Борьба с безработицей в городе Казани

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе рынка труда г. Казани Республики Татарстан и предложении механизмов регулирования безработицы в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы безработицы и занятости населения на рынке труда, виды безработицы, проанализировать социально-экономические последствия безработицы и изучить систему а управления занятостью и регулирование безработицы
на муниципальном уровне;
исследовать рынок труда города Казани и Республики Татарстан в целом;
разработать меры для борьбы с безработицей в городе Казани.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….3
Теоретические основы изучения безработицы и занятости населения
на рынке труда…….....................................................................................................6
Занятость как основополагающая характеристика рынка труда
и объект социальной политики…………………………………………….….6
1.2 Виды и социально-экономические последствия безработицы………...13
1.3 Система управления занятостью и регулирование безработицы
на муниципальном уровне……………………………………………………21
Анализ безработицы и занятости населения Республики Татарстан и
города Казань……………………………………………………………………….27
Трудовые ресурсы и занятость населения в Республике
Татарстан……………………………..……….………………..……..……….27
Борьба с безработицей в городе Казани…..……………….…….………36
Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
по борьбе с безработицей в городе Казань ……....................................................45
Заключение……………………………………………………………….….……...52
Список использованной литературы…………………………..………………….54

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Среди эмоциональных  последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между  ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской  смертностью, жестким обращением с  детьми, разводом, конфликтами между  родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную  связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге  терпимости”, когда члены семьи  безработного еще сохраняют способность  заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными [6].

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных  к своему бедственному положению  как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в  боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с  поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Установлено, что безработица  является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные  последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия  безработицы для жителей городских  и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ [5].

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны  с ухудшением материального положения.

1.3 Система  управления занятостью и регулирование безработицы

на муниципальном  уровне

Сложность регулирования  вопросов занятости состоит в  том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Практически большинство трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления рынок труда весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Органы местного самоуправления тоже имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости на своих территориях.

Проблема занятости  населения является одной из важнейших  для муниципального образования.

Данная проблема имеет  еще два аспекта:

- уровень и регулярность  выплаты заработной платы, который  определяет уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты;

- условия труда, которые  могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Проблема занятости  в условиях рыночной экономики решается на рынках труда местного уровня.

Федеральные органы разрабатывают  и реализуют основные направления

государственной политики в области занятости населения на территории страны, координируют деятельность органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных нормативов для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местные условия.

Местное сообщество может  в значительной степени облегчить  функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направленную на снижение безработицы, информационно отслеживая изменения занятости и т. д.

Одной из задач, решаемых только на уровне местного сообщества является достижение соответствия «работники - рабочие места». Интерес местного сообщества к своему рынку труда связан с необходимостью облегчить обмен между теми, кто предлагает рабочие места, и теми, кто предлагает рабочую силу. Каждая сторона стремится достичь своей цели. Люди ищут возможность применить свою квалификацию и самореализовать себя, фирмы ищут работников, которые соответствуют их требованиям. Проблема установления соответствия рабочей силы предоставляемым рабочим местам - одна из важнейших для местного сообщества, поскольку создание рабочей силы и создание рабочих мест - это почти независимые процессы [3, c.94-112].

Независимо от причины тяжесть  безработицы ложится на рабочих, а именно на определенные группы рабочих в зависимости от их географического местоположения, возраста, пола и профессиональных умений.

При изучении местной безработицы  важно, учитывать, что она отличается от национальной следующими специфическими особенностями:

- секторы экономики в местном  сообществе могут иметь структуру  издержек и технологии, отличные от национальных средних;

- благодаря динамичности экономики  в местных сообществах постоянно

возникают ситуации, когда  изменяется спрос, а предложение пытается под него

подстроиться. Расходы на информацию о спросе и замедление передвижения рабочей силы затрудняют перестройку рабочей силы в соответствии с этими изменениями. Кроме того, следует учитывать неодинаковую способность к перестройке рынка труда в различных географических районах. Рыночные силы не всегда могут уменьшить несоответствие между спросом и предложением рабочей силы в определенной местности даже в течение дли-

тельного времени из-за сегментации  рынка труда, слабой мобильности рабочей силы относительно возможных вариантов ее использования, а также вследствие действия сил неэкономического характера, обусловливающих привязанность людей к тем или иным районам. Нельзя не учитывать также причины чисто политического характера, вынуждающие людей покидать родные места.

Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости.

Федеральный закон от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» указывает, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

- проведения оплачиваемых  общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- ярмарку вакансий и учебных рабочих мест.

Многие органы местного самоуправления разрабатывают и  реализуют программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.д., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.

Органы местного самоуправления в решении вопросов занятости  могут решать следующие задачи:

- разработка и реализация  системы экономических и других  механизмов,

регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

- координация и контроль  за деятельностью в этой области  управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание муниципальной службы занятости;

- оказание информационной поддержки людям, ищущим работу;

- формирование муниципального  банка вакансий, сезонных и временных  рабочих мест;

- формирование заказа  на общественные работы на  территории муниципального образования;

- создание центра социально-психологической адаптации;

- организация муниципального  бизнеса-инкубатора для начинающих

предпринимателей;

- образование муниципального  учебно-методического центра профессиональной подготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

- создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

- создание муниципального  попечительского совета для содействия  трудоустройстве выпускников школ  и профессиональных учебных заведений;

- организация и проведение  мониторинговых исследований рынка  труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

На спектр оказываемых  услуг по содействию занятости населению  оказывают финансовые возможности муниципального образования. Приоритетными направлениями политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

- содействие занятости  выпускников школ и профессиональных  учебных заведений;

- оказание адресной  материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

- развитие новых форм  взаимодействия с работодателями;

- повышение конкурентоспособности  рабочей силы (организация

профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования).

В практике существует несколько  хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, где посетители могут ознакомиться банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства и выбрать необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки.

Весьма действенным  механизмом реального содействия занятости  населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ, т.оплачиваемые общедоступные виды трудовой деятельности не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Информация о работе Борьба с безработицей в городе Казани