Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:35, реферат
Раскрыто понятие и сущность менеджмента организации, понятие и роль менеджера в организации, а такжен его функции.
Проанализированы основные проблемы российского менеджера. Также наведены основные навыки и характеиристики хорошего менеджера и его сильные стороны.Разработаны методы и пути решения проблем менеджмента
в российских организациях.
Введение 3
Глава 1. Роль и функции менеджера в организации 5
1.1. Понятие и сущность менеджмента организации 5
1.2. Понятие и роль менеджера в организации 6
1.3. Функции менеджера в организации 9
Глава 2. Проблема менеджмента в организации 15
2.1. Основные проблемы российского менеджера 15
2.2. Хороший менеджер – его основные навыки
и характеристики 18
2.3. Сильные стороны российских менеджеров 24
Глава 3. Методы и пути решения проблем менеджмента
в российских организациях 25
Заключение 35
Список использованной литературы 37
2) подбор и оценка персонала;
3) учеба и адаптация;
4) информирование;
5) мотивация и активизация сотрудников;
6) организация и администрирование;
7) распределение задач;
8) контроль;
9) поиск и принятие решений (в узком смысле);
10) управленческое влияние;
11) представительская функция.
Принятие управленческого решения и управление организацией в целом на практике реализуется через определенный комплекс функций. Функция «управление» - это такой вид деятельности, в процессе которого осуществляется эффективное влияние на объект управления и выполняется поставленное задание, достигается цель. [19]
Менеджеры в организации выполняют 5 основных функций:
1. Планирование — принятие решений относительно направления, цели и стратегии бизнеса, определение того, к чему нужно стремиться, и почему.
2. Организация — работа, направленная на достижение целей. Она полагает разделение труда и координацию работы.
3. Кадровое обеспечение — найм на работу, учебу, социальные гарантии для людей, которые способны и стремятся выполнять работу как одна организованная команда.
4. Лидерство — влияние на поведение подчиненных, как правило, через межличностное общение (коммуникации).
5. Контроль — оценка фактических результатов, учитывая поставленные цели, то есть сравнение того, что сделано, с тем, что было запланировано.
Можно сделать вывод, что хорошим руководителем есть тот менеджер, который:
• может вести людей за собой;
• может стимулировать работников;
• настойчивый — добивается результатов. [14]
Основными функциями управления можно назвать:
1. По технологическому способу производства:
• планирование;
• организация;
• координация;
• мотивация;
• лидерство руководства;
• контроль.
2. Относительно отношений собственности - реализация собственниками средств производства и других элементов системы производительных сил (науки, информации и т.п.), своих прав на различные объекты собственности, своих целей управления.
Самыми сложными из этих функций является организация и координация. Они предусматривают формирование структуры управления, упорядочение всех элементов в систему управления и форму их связи, а также предоставление активным элементам необходимых прав и ресурсов. К активным элементам принадлежат хозяйственные руководители, трудовые коллективы, отдельные работники, а также организации, подчиненные системе управления.
Функции управления - это часть управленческой деятельности, они определяют формирование структуры управленческой системы.
Координация - это установление и поддержание связей между элементами системы.
Организация и координация объединяют отдельные элементы системы управления в единое целое. Таким образом, образуется организационная структура управления.
Основными функциями менеджмента относительно технологического способа производства являются:
- планирование;
- организация, подбор и расстановка кадров и их стимулирование;
- координация и контроль в целях рациональной и эффективной работы предприятия (фирмы, компании). [21]
Важнейшими функциями менеджмента относительно отношений собственности (производственных отношений) являются:
- преодоление отчуждения между трудом и собственностью, в частности между наемными работниками и средствами производства;
- формирование собственности у работников;
- экономическая реализация собственником своих прав на различные объекты собственности (ее форма - присвоение прибыли).
Под лидерством (руководством) понимается использование влияния менеджера для мотивации работников, для достижения целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все работники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, имеют целью достижение высоких результатов совместной деятельности.
Планирование - это определение целей и показателей деятельности в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.
Контроль означает наблюдение за действиями руководителей, точному подражанию организации выбранному курсу и достижения поставленных (целей, а также внесение необходимых корректив. На смену традиционным формам контроля сегодня приходит самоменеджмент работников. Если работники на всех управленческих звеньях обладают необходимой информацией, они, как правило, принимают наиболее адекватные ситуации решения. Поэтому работники низших звеньев должны учиться контролировать собственную работу и ее соответствие стандартам компании, своевременно вносить в нее коррективы. [16]
Организация предполагает выявление рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними.
Планирование как основная функция менеджмента означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в которой перед объектом управления будет поставлена та или иная цель. Это постановление - управленческое решение. Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. По этой функции начинается процесс управления, и от качества зависит успех организации.
Организация реализации принятых решений как основная функция менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить выполнение заданий, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управленческой системы. Организовать - значит распределить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Мотивация персонала как основная функция менеджмента заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и согласно управленческих решений. Содержательные теории мотивации базируются на определенных внутренних побуждениях, которые заставляют людей действовать определенным образом. [11]
Хороший менеджер должен уметь:
• грамотно и рационально ставит цели и задачи;
• анализировать ситуацию;
• прогнозировать последствия;
• планировать свою деятельность и деятельность организации;
• рационально принимать решения;
• мотивировать персонал;
• организовывать работу и налаживать руководство;
• регулировать отношения и разрешать конфликты;
• формировать организационную культуру и управлять ею;
• вести постоянный учет и контроль.
Главным для менеджера есть желание самосовершенствоваться, ведь как только у него останавливается саморазвитие, происходит разрушение уже сложившегося характера. Модель менеджера должна иметь динамичный характер.
