Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 15:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование типов структур управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать теоритические основы систем управления предприятием, разобрать типы структур управления предприятия, охарактеризовать особенности формирования и принципы построения организационных структур управления предприятием.
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.Понятие системы управления предприятием
1.2.Формирование и принципы построения организационных структур управления предприятием
2. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Иерархический тип структур управления
2.2 Органический тип структур управления
3. СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Заключение
Литература
3) структуризации
целей - предусматривает выработку
системы целей организации и
ее последующее совмещение с
разрабатываемой структурой. В этом
случае оргструктура
4) организационного
моделирования - позволяет четко
сформулировать критерии
В процессе проектирования
оргструктур управления организацией,
как правило, решаются следующие
задачи: определение типа структуры
управления; уточнение состава и
количества подразделений по уровням
управления; численность административно-
В конечном итоге
устанавливаются управленческие функции
для каждого структурного подразделения,
потоки информации, взаимосвязи и
документооборот, полномочия, ответственность
и права подразделений и
Совершенство
организационной структуры
1) целесообразное
число звеньев управления и
максимальное сокращение
2) четкое обособление
составных частей оргструктуры (состава
ее подразделений, потоков
3) обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
4) предоставление
полномочий на решение
5) приспособление
отдельных подразделений
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения оргструктур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования оргструктур различают три стадии: аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению оргструктур); проектную (проектирование (моделирование) структуры управления); организационную (организация внедрения спроектированной оргструктуры).
Третий этап - оценка эффективности оргструктур.
Степень совершенства
оргструктур проявляется в
Оценка эффективности
управления может быть произведена
по уровню реализации заданий, надежности
и организованности системы управления,
скорости и оптимальности принимаемых
управленческих решений. Отдельные
параметры эффективности
1) коэффициент звенности:
Кзв = Пзв.ф / Пзв.о,
где Пзв.ф - количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзв.о - оптимальное количество звеньев оргструктуры;
2) коэффициент территориальной концентрации:
Кт.к = Ппр.ф / П,
где Ппр.ф - количество организаций данного типа, функционирующих а регионе деятельности нашей организации;
П - площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;
3) коэффициент эффективности организационной структуры управления:
Кэ = Рп / Зу,
где Рп - конечный результат (эффект), от функционирования оргструктуры;
Зу - затраты на управление.
Следует иметь
в виду, что поиск взаимосвязей
организационной структуры
2. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Иерархический тип структур управления
Структуры управления
на многих современных предприятиях
(особенно крупных и сверхкрупных)
были построены в соответствии с
принципами управления, сформулированными
еще в начале XX в. При этом главное
внимание уделялось разделению труда
на отдельные функции и
Концепция иерархической
структуры была сформулирована немецким
социологом Максом Вебером, разработавшим
нормативную модель рациональной бюрократии.
Она содержала следующие
четкое разделение
труда, следствием которого является необходимость
использования
иерархичность управления,
при которой нижестоящий
наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.
Рассмотрим некоторые закономерности формирования иерархических структур:
формирование
целей иерархических структур проводится
в основном по двум направлениям: формирование
“сверху” – методы декомпозиции и
целевой подход, формирование “снизу”
– морфологические, лингвистические
методы “языка систем”. На практике чаще
оба эти направления
в иерархической структуре цели нижестоящего уровня всегда можно рассматривать как средства для достижения целей вышестоящего уровня;
в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение от главной цели к конкретным целям, которые на нижнем уровне иерархии могут выражаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с указанием критериев оценки её выполнения;
одну и ту же цель можно представить разными иерархическими структурами (в силу целостности);
для удобства анализа и оценки структуры целей на каждом уровне иерархии нужно проводить их деление (равномерную структуризацию), принципы их деления (как и подцели) в пределах одного уровня иерархии должны быть неизменны;
при формулировке целей и подцелей не всегда удаётся сразу отразить в формулировке критерии их оценки [11, с. 218].
Любую структуру
управления можно охарактеризовать
с помощью следующих
Иерархический тип
структуры имеет много
Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, характеризуется показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, использования оборудования и площадей. Работу служб, организующих ремонт оборудования, оценивают показателями времени простоев и затрат на проведение ремонтных работ и т.д. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная, прежде всего на достижение высоких показателей каждой службы. При этом конечный результат в целом становится как бы второстепенным, т.к. считается, что все службы в той или иной мере работают на её получение.
Многолетний опыт
использования линейно-
Недостатки линейно-
Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная структура управления, также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.
Главная задача
линейных руководителей здесь —
координация действий функциональных
служб (звеньев) и направление их
в русло общих интересов
Разновидностью иерархического типа организации управления является так называемая дивизиональная (от англ. слова division – отделение) структура, первые разработки которой относятся к 20-м годам, а пик практического использования — к 60—70-м годам нашего столетия. Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов и условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т. п. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:
по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация);
по ориентации
на потребителя (потребительская
по обслуживаемым территориям (региональная специализация).
Такой подход обеспечивает
более тесную связь производства
с потребителями, существенно ускоряя
его реакцию на изменения, происходящие
во внешней среде. В результате расширения
границ оперативно-хозяйственной
В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п. Дублирование функций управления в разных уровнях в конечном счёте привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному типу, что иллюстрирует рис. 2.3, на котором представлена типичная для современной крупной компании дивизиональная структура управления.