Анализ и совершенствование организационной структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления Общества с ограниченной ответственностью «Химтранс».

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1.изучить рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Химтранс»;
2.проанализировать сущность и типы организационных структур;
3.сопоставить полученные в ходе исследования данные, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Химтранс»
Объект исследования:

Общество с ограниченной ответственностью «Химтранс».

Предмет исследования:

Организационная структура управления ООО «Химтранс».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа менд.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Введение 

      Современная организация представляет собой  сложную систему, включающую техническую  базу, производственную структуру, трудовые и материальные ресурсы, которая  находится в постоянном взаимодействии и развитии. Для эффективного достижения целей, стоящих перед организацией, необходима система управления, планирующая и координирующая деятельность всех ее звеньев. Создание системы управления включает формирование организационной структуры и ее обеспечение, эффективность управления непосредственно влияет на конечные результаты работы предприятия.

      Обеспечение максимального соответствия организационных  структур управления целям конкретной производственной деятельности организации  и условиям взаимодействия с рыночной средой достигается путем использования  типовых структур управления: линейной, функциональной и линейно-функциональной.

      Обоснованная, правильно выбранная организационная  структура управления создает благоприятные  условия для принятия оптимальных  решений, повышения оперативности  управления, сокращения управленческих циклов, усиления исполнительской дисциплины и повышения экономичности работы всей системы в целом. Поэтому изучение и анализ организационной структуры предприятия является актуальным.

      В отечественной литературе изучением  проблемы по совершенствованию организационной структуры управления занимались такие авторы, как Бодалев А.А. (1995), Гозман Л.Я. (1987), Кричевский Р.Л. (1979), Обозов Н.Н. (1969, 1976, 1979, 1990), Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. (1983) и др.

      Из  зарубежных авторов следует отметить Витека К. (1988), Майсера Д. (1988), Пезешкина Н. (1933), Antill J.K. (1983), Blazer J. F. (1993), De Maris A., Leslie G.R. (1994), Crzywaz A. (1994), Heath D.N. (1978), Kelly E.L., Conley J.J. (1987) и др.

      Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления Общества с ограниченной ответственностью «Химтранс».

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. изучить рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Химтранс»;
  2. проанализировать сущность и типы организационных структур;
  3. сопоставить полученные в ходе исследования данные, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Химтранс»

    Объект исследования:

    Общество  с ограниченной ответственностью «Химтранс».

    Предмет исследования:

    Организационная структура управления ООО «Химтранс».

      Методы  исследования:

  • сбор, анализ и систематизирование вторичной и первичной информации;
  • наблюдение;
  • моделирование.

      Теоретическая и фактическая  значимость работы заключается в том, что она может быть использована студентами для более глубокого изучения теоретического материала по теме: «Организационные структуры управления и их совершенствование», а также может быть использована руководством предприятия для совершенствования существующей структуры управления ООО «Химтранс».

      Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В тексте представлено 1 таблица, 14 схем.

    Глава 1. Теоретические основы проектирования организаций. 

1.1. Роль  организационной структуры управления  в менеджменте. 

      Определённая  организация наблюдалась ещё  на стадии индивидуального труда  ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, т.е. его первоначальную структуру, существующую ещё в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру.

      Таким образом, главными факторами формирования организационной структуры управления производством были разделение труда и появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчинёнными.

      На  стадии машинного производства произошло  окончательное обособление функций  управления. Появились полностью  освобождённые от производственных функций руководители. Возник опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчётов, докладов и т.п. Была налажена обратная связь. Всё это, и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

      Структура управления производством – это  соподчинённость управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами системы управления. Она характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчинённости и наделённых определёнными правами и обязанностями.1

      Число звеньев в структуре определяет её уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера  связей они подразделяются на линейные, функциональные и комбинированные. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.

      Деятельность  структурных подразделений и  исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые  определяют функции каждого органа управления, распределение прав и  обязанностей между ними, а внутри подразделения – каждого исполнителя. При формировании организационных структур главное внимание уделяется приданию им динамичности, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней среды.

      Для управления производством создаётся аппарат, в состав которого входят различные категории сотрудников: руководители, специалисты и их

технические исполнители. Различают функции управления и функции структурных подразделений. Функции управления – это объективная необходимость предприятия как управляемого объекта. Функции структурных подразделений и выражают конкретное содержание управленческой деятельности и сферу влияния в производстве. Они служат основой для формирования структурных подразделений предприятия.

      Структурное подразделение аппарата управления – это административно обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. В зависимости от количества их может выполнять одно или несколько структурных подразделений, которые специализируются по данному виду функций. Несовместимые по характеру деятельности функции возлагаются на отдельных работников.

