Анализ конкурентоспособности страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия. Для написания данной дипломной работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний
1.3 Методика анализа конкурентоспособности страховых компаний
2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан" по Республике Татарстан
2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан за 2008-2009гг
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009гг
2.3 Оценка факторов конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан"
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Классификация субъектов страхового рынка
Приложение Б Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях
Приложение В Показатели сбора страховых премий за 2008-2009гг, в также по определенным видам страхования
Приложение Г Структура повышения эффективности автоКАСКО

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности страховой компании.doc

— 862.50 Кб (Скачать)

Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.

Монополия (monopoly). Слово "монополия" образовано на основе двух греческих слов: "монос" - один и "полео" - продаю и означает, ситуацию, когда на рынке есть только один продавец товара или услуги.

Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет реализацию 100% продукта, не имеющего субститутов [12, с. 63-64]. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя просто не существует [16, с. 115-116].

Рассмотрим понятие рынка страховых услуг. Страховой рынок предполагает его определение как сферу специфических экономических отношений между страхователями, застрахованными, выгодоприобретателями, страховщиками, являющимися основными субъектами страхового рынка. В качестве субъектов страхового рынка выступают конечные потребители страховых услуг физические и юридические лица, страховые компании и страховые брокеры как поставщики страховых услуг различного вида, органы государственного страхового надзора, регулирующие процессы обращения на страховых рынках. Классификация субъектов страхового рынка показана в Приложении А [19].

Истинными "потребителями услуг" страховых организаций являются страховые посредники, а инструментом конкуренции за этого "потребителя" - агентское вознаграждение. Страхователь часто даже не знает, в какой именно страховой организации он застрахован, но хорошо знаком со своим агентом, который переводит его из одной страховой компании в другую, в зависимости от того, где предложения для агента лучше.

Объектом на рынке страховых компаний является страховая услуга, привлекательность которой для страхователя проявляется в процессе ее потребления, то есть исполнения страховщиком принятых на себя обязательств.

Страховой продукт - это оферта, содержащая условия страхового обязательства, которые готов принять на себя страховщик в обмен на уплату страхователем соответствующей страховой премии.

Страховая услуга - это соответствующий страховой продукту процесс, обеспечивающий оформление, сопровождение и исполнение содержащегося в нем страхового обязательства.

Страховая услуга не одномоментный акт. Являясь, по сути, гарантией возмещения возможных убытков, она состоит в переносе риска со страхователя на фонд страховщика и имеет протяженность во времени в течение всего периода действия страхового обязательства [17, c.18-19].

Отсюда следует, во-первых, что наличие на рынке идентичных страховых продуктов не является препятствием для конкуренции страховых услуг, во-вторых, конкурентоспособность страховой услуги определяется набором качеств самой предоставляющей ее страховой организации, то есть ее конкурентоспособностью.

По своему структурному строению страховой рынок включает в себя следующие компоненты, представленные на рисунке 1.

 


Рисунок 1 - Структурное строение страхового рынка

 

Страховой рынок с точки зрения его потребительских свойств можно подразделить на три составные части.

Во-первых, это негосударственный сектор экономики региона с его естественной потребностью страхования рисков в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку.

Во-вторых, это резко и бурно растущий в последнее время негосударственный жилищный фонд, развитие индивидуального жилищного строительства, что связано с ростом благосостояния определенной части населения. К этой же части по содержанию и востребованности страховых продуктов можно отнести и региональные жилищно-коммунальные комплексы, находящиеся в настоящее время в стадии реформирования и перехода на принципы самоокупаемости и самофинансирования.

В-третьих, это самые широкие массы населения, традиционно занимающие значительный сегмент страхового рынка с традиционным набором таких страховых услуг, как страхование квартир, дач, автомашин, пенсий. Однако, гарантии, предоставляемые современной системой государственного социального страхования, стоят значительно ниже планки жизненного уровня, что неизбежно стимулирует развитие в различных формах личного и имущественного страхования [39].

Таким образом, страховой рынок тесно связан с другими типами рынков, представленных на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Связь страхового рынка с другими типами рынков.

 

Рассмотрим факторы структуры рынка страховых услуг:

- андеррайтинг;

- консультации;

- обслуживание заявлений;

- процесс урегулирования претензий;

- дополнительный сервис;

- ведение страховой истории;

- практика начисления бонусов.

- уровень корпоративной культуры организации;

- подготовка и вовлеченность ее персонала;

- адекватность тарифов предлагаемым условиям;

- объем и сбалансированность страхового портфеля;

- охват организацией долей рынка.

Рассмотрим подробнее объект конкурентоспособности, фактор структуры рынка на рынке страховых услуг и бренд компании. Как правило, бренд имеет особое значение при конкуренции за "каналы продаж", которыми страховщики называют организации, продающие страховые услуги в качестве непременного сопровождения продаж своих собственных товаров и услуг. Это страхование залога и ипотеки, проводимое банками, страхование лиц, выезжающих за рубеж, проводимое туристическими фирмами, страхование ответственности опасных производственных объектов, проводимое инспекциями Ростехнадзора. Победа в конкуренции за эти каналы, помимо "брендовости", обеспечивается различными видами вознаграждений, а также размещением на них денежных депозитов [38, с. 60-62].

