Анализ конкурентоспособности страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия. Для написания данной дипломной работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний
1.3 Методика анализа конкурентоспособности страховых компаний
2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан" по Республике Татарстан
2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан за 2008-2009гг
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009гг
2.3 Оценка факторов конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан"
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Классификация субъектов страхового рынка
Приложение Б Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях
Приложение В Показатели сбора страховых премий за 2008-2009гг, в также по определенным видам страхования
Приложение Г Структура повышения эффективности автоКАСКО

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности страховой компании.doc

— 862.50 Кб (Скачать)

На основе анализа международного опыта, Н.К. Моисеева приходит к выводу, что существует шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности организаций.

Первый подход - изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ - заключается в том, что страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри данной, так как каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем у конкурентов.

Второй подход - оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается, в соответствии с теорией А. Маршалла, в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке. В этих условиях каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у организаций отрасли отсутствует и сверхприбыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства, и, следовательно, у сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.

Третий подход - структурный, по рыночным позициям организации исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся: экономичность крупномасштабного производства, степень дифференциации продукции, абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм, размер капитала, необходимый для организации эффективного производства.

Теория международного маркетинга позволила изучить влияние внешних условий на конкурентоспособность организаций:

- потенциал рынка (возможная емкость);

- легкость доступа;

- входные барьеры (государственное регулирование);

- однородность рынка;

- структура отрасли или конкурентные позиции фирм;

- степень вовлечения фирм в данную отрасль;

- возможность технологических нововведений;

- экономия на масштабе;

- диверсификация фирм.

Четвертый подход - функциональный заключается в определении соотношения: издержки - цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли.

Пятый подход - оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции с использованием многоугольных профилей базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. Затем проводится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами:

- установление рынка, на котором может присутствовать продукт, требования к нему по сравнению с идеальным продуктом для потребителя;

- решение вопроса: каким должен быть созданный продукт, чтобы его можно было сбывать с обеспечением максимальной рентабельности;

- анализ работы сбытового подразделения организации и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов. Цель данного этапа - определить продолжительность сбыта и изучить возможности ее уменьшения.

Методы этой группы не содержат простых и однозначных критериев, которые позволили бы оценить конкурентоспособность производителя. Поэтому здесь применяются косвенные обобщенные показатели. Например, в литературе приводятся многоугольники сравнительных характеристик конкурентоспособности предприятий А и В по восьми векторам компетентности: концепция, качество, цена, финансы, торговля, послепродажный сервис, внешняя политика, предпродажная подготовка.

Шестой подход - матричная методика оценки конкурентоспособности "Бостонской консалтинговой группы" (БКГ) основан на пост роении матриц и предварительном выборе стратегии. Типы предлагаемых БКГ матриц:

- формирование наличности (доля рынка) - использование наличности (темпы роста объема продаж от 0 до 25%);

- эффективность издержек - эффект дифференциации и др. матрицы.

Методика проведения анализа конкурентоспособности страховых компаний показана в Приложении Б [28]. Анализ конкурентоспособности состоит из двух основных этапов. Рассмотрим каждый подробнее [34, c. 85-87].

Первый этап анализа конкуренции на страховом рынке - оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:

- численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;

- изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;

- барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);

- ситуация на смежном кредитном рынке;

- различия в стратегии страховщиков-конкурентов;

- особые мотивы для конкуренции на данном страховом рынке.

Численность конкурирующих страховых компаний и их сравнительная емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страховые компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме [20].

Стратегическими показателями конкурентоспособности страховой компании при этом могут быть:

- финансовая устойчивость и платежеспособность;

- объем действующей филиальной сети;

- функционирующая агентская сеть;

- темпы роста сборов страховых премий;

- убыточность страховых операций;

- доля рынка.

Конкретный набор целевых показателей зависит от миссии, заявленной компанией, и стоящими перед ней стратегическими задачами.

Рассмотрим конкретные показатели уровня концентрации рынка.

Для характеристики концентрации на рынке может служить показатель размера крупнейших форм, называемый пороговой долей рынка. Российским законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке - превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35 % [2].