      Под структурой аппарата управления производством понимается количество и состав его подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Её обычно изображают в виде схемы. Если на схеме помимо структурных отражены и производственные подразделения и их взаимосвязь, то она представляет собой организационною структуру предприятия. По горизонтали определяют количество звеньев одного уровня, а по вертикали – количество ступеней (уровней) в их соподчинённости. К звеньям управления относятся руководители, управляющие несколькими структурными подразделениями, сами структурные подразделения и отдельные специалисты, выполняющие определённые функции или часть этих функций. Ступени аппарата управления – это его уровни по горизонтали в их последовательном соподчинении снизу доверху. Первой (низовой) ступенью на предприятии является производственный участок. Чем сложнее структура, тем больше ступеней управления. От объёма работ зависит также квалификационно-должностной состав работников управления и их численность.2

      При построении организации задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать  ту структуру, которая более всего  отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нёе факторам. Наилучшая структура – это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

      Структура является неотъемлемой подсистемой организации, ей придаётся большое значение при анализе организационной системы в целом. Она наравне с другими внутренними переменными играет существенную роль в адаптации организации к внешней среде, а, следовательно, в её способности выживать. Поэтому структура организации должна быть оптимальной по отношению к организации и к её внешней среде и изменяться вместе с ними.

      Существует  множество определений структуры управления. Наиболее полные из них определяют структуру исходя из следующих основных моментов:

  • структура – это совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей;
  • структура должна соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение.

      Таким образом, структура управления организацией даёт представление об её подразделениях, службах и отдельных должностных  лицах, их специализации, соподчинённости и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).

      Важными моментами, вытекающими из определений структуры, наряду с перечисленными ранее являются следующие:

  • структура – это составляющая организационной системы;
  • структура основывается на целях организации;
  • структура должна соответствовать ценностям организации;
  • структура должна соответствовать стратегии организации;
  • первичность функций по отношению к структуре;
  • в рамках структуры реализуется процесс управления;
  • в рамках структуры выделяются следующие элементы: звенья, ступени (уровни) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи;
  • для структуры характерны: специализация, разделения труда и его кооперация (для управленческого персонала её называют департаментизацией); централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется, – делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости.3 
 

1.2. История  становления организационной структуры  управления, отечественный и зарубежный  опыт. 

      Принцип формирования организационных структур имеет многовековую историю развития, при этом каждый длительный период в жизни человеческого общества внес свои особенности в этот процесс.

      В первобытно-общинном периоде организационная  структура представляла собой род, племя и потом семью. Рабовладельческий период известен насильственной организацией труда в эргастериях и латифундиях, при этом общество уже знало разделение труда между земледелием и скотоводством, ремеслом и торговлей, ведением крупных строительных работ. За отдельными людьми закреплялась функция управления хозяйственной или военной деятельностью.

      Средневековый период дал обществу цехи, территориальное  размежевание когда-то единого общества на феоды, помещичьи владения с трудом крепостных и полукрепостных крестьян и ремесленников.

      Промышленная  революция резко изменила жизнь  и уклады народного хозяйства  ряда стран. Из простой кооперации (гетерогенной и органической) выросла капиталистическая  кооперация, появились мануфактуры, фабрики и заводы. Их организационная структура была подчинена интересам и целям массового производства, реализации товаров, финансовому обеспечению работы предприятий. Сотни и тысячи рабочих были объединены совместным трудом, и сразу же остро встали вопросы оптимальной структуры управления крупными организациями.

      На  этом отрезке развития общества в  основном сформировалась функциональная организационная структура, сохранившаяся  до настоящего времени. Каждая составная  часть организации выполняет  свою функцию: плановый отдел планирует работу; производственный отдел выпускает продукцию; отдел снабжения поставляет сырье, материалы, энергию и т.д.

      При функциональной организационной структуре  наиболее полно раскрываются возможности  разделения труда. Каждый отдел, или  отдельный работник, выполняет свои функции, имеет определенные права и обязанности и несет ответственность за результаты собственного труда.

      Первоначальные  принципы управления были сформулированы специалистами по управлению Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбертамми, Г. Гаттом, Г. Фордом, Х. Эмерсоном и др. (Школа научного управления) еще в конце XIX - начале XX века:

  • Наличие ясной цели деятельности;
  • Распределение труда в соответствии с целью деятельности;
  • Квалифицированные кадры, авторитетное и компетентное руководство;
  • Централизация и внутренняя иерархия;
  • Единоначалие;
  • Разработка оптимальных методов выполнения работы;
  • Абсолютное следование стандартам и правилам;
  • Жесткая внутренняя дисциплина
  • Оплата по результатам труда;
  • Анализ работы предприятия и контроль;
  • Нормальные условия работы, поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами.   

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры управления