Рассмотрим административные барьеры структуры страхового рынка. Этот рынок более подвержен государственному регулированию по сравнению с другими типами. Это объяснимо высокой степенью социальной значимости, которую несут страховые компании перед обществом.

Так как, страховой рынок представляет собой элемент социальной инфраструктуры региона. Это обусловлено тем фактором, что страховой рынок является рынком оказания важнейших и достаточно дорогостоящих личных услуг населению региона. С другой стороны, на нем действуют экономические субъекты, которые выполняют важную социальную функцию, ставят своей целью защиту имущественных и личных прав жителей региона, возмещение ущерба и потерь населению при наступлении страховых событий.

Страховой рынок является рынком высокой капитализации денежных средств, так как на нем аккумулируются значительные денежные средства, которые могут служить источником инвестиций, формируя тем самым условия для повышения инвестиционной привлекательности региона [40].

Страховой рынок представляет собой составную часть системы жизнеобеспечения населения региона. Так, эффективное функционирование рынка обязательного медицинского страхования ведет к снижению среднего уровня заболеваемости и росту производительности труда. Эффективное и полноценное финансирование государственной программы обеспечения населения бесплатной медицинской помощью в рамках системы обязательного медицинского страхования, осуществляемого негосударственными стразовыми компаниями через систему государственного заказа выполняет наряду с системой социального страхования важнейшую социальную функцию обеспечения всех слоев населения бесплатной медицинской помощью, льготными лекарственными средствами, социальными пособиями и льготами.

 

1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний

 

В процесс анализа конкурентоспособности внесли значительный вклад такие исследователи, как М. Портер. Д. Риккардо, Б. Олин. А. Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон, К. Омае, Н. Пирси, А. Гупта, Д. Сондерс, Г. Хулей, И. Ансофф, Э. Петтигрю. Каждая из концепций достижения эффективности и конкурентоспособности имеет своих сторонников. Однако, несмотря на то, что исследованию конкуренции и конкурентоспособности посвящены многие работы, анализ механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятий в полной мере не изучен. Так, при анализе источников информации связанной с обеспечением конкурентоспособности было обнаружено:

- существуют разные трактовки термина "обеспечение конкурентоспособности предприятий";

- недостаточно исследован процесс обеспечения конкурентоспособности предприятий, включающих в себя разделение на конкретные этапы и требующий использования определенных инструментов;

- отсутствует четко сформированный механизм обеспечения конкурентоспособности, при реализации которого возможно поддержание и обновление конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;

- недостаточно исследована зависимость, в силу отсутствия объективных логичных и достоверных моделей, между критериями конкурентоспособности предприятий – конкурентными преимуществами и ресурсами, источниками конкурентных преимуществ [6].

Связано это с тем, что, во-первых, задача "определения механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятий" подменялась задачей "обеспечения конкурентоспособности продукции или услуги", исходя из определений конкурентоспособности предприятий, во-вторых, механизмы обеспечения конкурентоспособности предприятий являются индивидуальными для каждой отрасли, так же как, и причин и условий, при которых одни предприятия более конкурентоспособны, а другие менее.

Кныш М.И. характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя [21]. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара (в нашем случае услуги) как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку.

Фатхутдинов Р.А. дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [33]. Забелин П.В., Моисеева Н.К. дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. толкует конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность услуги на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность.

В российских исследованиях посвященных конкурентоспособности можно встретить следующие определения.

В определении Швеца В.Е., "конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя".

Европейским форумом по проблемам управления, используется следующее определение: "конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов".

Основной вклад в формирование понятия конкурентоспособности внес Майкл Портер. Его самые известные модели – "пять сил конкуренции" и "цепочки ценностей" известны во всем мире. Опираясь на эти базовые модели, Майкл Портер выполнил анализ детерминант конкуренции и воздействующих на нее глобальных сил.

В исследованиях посвященных конкурентоспособности предприятия определение понятия "конкурентоспособность" связано с такой характеристикой как, наличие конкурентных преимуществ. По мнению М. Портера, конкурентоспособность компаний зависит от конкурентного преимущества, которое создается и поддерживается через сильно локализованные процессы "цепочку ценностей". Конкурентное преимущество, в соответствии, с определением данным М.Портером, формируется как результат осуществления множества отдельных видов деятельности, входящих в состав процессов разработки, производства, маркетинга, доставки и обслуживания каждого продукта компании. Каждый из этих видов деятельности может способствовать установлению конкурентной позиции фирмы в отношении издержек и создать основу для дифференциации. Различные виды деятельности по созданию стоимости представляют собой отдельные строительные блоки, из которых складывается общая картина конкурентных преимуществ. Сравнение цепочек создания стоимости у компаний -конкурентов помогает выявить различия, которые лежат в основе конкурентных преимуществ. Понятие конкурентных преимуществ предполагает наличия у компании потенциальных возможностей быть лучше (по каким-либо аспектам хозяйственной деятельности) своих конкурентов. В зависимости от складывающихся внешних условий и внутренних обстоятельств эта задача решается различными организациями по-разному [25]. Определение конкурентоспособности предприятия на основе конкурентных преимуществ можно найти в работе А.А. Томпсона и А.Д. Стрикленда в соответствии, с которым: "конкурентоспособность предприятия - соответствие его конкурентных преимуществ основанных на внутренних ресурсах внешним рыночным условиям и конкурентам".

Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой компании