Требования к современному менеджеру следующие: деловые качества, которые объединяют компетентность и организаторские способности; личностные черты, которые состоят из трех подгрупп: волевые качества, морально-психологические качества, требования к здоровью и образу жизни.
Именно поэтому следует более детально рассмотреть и изучить те проблемы, с которыми сталкивается менеджер в работе, а также попытаться разработать некоторые методы для преодоления этих проблем. [7]
Глава 2. Проблема менеджмента в организации
2.1. Основные проблемы российского менеджера
Исследователи выделяют 11 потенциальных ограничений в деятельности менеджера:
• неумение управлять собой;
• «размытые» личностные ценности;
• неясные собственные цели;
• заторможенное личное развитие;
• неумение решать проблемы (принимать решение);
• отсутствие творчества в работе;
• неумение влиять на людей;
• непонимание специфики управленческого труда;
• низкие организаторские способности;
• неумение учить;
• неумение формировать коллектив.
На одном из своих публичных выступлений бывший министр экономики России Герман Греф остроумно перефразировал известную фразу про дураков и дороги: «У России две ключевые проблемы - плохая инфраструктура и никудышный менеджмент». [10]
К сожалению, это так, что лишний раз подтвердил кризис - многие трудности наших предприятий банально связаны с плохим качеством управления. По той же причине им пока непросто конкурировать с ведущими мировыми игроками.
В чем же основная слабость российского менеджмента и как поднять его до мировых стандартов?
В российских компаниях вообще уделяют мало внимания людям, а если и уделяют, то только когда подбирают новых специалистов или решают вопросы оплаты труда.
Систем мотивации, постановки задач и развития фактически нет. Хороший менеджер 90% своего времени тратит на управление людьми и только 10% на стратегию, контроль и административные вопросы - в России же все наоборот. Впрочем, это общая проблема.
Проводя собеседования на высшие руководящие должности, спрашивают претендентов, какими основными навыками должен обладать хороший менеджер. Только один из пяти кандидатов называет управление людьми.
Наши управленцы часто не умеют грамотно, четко формулировать и излагать свои мысли. Постоянно мы сталкиваемся с тем, что талантливый и умный россиянин просто не мог объяснить, чего он хочет в итоге добиться. В Америке практикуется в университетах метод обучения forensic discussion - дебаты на конкретную тему. Дается тема, и каждый должен был сначала ее защитить, а потом - раскритиковать.
Такие приемы развивают одновременно логические и коммуникативные навыки, с которыми у российских управленцев проблемы.
А ведь это умение очень нужное - в международных компаниях людям приходится отстаивать каждое свое начинание. В российских - менеджер часто говорит «сделаем» и берется за работу. С чего взял, что получится, непонятно, он и сам толком этого объяснить не может. [12]
Одно из следствий этого - плохо развитое контекстное мышление. Если задача четко сформулирована, наш человек пойдет и решит ее, но ему не всегда удастся встроить ее в стратегию компании.
Другая наша часто встречающаяся беда: российские менеджеры почему-то недолюбливают метод best practices, вообще плохо принимают опыт других, они предпочитают изобретать велосипед. Напрасно: гибкость и открытость внешнему миру - важные для управленца качества.
Типичная проблема - неумение принимать решения.
Традиционная система управления в России гораздо более жесткая и иерархичная, чем на Западе, она совершенно не способствует инициативе. И хотя интеллектуальный уровень российского управленца довольно высок, он, проведя тщательный анализ, замирает в ожидании директив руководства - куда бежать и что делать дальше.
Из системных факторов нужно отметить невысокую адаптивность россиян, хотя это одно из основных качеств высококлассного менеджера. Считается, что лучшие менеджеры - англичане.
Исторически британцы много ездили по миру и впитывали разные культуры. Поэтому они легко работают в разных странах и при этом редко автоматически переносят опыт одного рынка на другой. У них как-то получается определять, в каких случаях нужно думать самим, а когда лучше применить опробованное, стандартное решение. Такой многогранности, гибкости у россиян, как правило, нет, но к ней нужно стремиться. Сложность в том, что хотя наши управленцы и быстро прогрессируют, часто у них нет возможности поработать на разных рынках. Здесь и спрятан ключ к повышению качества менеджмента. [2]
Рассмотрим, какие же личностные характеристики менеджера влияют на эффективность его работы? Конечно, все перечислить невозможно.
Поэтому выделим те основные качества менеджера, которые отрицательно влияют на его работу:
1. Неумение управлять собой – поддерживать физическое здоровье, рационально распределить силы, преодолеть имеющиеся трудности, выходить из стресса быстро, уметь распределить свое время.
2. Размытые личные ценности. Менеджер должен знать, что такое личные и моральные ценности и уметь их анализировать.
3. Успешный менеджер должен иметь четко выработанную жизненную позицию.
4. Неопределенные, размытые личные цели. Менеджер должен уметь правильно выбрать личную цель, уметь ее определить и знать все возможные пути ее достижения. Хотя иметь личные цели должен любой человек, для управленца это приобретает особую значимость. Четко поставленные цели в первую очередь косвенно отражает уверенность в себе, своих действиях, что, в свою очередь, крайне важно в работе, поскольку приносит успех при межличностном общении и многих прочих ситуациях.
5. Заторможенноее саморазвитие. Прогресс всегда движется вперед, и его нужно постоянно догонять. Поэтому управляющий должен постоянно и беспрерывно самосовершенствоваться, заниматься самообучением, повышать свой профессиональный уровень.
6. Недостаточность навыков решать проблемы.
Информация о работе Актуальность и проблемы менеджеров в российских организациях