Анализ структуры управления на предприятии ООО НТК «Техника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта разработка рекомендаций по устранение недостатков функциональной (классической) организационной структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть функциональную (классическую) организационную структуру;
2) выявить достоинства и недостатки функциональной (классической) организационной структуры;
3) разработать рекомендации для устранения недостатков организационной структуры предприятия ООО «Техника».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и виды структур управления
1.1Организационная структура ее принципы и виды……………………………...6
1.2 Функциональная структура управления………………………………………11
1.3 Линейно-функциональная система управления………………………………14
Глава 2. Анализ структуры управления на предприятии ООО НТК «Техника»
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..17
2.2 Структура управления ООО НТК «Техника»и ее проблемы……...………...20
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава1. Понятие и виды структур управления

1.1Организационная  структура ее принципы и виды……………………………...6

1.2 Функциональная структура управления………………………………………11

1.3 Линейно-функциональная система управления………………………………14

Глава 2. Анализ структуры управления на предприятии ООО НТК «Техника»

2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..17

2.2 Структура управления ООО НТК «Техника»и ее проблемы……...………...20

Заключение………………………………………………………………………….28

Список  литературы…………………………………………………………………30

 
 
 

     Введение

           Стало уже абсолютно очевидно, что компании для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны периодически вносить изменения в свою деятельность. Более того - и экономический кризис это еще раз весьма убедительно подтвердил - потребность в изменениях стала возникать регулярно, отчего их влияние на жизненный цикл компании уже не рассматривается как нечто исключительное. Принципиально важным сегодня стал вопрос: как компания может противостоять изменениям внешней среды, возникающим достаточно часто, но практически непредсказуемо, и как с помощью предварительных мер или ответной реакции сохранять свою жизнеспособность и достигать намеченных целей? Так, в период кризиса предприятия и организации озаботились снижением различных расходов. Результатом этого стало явление, с которым теперь познакомились многие работники, - сокращение штатов, т.е. уменьшение перечня и общего количества постоянных должностей в штатном расписании. Но изменение штатного расписания – это, образно говоря, видимая часть "айсберга" изменений, проходящих в компании. Штатное расписание всегда отражает организационную структуру компании и показывает, на какой основе - линейно-функциональной, матричной, программно-целевой или иной - данная организация строится. И практически всегда изменения штатного расписания компании являются следствием более глубоких изменений - изменений организационной структуры.

          Организационная структура - это логическое соотношение исполнительских и управленческих звеньев с учетом их правовых и экономических отношений, форм разделения и кооперации труда. Организационная структура компании включает  производственную структуру (характеризует состав производственных подразделений, их специализацию и кооперирование) и структуру управления (отражает состав управленческих звеньев и отдельных должностных лиц, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненность и взаимодействие). Это подтверждает актуальность темы курсового проекта.

     Цель курсового проекта разработка рекомендаций по устранение недостатков функциональной (классической) организационной структуры.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1) рассмотреть  функциональную (классическую) организационную структуру;

    2) выявить  достоинства и недостатки функциональной  (классической) организационной структуры;

    3) разработать  рекомендации для устранения  недостатков организационной структуры предприятия ООО «Техника».

Объект исследования – ООО «Техника».

Предмет исследования – функциональная (классическая) организационная структура.

 

      Глава 1. Понятие и виды структур управления

     1.1 Организационная  структура и ее  принципы

     Термин  «организация» с французского переводится как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.

     Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории организации словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации.

     Структура – один из важнейших компонентов  системы, отличающейся от структуры  наличием целевой ориентации и придающей  системе определенную направленность [1].

     Организационная структура включает в себя две  составные части – структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов.

     Структура при этом отражает внутреннюю форму  организации систему ее статистику. Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

     Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

     С системной точки зрения структура  – важнейшая характеристика организации. Это удобная модель, которая позволяет  понять взаимосвязи и взаимодействия частей системы [2].

     В любой организации можно выделить составные части, которые взаимодействуют между собой в определенном порядке. Это и есть структура. Меняя способ разделения, можно изменять порядок взаимодействия частей и, в итоге, результаты всего целого. Каждая подсистема любой организации (техническая, технологическая, информационная социальная, финансовая и др.) состоит из взаимодействующих частей, имеет структуру и сама является структурной частью организации. Взаимодействие все частей организации должно обеспечить ее работу. Это происходит благодаря существованию важной организационной структуры – управления [3].

     Структура управления – один из способов разделения организации на части. Существенным отличительным признаком является то, что в каждом обособленном звене  можно указать на человека или  группу людей, которые обладают возможностью принимать решения. Данная возможность обеспечивается ресурсами, распорядители которых вовлекаются в процесс управления организацией, ставя и решая задачи управления [8].

     Таким образом, любое звено структуры  управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных для их решения, и исполнителей этих задач.

 

      Виды организационных  структур

     Структуры управления во многих организациях сложились  больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический тип. Второй тип исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды, получил название органического.

     При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные  функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических

     Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

     1. четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

     2. иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

     3. наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

     4. дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

     5. осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры [6].

     Органический  тип структуры управления отвергает  необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует  такие отношения между участниками  процесса управления, которые диктуются  не структурой, а характером решаемой проблемы.

     Главным свойством таких структур, известных  в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко  менять свою форму, приспосабливаться  к новым условиям, органически  вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

     Органический  тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой  характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.

     Иерархический тип структуры управления имеет  много разновидностей: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная. Разновидностями  органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления [20].

1.2 Функциональная структура управления

     Функциональная  структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры  заключается в том, что при  сохранении единоначалия по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, разработки которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления (рис. 2).

Рисунок 2. Функциональная структура управления

     Создание  функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения соответствует наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

     Функциональная  структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной структуры. Это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т.п.). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации [4].

     В тех случаях, когда функциональная структура используется лишь частично, одна из функций (например, финансирование) находится либо выше, либо на одном  уровне с подразделениями, структурированными по продукту, по заказчику или по территориальному признаку.

     Значение  сбытовых, производственных и финансовых функций предприятия столь широко признано, что зачастую они берутся  за основу всей структуры организации. Они располагаются на уровне, выше которого находится лишь руководитель предприятия. Данное положение верно независимо от того, на какой основе проводится группировка видов деятельности внутри предприятия и насколько важны функции того или иного подразделения.

Информация о работе Анализ структуры управления на предприятии ООО НТК «Техника»