Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 15:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование типов структур управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать теоритические основы систем управления предприятием, разобрать типы структур управления предприятия, охарактеризовать особенности формирования и принципы построения организационных структур управления предприятием.
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.Понятие системы управления предприятием
1.2.Формирование и принципы построения организационных структур управления предприятием
2. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Иерархический тип структур управления
2.2 Органический тип структур управления
3. СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Заключение
Литература
Под отделением
(дивизионом) подразумевается
Дивизиональный подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде.
Дивизиональные
структуры характеризуются
Аналогичные структуры
управления разрабатывались и
Различные модификации иерархических структур, использовавшиеся за рубежом и в нашей стране, не позволяли решать проблемы координации функциональных звеньев по горизонтали, повышения ответственности, расширения полномочий руководителей низовых и средних уровней, освобождения высшего эшелона от оперативного контроля.
Требовался переход
к более гибким структурам, лучше
приспособленным к динамичным изменениям
и требованиям производства (проектные
и матричные структуры
2.2 Органический тип структур управления
Органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат.
Он отвергает
необходимость в детальном
Сравнение иерархического и органического типов структур управления обычно производится по нескольким параметрам, наиболее значимые из которых представлены в табл. 2.1.
Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика структур управления иерархического и органического типов
Параметр сравнения |
Иерархический тип |
Органический тип |
Концепция построения |
Четко определенная иерархия |
Гетерархия (отсутствие иерархии) |
Тип руководства |
Моноцентрический, постоянный |
Полицентрический, смена лидеров по ситуациям |
Формализация отношений |
Четко определенные обязанности и права |
Изменяющаяся система норм и ценностей |
Организация труда |
Жесткое разделение функций |
Временное закрепление функций за группами |
Источник эффективности |
Рационально спроектированная структура |
Развитие персонала, самоорганизация, инициатива работников |
Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления. Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т. п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
Одной из форм проектного
управления является формирование специального
подразделения – проектной
С целью облегчения
задач координации в
Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
Преимущества
матричной структуры
активизация деятельности работников управления путем формирования программных подразделении;
распределение функций между руководителями программ и руководителями функциональных подразделений;
вовлечение руководителей и специалистов в активную творческую деятельность;
снижение нагрузки на руководителей высшего уровня при сохранении контроля за ключевыми решениями;
обеспечение гибкости в маневрировании ресурсами.
3. СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:
1) действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
2) действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).
При
умелом сочетании указанных
Для
построения рациональной
Одно из них - ясность. Каждое подразделение предприятия, каждый ее сотрудник (в особенности каждый руководитель) должен четко знать, где он находится и куда ему обращаться за информацией, помощью или решением.
Ясность не следует путать с простотой. Простым структурам может не хватать ясности. И наоборот, очень сложные структуры могут быть очень ясными. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает работников и задерживает решения.
Тесно связано с ясностью
Организационная структура,
должна направлять внимание
Работу руководителей нужно оценивать по экономическим результатам, а не по стандартам узко профессиональной компетентности или административного мастерства.
Организационная
структура не должна
Организация должна помогать каждому сотруднику понимать свою
собственную задачу и общую задачу предприятия. Чтобы соотносить свои усилия с благом целого, каждый сотрудник должен понимать, как его задача сопряжена с общей задачей и как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.
Организация должна
Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению.
Организация должна быть
Организационная структура должна поощрять внедрение на предприятие новых идей и готовности к новым видам деятельности.
Соблюдение вышеизложенных требований позволит создать гибкую, способную к быстрой перестройке организационную структуру, которая будет способствовать развитию системы управления на предприятии, повысит уровень ее организованности и создаст все условия для эффективного функционирования предприятия в целом.