Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 22:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ и совершенствование системы мотивации персонала в муниципальном образовании.
Задачи исследования заключаются:
- изучение теоретических основ мотивации персонала;
- анализ мотивации персонала в управе района Хамовники;
- предложение программы реформирования и совершенствования системы мотивации труда в управе района Хамовники.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала…………………..7
Понятие мотивации, её сущность………………………………….7
Система мотивации…………………………………………………14
Современные тенденции мотивации труда муниципальных служащих……………………………………………………………….22
Основные критерии оценки эффективности системы мотивации труда…………………………………………………………………….31
Глава 2. Анализ мотивации персонала в управе района Хамовники…..42
2.1. Общая характеристика управы района………………………………42
2.2. Анализ трудовых ресурсов управы района Хамовники……………47
2.3. Рассмотрение существующей системы мотивации персонала
в управе района Хамовники и оценка её эффективности………………50
Глава 3. Совершенствование системы мотивации труда управы
Района Хамовники ……………………………………………………….62
3.1. Основные проблемы существующей системы мотивации персонала
управы района Хамовники ………………………………………………..62
3.2. Анализ возможных направлений по совершенствованию системы мотивации персонала управы района Хамовники ………………………69
3.3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию системы
мотивации персонала управы района Хамовники………………………..75
Заключение………………………………………………………………….82
Список литературы………………………………………………………… 86
В качестве возможного направления совершенствования системы мотивации персонала управы района Хамовники можно предложить два возможных направления:
-разработка системы управления деловой карьерой,
-профессиональное развитие персонала.
Карьера (от франц. cariera) – "успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности". Карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и вне организационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры:
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Управление деловой карьерой - проводимые кадровой службой организации мероприятия по планированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из целей, потребностей и возможностей организации и самого работника.
Обеспечение карьерного роста – серьезный стимул качественной работы персонала. В настоящее время в управе практически отсутствует система управления деловой карьерой. В целях внедрения данного инструмента разработана следующая система управления деловой карьерой:
Основные группы качеств, оцениваемых при продвижении кандидата:
Гражданская зрелость. К ней относятся:
- способность подчинять личные интересы интересам фирмы;
- умение прислушиваться к людям, быть самокритичным.
Отношение к труду. Эта группа охватывает следующие качества:
- чувство личной ответственности за порученное дело;
- чуткое и внимательное отношение к людям;
- трудолюбие;
- личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;
- уровень эстетики работы.
Уровень знаний. Данная группа включает такие качества, как:
- наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;
- знание объективных основ управления производством;
- знание передовых методов руководства;
- знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде: общая эрудиция.
Организаторские способности. К ним относятся:
- умение организовать систему управления и свой труд;
- умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций;
- владение передовыми методами руководства: умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях;
- умение создавать сплоченный коллектив; умение проводить деловые совещания: способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.
Способность к руководству системой управления. Эта группа представлена следующими качествами:
- умение своевременно принимать решения;
- способность обеспечить контроль их исполнения;
- умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;
- способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;
- уверенность в себе.
Способность поддерживать передовое. В эту группу входят:
- умение увидеть новое;
- распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;
- умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;
- инициативность;
- смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.
Морально-этические черты характера. К этой группе относятся:
- честность, добросовестность, порядочность, принципиальность;
- уравновешенность, выдержанность, вежливость;
- настойчивость, общительность, обаяние;
- скромность;
- простота.
А также хорошее здоровье, стаж работы на данном предприятии (в том числе на руководящей должности); опрятность и аккуратность внешнего вида.
Основные недостатки сотрудника, препятствующие карьерному росту:
- Неумение управлять собой: неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.
- Размытые личные ценности: отсутствие их ясного понимания; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.
- Нечеткие личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.
- Остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.
- Недостаточность навыка решать проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.
- Недостаток творческого подхода: отсутствие способности генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи.
- Неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.
- Недостаточное понимание особенностей управленческого труда: отсутствие понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.
- Слабые навыки руководства: отсутствие способностей добиваться высокого результата работы подчиненных.
- Неумение обучать: отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности.
- Низкая способность формировать коллектив: неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп и коллективов.
Способствование развитию персонала. Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы — обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе).
