Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 15:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование типов структур управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать теоритические основы систем управления предприятием, разобрать типы структур управления предприятия, охарактеризовать особенности формирования и принципы построения организационных структур управления предприятием.
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.Понятие системы управления предприятием
1.2.Формирование и принципы построения организационных структур управления предприятием
2. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Иерархический тип структур управления
2.2 Органический тип структур управления
3. СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономики и управления на предприятии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Специальность «Экономика и управление на предприятии»
Специализация «Экономика и управление на предприятии»
Автор работы
Студентка 6 курса, 3 группы
Руководитель
Ст. преподаватель
Гродно 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.Понятие системы
1.2.Формирование и принципы построения организационных структур управления предприятием
2. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Иерархический тип структур управления
2.2 Органический тип структур управления
3. СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Основным принципом, определяющим специфику современного менеджмента, является принцип адаптивности фирм производителей к динамичным условиям рыночной среды во всем многообразии их проявлений. Реализация данного принципа предусматривает, в первую очередь, адаптивность организационной структуры к соответствующим целям и задачам, системы управления.
Организационную
структуру следует
Целью данной курсовой работы является исследование типов структур управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать теоритические основы систем управления предприятием, разобрать типы структур управления предприятия, охарактеризовать особенности формирования и принципы построения организационных структур управления предприятием.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1.Понятие системы управления предприятием
Система управления предприятием – это совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия.
В рыночных условиях определяющим фактором успешного функционирования предприятий является грамотная реализация системы управления. Для успешной реализации системы управления на предприятии в первую очередь необходимо введение механизма эффективного управления. При таком подходе, предприятие всегда сможет адекватно реагировать на изменения внутренних и внешних факторов, способные существенно повлиять на эффективность функционирования.
Внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений, в то время как внешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которые оказывают серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство должно стремится сделать так, чтобы их предприятия реагировали на изменения в конкретной внешней среде, если предприятие намеревается достичь поставленных целей.
Предприятия функционирует в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов. Среда влияет на предприятие и накладывает свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние.
1.2. Формирование и принципы построения структур управления предприятием
Организационная структура управления может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними.
К структуре управления предъявляются следующие требования.
Первое требование к структуре аппарата управления - оперативность. Это значит, что управляющее решение должно достигнуть управляемого объекта раньше, чем наступит очередное изменение состояния производства. В противном случае решение окажется не нужным.
Другое требование
- надежность, т. е. структура аппарата
управления должна обеспечивать абсолютную
достоверность и
В каждой управляющей системе должно быть небольшое количество звеньев по горизонтали и ступеней по вертикали, однако этот минимум обязан обеспечить наилучшую эффективность управления, т. е. система управления должна соответствовать требованию оптимальности.
Важным показателем качества структуры управления является ее экономичность, т. е. наибольший эффект должен достигаться при наименьших затратах на содержание ее аппарата.
На организационную структуру управления оказывают воздействие цели, принципы, методы и функции управления. Рассмотрим их более подробно.
Цель требует выделения подразделений, отвечающих за ее выполнение.
Принципы и
методы - создание или расширение структурных
подразделений. Например, принцип коллегиальности
реализуется посредством
Но самое большое влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Поэтому установление их перечня и содержания, необходимых для достижения целей, должно предшествовать построению аппарата управления. Следует придерживаться принципа «первичность функции и вторичность органа управления».
Под формированием
структуры подразумевается
Научно-технический
прогресс приводит к появлению новых
функций и отмиранию
Создаются более совершенные органы управления, между которыми распределяются функции: на верхних уровнях управления - функции перспективного планирования и прогнозирования, а в низовых звеньях - функции оперативного и текущего планирования.
Структура управления
изменяется с развитием производительных
сил и производственных отношений,
а также с увеличением
При разработке
структуры управления предприятием
учитываются и такие факторы,
как количество работающих, объем
производства, уровень механизации
и автоматизации, вид и тип
производства, количество и виды оборудования,
организация труда и
Структура управления зависит также от централизации функций управления, при которой сокращается количество подразделений. Концентрация производства и укрупнение фирм способствуют дифференциации функций между различными уровнями системы управления. Целесообразно функции перспективного планирования, технического перевооружения, капитального строительства решать централизованно, на верхних уровнях системы управления, а вопросы оперативного управления - в низовых ее звеньях. Дифференциация проблем, решаемых централизованно и децентрализованно, отражается на структуре аппарата управления. Так, децентрализация разработки плановых показателей в свое время привела к расширению экономических служб предприятий.
На структуру
органов управления оказывает влияние
также уровень методологической
и организационной работы. Правильно
организованная работа и применение
передовых методов обеспечивают
повышение производительности управленческого
труда. Большое значение имеет совершенствование
документации и документооборота, научного
определения потоков
Положительное влияние
на структуру управления оказывает
также специализация
Решение о проектировании
организационной структуры
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:
1) анализ оргструктур;
2) проектирование;
3) оценка эффективности [8, с. 57].
Охарактеризуем представленные этапы более подробно.
Первый этап - анализ оргструктур.
Анализ действующей
оргструктуры управления призван установить,
в какой мере она отвечает требованиям,
предъявляемым к организации. Т.е.
определяют насколько структура
управления рациональна с точки
зрения установленных оценочных
критериев, характеризующих ее качество.
К оценочным критериям
принципы управления
- соотношение между
аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
функции управления
- усиление стратегического планирования
(корректировка «бизнес-плана»)
Хозяйственная деятельность
- изменение технологического процесса,
углубление межфирменного сотрудничества,
техническое переоснащение
В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды.
Второй этап - проектирование оргструктур.
Методические
подходы к проектированию оргструктуры
управления в зависимости от заложенных
в них сочетаний используемых
методов можно условно
1) аналогий - предполагает
использование опыта
2) экспертный - базируется
на изучении предложений