Типы структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование типов структур управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать теоритические основы систем управления предприятием, разобрать типы структур управления предприятия, охарактеризовать особенности формирования и принципы построения организационных структур управления предприятием.

Оглавление

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.Понятие системы управления предприятием
1.2.Формирование и принципы построения организационных структур управления предприятием
2. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Иерархический тип структур управления
2.2 Органический тип структур управления
3. СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Копия курсовой менеджмент.docx

— 51.26 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономики  и управления на предприятии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 

 

 

 

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

Специализация  «Экономика и управление на предприятии»

 

Автор работы

Студентка 6 курса, 3 группы      

 

Руководитель                                                                                                  

Ст. преподаватель                                                                  

 

 

Гродно 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.Понятие системы управления  предприятием

1.2.Формирование и принципы построения организационных структур управления предприятием

2. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

2.1 Иерархический  тип структур управления

2.2 Органический  тип структур управления

3. СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Заключение

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основным принципом, определяющим специфику современного менеджмента, является принцип адаптивности фирм производителей к динамичным условиям рыночной среды во всем многообразии их проявлений. Реализация данного  принципа предусматривает, в первую очередь, адаптивность организационной  структуры к соответствующим  целям и задачам, системы управления.

Организационную структуру следует рассматривать  как один из формирующих элементов, системы управления находящейся  в развитии и постоянно нуждающейся  в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим  условиям, рыночной ситуации, обновленным  бизнес-стратегиям и перспективам производственно-рыночной деятельности. В последние годы наблюдается  активный процесс реорганизации  управленческих структур, как в крупных  межотраслевых комплексах, так и  в средних организациях.

Целью данной курсовой работы является исследование типов структур управления предприятием.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать теоритические основы систем управления предприятием, разобрать типы структур управления предприятия, охарактеризовать особенности формирования и принципы построения организационных структур управления предприятием.

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

1.1.Понятие системы управления предприятием

 

          Система управления предприятием – это совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия.

В рыночных условиях определяющим фактором успешного функционирования предприятий является грамотная реализация системы управления. Для успешной реализации системы управления на предприятии в первую очередь необходимо введение механизма эффективного управления. При таком подходе, предприятие всегда сможет адекватно реагировать на изменения внутренних и внешних факторов, способные существенно повлиять на эффективность функционирования.

Внутренние факторы  в основном являются результатом  управленческих решений, в то время  как внешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне  предприятия, которые оказывают  серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупных  конкурентов, источники получения  техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование  и другие изменения. Хотя внешние  факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство  должно стремится сделать так, чтобы  их предприятия реагировали на изменения  в конкретной внешней среде, если предприятие намеревается достичь  поставленных целей.

Предприятия функционирует  в окружении, в среде, состоящей  из множества элементов: рынок, с  его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения  дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов. Среда влияет на предприятие и накладывает свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние.

 

1.2. Формирование и принципы построения структур управления предприятием

 

Организационная структура управления может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а  также связей между ними.

К  структуре управления предъявляются следующие требования.

Первое требование к структуре аппарата управления - оперативность. Это значит, что  управляющее решение должно достигнуть управляемого объекта раньше, чем  наступит очередное изменение состояния  производства. В противном случае решение окажется не нужным.

Другое требование - надежность, т. е. структура аппарата управления должна обеспечивать абсолютную достоверность и бесперебойность  передачи информации. Она должна быть настолько подвижной, чтобы могла  быстро перестраиваться в соответствии с этими изменениями в производстве.

В каждой управляющей  системе должно быть небольшое количество звеньев по горизонтали и ступеней по вертикали, однако этот минимум обязан обеспечить наилучшую эффективность  управления, т. е. система управления должна соответствовать требованию оптимальности.

Важным показателем  качества структуры управления является ее экономичность, т. е. наибольший эффект должен достигаться при наименьших затратах на содержание ее аппарата.

На организационную  структуру управления оказывают  воздействие цели, принципы, методы и функции управления. Рассмотрим их более подробно.

Цель требует  выделения подразделений, отвечающих за ее выполнение.

