Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 16:33, курсовая работа
Аттестация и оценка персонала - это управленческая технология, направленная на достижение целей компании и на реализацию ее стратегии, а также на повышение эффективности деятельности организации по основным функциям управления. Проблема в том, с помощью каких критериев и показателей необходимо оценивать эффективность управления? Наиболее распространенным подходом является оценка с позиции вклада сотрудника в общие цели организации, а не с позиций оценки эффективности его работы на отдельном рабочем месте. Если деятельность сотрудника улучшается, то будет улучшаться и деятельность всей организации.
Введение
1. Теоретико-методологическое обоснование оценки персонала
1.1 Оценка персонала: сущность, цели, подходы, этапы
1.2 Методы оценки персонала
1.3 Критерии оценки персонала
2. Разработка бизнес-процесса "оценка персонала" в банке
2.1 Бизнес-проектирование как эффективный метод работы
2.2 Формирование матрицы ответственности
3. Анализ персонала ОАО "МПМ"
3.1 Оценка персонала в ОАО "МПМ"
3.2 Аттестация персонала
4. Аудит безопасности
4.1 Анализ условий труда бухгалтера
4.2 Разработка комплекса мер пожарной безопасности банка
5. Автоматизация оценки персонала
5.1 Проблемы автоматизации оценки персонала
5.2 Возможности системы "Оценка персонала"
Заключение
Библиографический список
5. Еще раз оцениваем оставшиеся критерии (достаточно ли они понятны) и приводим шкалу оценки в соответствие с реальностью (слишком завышенные требования так же опасны, как и слишком заниженные).
Приведем некоторые критерии оценки персонала (по пятибалльной шкале):
Качество работы - выполняется без ошибок (или с незначительными погрешностями, которые исправляются самостоятельно), аккуратно и тщательно.
"5" - постоянно очень высокий уровень аккуратности и точности, не требуется дополнительная проверка, можно полностью положиться на его работу, может выполнять работу практически без помощи руководителя.
"4" - аккуратность и точность выше ожидаемого уровня, ошибки встречаются очень редко, хорошо выполняет инструкции, нуждается в незначительной помощи со стороны руководителя.
"3" - Качество работы соответствует предъявляемым требованиям.
"2" - бывает небрежен, встречаются ошибки, иногда приходится проверять его работу.
"1" - низкое качество работы, постоянные ошибки, требуются постоянные проверки и исправления.
Объем работ (количество) - работа выполняется в запланированном объеме.
"5" - очень быстрый и энергичный сотрудник. Постоянно с завидной
легкостью делает больше, чем от него ждут.
"4" - работает быстро. Часто выполняет больший объем работ, чем запланировано.
"3" - работает стабильно. Выполняет плановые показатели.
"2" - работает медленно. Необходимо подгонять.
"1" - работает медленно, теряет много времени впустую, не справляется с запланированным объемом работ.
Присутствие на работе (дисциплина) - в рабочее время занят работой. Редкие пропуски по уважительной причине, оговоренные заранее.
"5" - чрезвычайно надежен. Всегда на работе и вовремя.
"4" - надежен. Редко отсутствует, если отсутствует, то по уважительной причине. Всегда заранее ставит в известность об отсутствии руководителя и коллег.
"3" - случается отсутствие на работе по уважительной причине, не имеющее серьезных негативных последствий для работы. О своем отсутствии предупреждает заранее.
"2" - ненадежен. Не всегда пунктуален. О своем отсутствии иногда забывает своевременно предупредить.
"1" - часто отсутствует или опаздывает. Крайне ненадежен. Своевременно никого не ставит в известность об отсутствии.
Лояльность к организации (отделу) - уважительное отношение к организации.
"5" - очень хорошо знает организацию и предан ей. Всегда ставит интересы организации выше своих. Даже если дела идут недостаточно хорошо, никогда не позволяет себе плохо отзываться об организации. Позитивно и с энтузиазмом говорит о компании, руководстве, коллегах как на работе, так и за ее пределами. Искренне гордится своей организацией.
"4" - позитивно воспринимает организацию и себя в организации. Не позволяет себе неконструктивной критики или брюзжания. Доволен тем, что работает в компании.
"3" - доволен тем, что работает в компании. Избегает публично выражать недовольство организацией, коллегами, начальником.
"2" - не ощущает себя частью организации. Иногда не сдерживает негативные эмоции по отношению к организации.
"1" - крайне негативно относится к организации. Преследует свои личные цели. Критикует компанию и коллег, как на работе, так и за ее пределами.
2. Разработка бизнес-процесса "оценка персонала" в банке
2.1 Бизнес-проектирование как эффективный метод работы
Формализованность и регламентированность бизнес-процессов на сегодняшний день являются одним из ключевых факторов успеха любого коммерческого банка. Различные банки находятся на различных этапах формализации своих бизнес-процессов.
Некоторые только начинают заниматься этой деятельностью, другие уже накопили большую процессную базу. Но следует отметить, что проекты описания бизнес-процессов не являются "разовыми", а носят итеративный характер, поэтому так важно иметь под рукой методику процессной структуризации.
Итеративность связана с тем, что меняются требования клиентов, меняется рынок, выходят новые нормативные документы Банка России и т.п. Такого рода изменения требуют постоянного контроля и необходимости актуализации бизнес-процессов.
Описание бизнес-процессов прямым образом влияет на операционную и стратегическую эффективность коммерческого банка, в итоге от этого зависят показатели прибыльности.
Основные следствия, вызванные неформализованностью бизнес-процессов банка, представлены на рисунке 2.1.