Индекс концентрации (concentration ratio – CR)

Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка. Определяется как процентное отношение объема услуг, оказываемых определенным числом крупнейших участников рынка услуг, к общей емкости данного рынка по формуле (1).

 

(1)

 

где - индекс концентрации для n- фирм, %;

n - количество фирм в отрасли;

- доля i-ой фирмы в отрасли, %.

При наличии полной информации предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля - Хиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники, и есть ли предпосылки при сложившемся составе организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана можно рассматривать как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка [40, с. 340-341].

Индекс концентрации рынка Херфиндаля - Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в его общем объеме по формуле (2).

 

(2)

 

где - индекс Херфиндаля – Хиршмана, %;

- доля i-ой фирмы в отрасли, %;

n - количество фирм в отрасли.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана используется, в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Классификация слияний в три крупные группы в зависимости от значения индекса Херфиндаля – Хиршмана:

меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.

больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень HHI выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния. Такой уровень индекса вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.

превышает 1800. Рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост от 50 до 100 пунктов становится, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния, назначается дополнительная проверка; если более 100 – слияние запрещается [8, с. 59-60].

По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низко концентрированному рынку, оценивается наличие и степень развитости конкуренции. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.

Понятие страхового рынка это сфера специфических экономических отношений между страхователями, застрахованными, выгодоприобретателями, страховщиками, являющимися основными субъектами страхового рынка. Для страховых услуг факторы конкурентоспособности делятся на внешние (виды страховых услуг, страховые тарифы, система продажи страховых полисов, инфраструктура страховой организации, ресурсы страховой организации) и внутренние (страхователи, конкуренты, рынок труда в области страхования, партнеры в области страхования, государственно-политическое окружение, социально-этическое окружение, технологическое окружение, конъюнктура мирового страхового рынка). Существует шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности: изучение конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ; оценка по теории равновесия; структурный; функциональный; по качеству продукции с использованием многоугольных профилей; матричная методика оценки конкурентоспособности.

Методика проведения анализа конкурентоспособности состоит из двух основных этапов. Первый этап анализа конкуренции на страховом рынке - оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страховые компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг.

 


2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах" по Республике Татарстан

 

2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан

 

Проведем анализ конкурентоспособности страховой компании ООО "Росгосстрах-Татарстан". На первом этапе проанализируем при помощи количественных методов оценки уровня концентрации. На современном страховом рынке России работает около 2300 российских страховых компаний, а также около 100 представительств крупнейших зарубежных страховщиков. Количество видов страховых услуг, предлагаемых отечественными и зарубежными страховыми компаниями, превысило отметку 100 разновидностей. Однако реально продается всего 20-30 видов страховой защиты, что свидетельствует о неразвитости отечественного страхового рынка, низком уровне страховой культуры населения и предпринимателей. Все эти страховые компании обладают разными финансовыми, кадровыми и резервными возможностями для успешного продвижения своих страховых продуктов на рынке. Сегодня в силу постоянно обостряющейся конкурентной борьбы на страховом рынке для большинства компаний освоение 10-15 % того или иного сегмента регионального страхового рынка становится залогом успешной деятельности на несколько лет вперед. Российский рынок страхования принадлежит к одному из наиболее динамично растущих сегментов финансового рынка в России. Для примера в РФ страхование менее 20 %, а в развитых странах 90-95 %. По данным Федеральной службы страхового надзора, на 31 декабря 2009 года в государственном реестре страховщиков значится 702 компании, включая перестраховочные. За год количество страховщиков сократилось на 155 компаний. Показателем, определяющим размер страхового рынка, служит доля собранных страховых премий в общем сборе всех страховых компаний. Для начала проведения анализа определим рыночные доли страховых компаний работавших на страховом рынке за период с 2008-2009гг. Показатели сбора страховых премий в 2008 г по Республике Татарстан представлены в Приложении В таблица В.1. Рассчитаем рыночные доли страховых компаний по сбору страховых премий в Республике Татарстан в 2008 году по следующей формуле:

 

Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой компании