Принципы и  методы - создание или расширение структурных  подразделений. Например, принцип коллегиальности  реализуется посредством функционирующего при директоре технического совета, в задачи которого входят обсуждение проблемных вопросов, выработка вариантов  решения. При переходе к рыночным отношениям необходимо разрабатывать  конкретные программы, которые должны осуществляться на уровне предприятий. В результате усиления социально-психологических  методов управления создаются специальные  службы.

Но самое большое  влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Поэтому  установление их перечня и содержания, необходимых для достижения целей, должно предшествовать построению аппарата управления. Следует придерживаться принципа «первичность функции и  вторичность органа управления».

Под формированием  структуры подразумевается закрепление  конкретных функций за подразделениями  аппарата управления. Развитие функций  влечет за собой развитие структуры  управления.

Научно-технический  прогресс приводит к появлению новых  функций и отмиранию действующих. В связи с этим формирование структуры  аппарата управления должно базироваться на глубоком анализе системы функций.

Создаются более  совершенные органы управления, между  которыми распределяются функции: на верхних  уровнях управления - функции перспективного планирования и прогнозирования, а  в низовых звеньях - функции оперативного и текущего планирования.

Структура управления изменяется с развитием производительных сил и производственных отношений, а также с увеличением познавательного  уровня закономерности этих отношений. Для создания наиболее эффективных  организационных структур необходимо настойчиво осуществлять меры, направленные на их оперативность, надежность и экономичность.

При разработке структуры управления предприятием учитываются и такие факторы, как количество работающих, объем  производства, уровень механизации  и автоматизации, вид и тип  производства, количество и виды оборудования, организация труда и производства, номенклатура продукции. Например, при  повышении уровня механизации и  автоматизации производства сокращаются  функции оперативного планирования и управления, снижаются нормы  технологического обслуживания оборудования, появляется возможность установить количество основных и вспомогательных  рабочих, расход материалов, электроэнергии, что в свою очередь позволяет  определить количество и квалификационный состав технических, экономических  и административных подразделений.

Структура управления зависит также от централизации  функций управления, при которой  сокращается количество подразделений. Концентрация производства и укрупнение фирм способствуют дифференциации функций  между различными уровнями системы  управления. Целесообразно функции  перспективного планирования, технического перевооружения, капитального строительства  решать централизованно, на верхних  уровнях системы управления, а  вопросы оперативного управления - в низовых ее звеньях. Дифференциация проблем, решаемых централизованно и децентрализованно, отражается на структуре аппарата управления. Так, децентрализация разработки плановых показателей в свое время привела к расширению экономических служб предприятий.

На структуру  органов управления оказывает влияние  также уровень методологической и организационной работы. Правильно  организованная работа и применение передовых методов обеспечивают повышение производительности управленческого  труда. Большое значение имеет совершенствование  документации и документооборота, научного определения потоков информации.

Положительное влияние  на структуру управления оказывает  также специализация управленческого  труда с четким разграничением прав и обязанностей подразделений и  должностных лиц.

Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая  структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая  бы наиболее полно отражала цели и  задачи организации, т.е. речь идет о  том, чтобы вновь созданная структура  наилучшим образом позволяла  организации взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  и целесообразно распределять и  направлять усилия своих сотрудников  и таким образом удовлетворять  потребности клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.

Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:

1) анализ оргструктур;

2) проектирование;

3) оценка эффективности  [8, с. 57].

Охарактеризуем  представленные этапы более подробно.

Первый этап - анализ оргструктур.

Анализ действующей  оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Т.е. определяют насколько структура  управления рациональна с точки  зрения установленных оценочных  критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и  какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций  лежит на каждом уровне управления?);

аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение  взаимосвязей между ними, распределение  полномочий и ответственности, выделение  в самостоятельные структуры  каких-то звеньев, изменение характера  межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных  звеньев и т.д.;

функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, привлечение  работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации  труда и пр.

Хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации  и т.п.

В результате анализа  можно выявить «узкие» места  в деятельности организации. Это  может быть большая звенность  управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней  среды.

Второй этап - проектирование оргструктур.

Методические  подходы к проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:

1) аналогий - предполагает  использование опыта проектирования  структур управления в аналогичных  организациях;

2) экспертный - базируется  на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от  поставленных задач) либо сами  спроектировать варианты организационной  структуры, либо оценить (провести  экспертизу) разработанные проектировщиками  структуры;

Информация о работе Типы структуры управления предприятием