Основными методами обучения на рабочем месте, которые предлагает кадровая служба, являются: инструктаж, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированном на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.
Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Ученичество и наставничество ("коучинг") являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников. С древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов, — медицине, виноделии, управлении.
Однако современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь, они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками.
Вне рабочего места работник может пройти самостоятельное обучение.
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения — для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, — обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — аудио и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности — обратной связи, обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.
Обучение работников требует дополнительных затрат, которые включены в программу повышения мотивации сотрудников (таблица 7).
По таблице 7, можно сделать вывод, что наставничество является наиболее дорогим видом обучения, однако одновременно и самым эффективным.
Принятие решения о переводе кандидата на другое место работы (осуществление карьерного роста). Решение о карьерном росте сотрудника принимается вышестоящим руководителем на основе результатов аттестации.
Таблица 7
Стоимость обучения работников
Вид обучения |
Длительность |
Полная стоимость на одного работника, руб. |
Инструктаж нового работника (технический персонал) |
5 рабочих дней |
1 000,00 |
Инструктаж нового работника (инженер, специалист) |
14 дней |
1 500,00 |
Инструктаж работника, перешедшего на новое место работы внутри управы |
3 дня |
800,00 |
Наставничество |
10 - 21 день |
2 500,00 – 6 000,00 |
Новый комплекс мер по повышению мотивации персонала должен включать позиции, представленные в таблице.
В процессе реализации нового комплекса мер по повышению стимулирования необходимо четко отслеживать результаты, при провале одного из мероприятий необходимо внедрять новое. Весь комплекс мер должен носить системный характер, исключать противоречия между мероприятиями.
Необходимо провести работу по разъяснению новой системы мотивации, так как ряд сотрудников может самоустраниться по причине непонимания сути и текущих правил работы.
Основное внимание должно быть уделено справедливости в вознаграждении сотрудников. Ошибки руководства в поощрении могут свести на нет все усилия по реализации новой программы.
Комплекс мероприятий должен включать все направления мотивации: финансовое, нефинансовое, делегирование.
Таблица 8
Методы мотивации сотрудников управы района Хамовники
Метод мотивации |
Суть метода |
Цель |
1. Финансовое вознаграждение | ||
1.1 Денежные выплаты за |
Перед каждым сотрудником будет стоять план выполнения работы, в зависимости от успешности выполнения плана будет приниматься решение о премировании по каждому сотруднику отдельно. |
Каждый сотрудник должен понимать, что только от качества его работы зависит его доход и благополучие. |
1.2. Участие в прибыли |
Высшее руководство получает по завершении финансового года процент от чистой прибыли |
Благополучие руководства напрямую зависит от успехов компании |
2. Нефинансовое вознаграждение | ||
2.1. Возможность приобретения |
Для работников торгового зала разработка план работ не составляет труда, для офисных сотрудников и обслуживающего персонала критерием перевыполнения плана являются выполнение дополнительных заданий. |
Стремление к материальному благополучию удовлетворяется через возможность приобретения продукции по сниженным ценам |
2.2. Оплата больничных, отпусков, бесплатные обеды, льготные проездные |
Все работники компании пользуются предоставляемыми компанией льготами |
У сотрудника должна быть уверенность в том, что компания проявляет о нем заботу. |
2.3. Возможность прохождения |
Каждый сотрудник имеет право подать заявку на прохождение обучения внутри компании или за ее пределами в целях повышения профессионализма и последующего карьерного роста. Руководство принимает решение, исходя из результатов работы сотрудника |
Возможность карьерного роста зависит только от трудолюбия и добросовестности сотрудника |
2.4. Корпоративные праздники |
Целесообразно проводить совместные празднования Нового года, 8 марта, Дня здоровья (летом), Дня рождения компании. |
Сотрудник должен ощущать себя членом одной команды, дружного коллектива |
3. Делегирование | ||
3.1. Вознаграждение руководителя
по результатам аттестации |
Руководитель в течение 3 месяцев стремится поднять профессиональный уровень подчиненных, передавая им часть обязанностей. В конце квартала по желанию сотрудника проводится аттестация, при успешном прохождении которой, руководитель получает вознаграждение, а сотрудник попадает в резерв на повышение. |
Стимулирования деловой активности и повышения профессионализма, возможность повышения благосостояния, работа в команде. |