Причины (состав проблемы):
1. Не распределена четко
2. Несовершенная бизнес-логика
процессов и несоответствие
Рисунок 2.1 – Следствия неформализованности бизнес-процессов банка
3. Слабая автоматизированность
бизнес-процессов и несоответст
4. Неосведомленность персонала о правилах выполнения отдельных действий и взаимодействия с другими подразделениями. Поскольку нет формализованных схем и регламентов, основная информация по бизнес-процессам хранится в памяти сотрудников.
Следствия неформализованности бизнес-процессов банка:
1. Проблемы из-за увольнения ключевых сотрудников. Любой ключевой сотрудник обладает бесценным опытом по своему участку работы, своими наработками, мастерством. И уход такого сотрудника чреват для банка большим риском и высокими издержками, чтобы минимизировать риски от ухода сотрудников и снизить издержки на обучение новых сотрудников, следует формализовать все знания и опыт работы сотрудника в виде технологических карт и регламентов бизнес-процессов, которые он выполняет.
2. Большое время и издержки выполнения бизнес-процессов. Ввиду того что нет четкого распределения ответственности в бизнес-процессах, нет "под рукой" технологических карт и инструкций, часто возникают простои и задержки в ходе бизнес-процессов. А если данные бизнес-процессы связаны с работой с клиентами, то это негативно влияет на лояльность клиентов по отношению к банку (см. следствие 3).
3. Снижение удовлетворенности
4. Ошибки в работе сотрудников
и некачественное оказание
5. Неудовлетворенность
Теперь определим список преимуществ, которые может получить банк, и список задач, которые можно решить благодаря описанию бизнес-процессов:
1. Повышение прозрачности, управляемости
и контролируемости
2. Снижение времени и издержек, повышение качества и эффективности бизнес-процессов.
3. Возможность тиражировать
4. Шаг к комплексному развитию банка. Описание бизнес-процессов является этапом комплексного проекта по развитию деятельности банка. На основе описанных бизнес-процессов можно:
- проводить их дальнейшую
- проектировать новые бизнес-
- оптимизировать оргструктуру;
- совершенствовать системы
5. Уменьшение зависимости от
персонала, правильный подбор персонала,
повышение эффективности
6. Повышение лояльности и
Форма структурных звеньев, ответственных за описание бизнес-процессов, и их состав напрямую зависят от размера банка и масштаба проекта. Некоторые банки выбирают консалтинговые компании для реализации проектов процессной структуризации. У этого варианта есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- меньшие сроки выполнения
- получение экспертного опыта
и квалифицированного
Минусы:
- высокая стоимость проекта;
- необходимость в дальнейшей поддержке результатов проекта без участия консультантов;
- в консалтинговых проектах
не всегда детально
Банк может выполнять описание бизнес-процессов и своими силами, но для этого необходимы три условия:
- во-первых, найти квалифицированных специалистов (либо обучить имеющихся специалистов);
- во-вторых, приобрести специализированное программное обеспечение;
- в-третьих, организовать мероприятия по подготовке и реализации
проекта описания бизнес-процессов.
Если же рассматривать долгосрочную перспективу, то банку лучше иметь в штате собственных квалифицированных специалистов.
В крупных и средних банках деятельностью по процессной структуризации обычно занимаются управления (названия меняются в зависимости от специфики конкретного банка): управление банковских технологий, управление банковских продуктов, управление по развитию бизнеса.
В составе данных управлений выделяют отделы (названия меняются в зависимости от специфики конкретного банка): отдел управления бизнес-процессами, отдел развития продуктов и технологий, отдел бизнес-моделирования.
В малых банках обычно для этой цели выделяют нескольких специалистов.
Существуют два типа методик описания бизнес-процессов:
1) Методики организации проекта
по описанию бизнес-процессов. Эти
методики задают
2) Методики графического
Рассмотрим методики организации проекта по описанию бизнес-процессов.
1. Через дерево бизнес-процессов.
Сначала разрабатывается иерархическая структура (дерево) бизнес-процессов банка. Затем из этого дерева берутся бизнес-процессы 1-го уровня и детально описываются. Описывается деятельность владельца бизнес-процесса, и в дополнение описывается деятельность всех участников бизнес-процесса.
2. Через отделы.
Сначала описывается оргструктура банка. Затем из оргструктуры выбираются отделы, описывается деятельность отделов в рамках разных бизнес-процессов. В заключение все схемы одного бизнес-процесса от разных отделов сводятся в единую схему.
Приведем основные этапы проекта описания бизнес-процессов банка. Схематичное изображение этапов приведено на рисунке 2.2.
Прежде чем приступить к реализации любого проекта по описанию бизнес-процессов, следует определиться с методическим и технологическим обеспечением проекта.
Под технологическим обеспечением в данном случае понимаются программные продукты бизнес-моделирования. Важно не только правильно выбрать программный продукт, но и правильно его установить на рабочие компьютеры, изучить методическую документацию и руководства.
Владелец процесса — это тот сотрудник, кто выполняет основную (самую большую, важную) часть работ в бизнес-процессе и отвечает за результат всего процесса.
Владельцами бизнес-процессов в банке, как правило, выступают начальники управлений, начальники отделов, главные специалисты. Следует провести интервью с данными сотрудниками, а также с топ-менеджерами. По результатам интервью разрабатывают дерево бизнес-процессов банка по каждому владельцу до 3-го уровня. Для каждого бизнес-процесса выясняют его сложность. Далее делают синтез деревьев бизнес-процессов в единое дерево бизнес-процессов банка.
Рисунок 2.2 – Методика описания банковских бизнес-процессов