Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 10:30, курсовая работа
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления Общества с ограниченной ответственностью «Химтранс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1.изучить рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Химтранс»;
2.проанализировать сущность и типы организационных структур;
3.сопоставить полученные в ходе исследования данные, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Химтранс»
Объект исследования:
Общество с ограниченной ответственностью «Химтранс».
Предмет исследования:
Организационная структура управления ООО «Химтранс».
На предприятиях многоцелевой деятельности требуется создание специального органа по управлению целевой программой. В этих случаях помимо линейно-функциональных органов, осуществляющих управление по вертикали, создаются органы горизонтального целевого управления. Такая структура управления носит название матричной (рис. 4).
По вертикали
Рис. 4. Схема матричной структуры управления
В
матричной структуре
При возникновении горизонтальных связей назначается руководитель программы (проекта) и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой.
Работа обеспечивается путём создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу, решает линейный руководитель.
Таким
образом, матричная структура управления
дополнила линейно-
Матричная структура управления состоит из проектной и программно-целевой структур управления.
Проектная структура управления предусматривает обеспечение
централизованного управление всем ходом работ по каждому крупному проекту и активизацию деятельности и функциональных подразделений. Под проектом понимается комплекс работ, для реализации которого требуется участие десятков промышленных фирм и создание централизованной системы управления. Для выполнения проекта создаётся координационная группа. Во главе группы стоит координатор. Выделенные в координационную группу специалисты продолжают работать в своих функциональных подразделениях, периодически встречаясь для обмена информацией.
Программно-целевая
структура имеет различное
Временные целевые группы создаются их ведущих специалистов для решения разнообразных задач:
Широкое распространение получила и дивизиональная, или отделенческая, структура управления. При этой структуре управляющий производственным отделением обязан вести подготовку производства, рационально организовать труд при оптимальном использовании сырьевых, материальных и энергетических ресурсов и осуществлять контроль за работой подчинённых. В структуре используются элементы программно-целевого управления. Ответственность за производственное планирование и контроль возлагается на руководителя производственного отделения. Он отвечает за определение основных показателей плана своих заводов, уровня издержек производства и реализации, совершенствование системы сбыта, координацию деятельности функциональных служб.12
Таким образом, обобщая собранную информацию по типам и видам организационных структур управления, создаем модель классификации организационных структур управления (рис. 5)
Рис. 5. Классификация организационных структур управления
1.4. Коммуникационные
структуры управления.
В структуре управления организаций предусмотрены связи между звеньями, подразделениями организации, их принято называть коммуникационными каналами, по коммуникационным каналам осуществляется передача информации.
Совокупность таких каналов, связывающих органы управления, образуют коммуникационную структуру.13
В рамках информационного взаимодействия участники управленческого процесса обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений.
Их система может быть глобальной, когда охватывает организацию в целом, и локальной, если относится только к одной её части, например подразделению.
Осуществление взаимодействия только через одно какое-то центральное звено означает, что коммуникационная система является централизованной. Причём само это звено выступает в качестве не только посредника, но и источника и контролёра коммуникаций преимущественно вертикального характера.
В то же время коммуникационная система может быть и полицентричной, предполагающей наличие нескольких равноправных субъектов, выполняющих функции «узлов» коммуникаций, или децентрализованной, когда большая их часть (обычно второстепенные) осуществляется напрямую.
Коммуникационные каналы различаются прежде всего техническими возможностями: пропускной способностью (реальным объёмом и скоростью взаимодействия, которое может осуществляться с их помощью за единицу времени), частотой и масштабами возможных сбоев (например, долей потерь информации).
Другой
характеристикой
Коммуникационные каналы внутри организации могут быть официальными и неофициальными. Первые связывают между собой должности или подразделения, а вторые – субъектов управления как частных лиц.
Если коммуникационные каналы соединяют элементы управленческой
структуры, принадлежащие к различным её уровням, они являются вертикальными. По ним сверху вниз передаются, например, команды и инструкции, осуществляются вертикальная координация и регулирование деятельности нижестоящих звеньев управления. Снизу вверх поступают отчёты о проделанной работе и рекомендации руководству.
Горизонтальные коммуникационные каналы непосредственно связывают равные по статусу элементы организации. Они обеспечивают наиболее эффективное решение их общих проблем за счёт повышения оперативности взаимодействия.
Каналы, связывающие элементы, относящиеся не только к разным уровням, но и к различным частям структуры, могут быть названы диагональными. Обычно они предназначены для осуществления связей между участниками различного рода комитетов, комиссий, специальных групп. Сегодня такие каналы ещё относятся к разряду неформальных или полуформальных.
Горизонтальные каналы коммуникации могут быть параллельными, а диагональные – пересекающимися. Их наличие в коммуникационной системе управления даёт гарантию того, что желаемое взаимодействие состоится даже в условиях тех или иных сбоев и неполадок в ней. В то же время в сложной системе заложена потенциальная возможность искажения обмениваемой информации.
Разновидности коммуникационных структур
Упорядоченная
совокупность коммуникационных каналов,
связывающих субъектов
Можно выделить три вида коммуникационных сетей: открытые,
замкнутые и комбинированные.
Открытые характеризуются двумя особенностями:
В замкнутых сетях тупики и контролёры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены.
Комбинированные сети сочетают в себе в различных вариантах элементы предыдущих.
Коммуникационные сети могут быть одноуровневыми, обеспечивающими горизонтальное взаимодействие, и многоуровневыми, посредством которых осуществляются вертикальные контакты.
Рассмотрим более обстоятельно основные виды коммуникационных сетей, их достоинства и недостатки, помня, однако, что речь идёт лишь об их принципиальных схемах.
Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети – линейная, называемая «змеёй» (рис. 6).
Рис. 6. Сеть типа «змея»
Она характеризуется тем, что субъекты А и Б, которых она объединяет, находятся в тупиках, а субъект В не только выполняет роль посредника коммуникаций, но и может их контролировать.
На практике как самостоятельная такая структура существует редко; чаще она является элементом более сложных образований, в которых служит инструментом неформальных коммуникаций субъектов одного уровня.
Многоуровневые сети обычно имеют центральное звено, служащее исходным пунктом вертикальных коммуникационных каналов. Они существуют в нескольких вариантах.
Сеть типа «звезда» используется, например, тогда, когда число подчинённых центру (в данном случае А) субъектов не выходит за пределы нормы управляемости. В сущности, она представляет собой совокупность отходящих от него «змей» (рис. 7).
Рис. 7. Сеть типа «звезда»
Такая сеть позволяет, например, субъекту А оперативно направлять не связанным друг с другом субъектам Б,В,Г необходимые распоряжения, регулировать, координировать и контролировать их действия. Здесь легко поддерживать порядок, поскольку в коммуникациях отсутствуют посредники и неформальные каналы, часто создающие различного рода «возмущения».
Однако для более крупных организаций такая коммуникационная сеть непригодна. Здесь центральное звено А уже не в состоянии единолично вырабатывать и доводить до субъектов В,Г,Д все решения. Ему помогает конкретизирующий их посредник Б. Такая сеть получила название «шпора» (рис. 8).
Рис. 8. Сеть типа «шпора»
Играя де-юре вторые роли, Б на деле имеет огромную власть, так как контролирует взаимодействие всех объектов и может незаметно навязывать волю центру (А).
В сетях типа «звезда» и «шпора» число коммуникационных каналов, сходящихся к нему, на практике не может превысить норм управляемости. Это ставит естественный предел развитию управленческих структур, а, следовательно, и самих организаций, росту масштабов их деятельности.
Поэтому
крупным многопрофильным
Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры управления