервые, осуществляется
в соответствии со специальностью (профессией),
указанной в дипломе о
Для работодателя участие стажера в программе "Первое рабочее место" позволяет оценить уровень подготовки молодого специалиста, эффективность его работы, снизить вероятность ошибки на этапе принятия решения о заключении трудовых отношений с выпускником профессионального учебного заведения, подготовить квалифицированного специалиста на смену ветеранам предприятия.
Для выпускника участие в программе позволяет получить необходимые трудовые навыки и адаптироваться на первом рабочем месте.
Выпускники, трудоустроенные на временные работы, получают заработную плату за фактически выполненный объем работ, в соответствии с действующим на предприятии условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством Российской Федерации (4611 руб.), при условии отработки полного рабочего дня (недели). Также участникам данной программы может оказываться материальная поддержка.
В программе «Первое рабочее место» могут принять участие безработные граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые. По вопросам трудоустройства они могут обратиться к своему инспектору.
В целом профессиональный состав сотрудников, техническая и программная оснащенность службы занятости, финансовое обеспечение программных мероприятий, уровень взаимодействия с работодателями позволяют сказать, что перед нами поставлены конкретные задачи, и мы будем обеспечивать их выполнение.
А теперь о программах «Молодежная практика» и «Стажировка»
В целях предотвращения
безработицы и повышения
«Молодежная практика» -
временное трудоустройство
«Стажировка» - временное
трудоустройство выпускников
Направление производится с согласия безработного.
На граждан, занятых в программах «Молодежная практика» и «Стажировка» распространяется законодательство о труде и социальном страховании. С лицами, желающими участвовать в программах, заключается срочный трудовой договор.
С предприятием, которое дало согласие на прием безработной молодежи на ученические рабочие места, центр занятости населения заключает договор о создании дополнительного временного рабочего места.
Гражданин может быть трудоустроен на постоянное рабочее место по решению работодателя до окончания срока прохождения программ.
Гражданин, который по окончании временной работы не будет трудоустроен на постоянное место работы на данном предприятии или на другом предприятии, может быть вновь признан безработным в установленном законодательством порядке.
В период участия в специальных программах безработным гражданам может выплачиваться материальная поддержка в размере 1700 рублей в месяц.
Также можно разработать проект по поддержке незанятого трудоспособного населения, на примере города Казань. Предложенные мероприятия по обучению будут проводиться в специализированных учебных заведениях города. Направление будут получать из Центра занятости населения, финансироваться из бюджета муниципального образования.
С помощью Проекта по поддержке незанятого трудоспособного населения, путем переквалификации или получения дополнительного образования, возможно достижение эффективной занятости, которая способствует:
- увеличению доходов
населения, обеспечение
- уменьшению социальной
напряженности. Создание благоп
- понижению девиантного
поведения. При безработице
Полная занятость —
цель, к которой необходимо стремиться.
Она достигается тогда, когда
имеется соответствующий
Эффективная занятость
– важнейшее условие социально-
Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Таким образом, эффективную занятость можно охарактеризовать с двух точек зрения: