Венская конвенция о праве международных договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 35.99 Кб (Скачать)

   На региональном уровне введён был единый Евразийский патент в ряде стран СНГ (1993 г.) и создается единый патент в Евросоюзе (1975 г.). В области защиты интересов иностранных инвесторов следует отметить, в частности, Вашингтонскую конвенцию 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами; Сеульскую конвенцию 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций; многостороннее Соглашение стран СНГ 1994 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, Соглашение ТРИМС в рамках ВТО.

   Специальную категорию представляют  собой многосторонние договоры  и конвенции международного процессуального  права, направленные на обеспечение  урегулирования арбитражным путем  международных частноправовых споров. Особое значение здесь имеет  Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. о признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Что касается судебных решений, такое же значение имеют, в частности, условия многосторонних соглашений о правовой помощи.

   Необходимо отметить и  многостороннюю Конвенцию 1972 г. о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (между странами СЭВ), которая касалась, по идее, рассмотрения споров между государственными хозяйственными организациями.

   Своеобразную форму обеспечения, в частности, международных частных интересов, имеют так называемые модельные (единообразные) законы, принимаемые в форме международных многосторонних соглашений. Например, разработанные в рамках ЮНСИТРАЛ Единообразный закон 1985 г. о международном торговом арбитраже, Единообразный закон 1994 г. о закупках товаров (услуг) в кредит, Единообразный закон 1995 г. о правовых аспектах обмена электронными данными и др. По существу, в этих случаях на международном уровне принимается факультативного характера типовой законодательный акт, который любое государство может воспроизвести целиком с модификациями в виде национального закона.

   Большое количество разнообразных многосторонних (и двусторонних) договоров касается регулирования экономических вопросов, часто в сочетании с техническими и эксплуатационными, особенно, к примеру, в области международного сотрудничества в сфере транспорта и связи, охраны окружающей среды, миграции населения и т.д. Во многих случаях регулирование экономических интересов государств занимает при этом лишь побочное, подспудное место, поэтому такие соглашения обычно классификационного характера и не относятся к торгово-экономическим. Например, Европейское соглашение 1975 г. о международных автомагистралях относимо, по идее, к соглашениям технически-транспортного характера, но экономическое значение его, разумеется, несомненно. Экономические интересы сторон, связанные с добычей нефти, при этом самоочевидны. Формально же эвентуальный общий договор по этому вопросу к соглашению строго экономического характера целиком не отнесешь. Грани между различными международными договорами под углом зрения их классификации по предмету регулирования, таким образом, довольно условны.

   Хотя из приведенного  обзора уже видно широкое применение  многосторонних договоров для  урегулирования международных, как  межгосударственных, так и частных  торгово-экономических отношений,  форма двустороннего договорного  урегулирования, во всяком случае в чисто количественном исчислении, не теряет своего значения. [2, с. 163]

   И после заключения и  превращения ГАТТ в почти универсальное  многостороннее торговое соглашение  двусторонними торговыми договорами  до сих пор продолжается регулирование  отношений между странами, не  участвующими в ГАТТ/ВТО.

   Тысячи договоров такого  типа заключены за долгие годы. Главное в них – закрепление  правовых принципов и определенного  торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это – режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдикционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет – торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.).

   Впервые СССР ввел в практику включение в торговые договоры с другими государствами же оформление в особых соглашениях условий об открытии и режиме советских торговых представительств в других странах, что было вызвано установлением в СССР монополии внешней торговли. Торговые представительства с присущими им функциями защиты, поощрения и развития внешнеэкономических связей страны продолжают свое действие за рубежом и в интересах новой России. Открывают торговые представительства и другие государства.

   Долгосрочные программы  экономического, промышленного и  научно-технического сотрудничества  принимаются, как правило, на  базе и в развитие соглашений  о таком сотрудничестве. В программах  содержатся перечни конкретных  областей и объектов сотрудничества. Они носят рекомендательный характер  для организаций и договаривающихся сторон. Правительства обязуются поощрять участие организаций и в осуществлении конкретных проектов. [2, c. 604]

   Особую категорию представляют  собой соглашения об оказании  технического содействия в строительстве  промышленных объектов, включающие  условия о взаимных поставках  товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в  эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить  генеральный, рамочный характер  же быть привязаны лишь к  конкретным, часто крупномасштабным  проектам. Обычными являются условия  об оплате предоставляемого технического  содействия поставками будущей  продукции.

   К соглашениям о техническом  сотрудничестве примыкают и соглашения  о научно-техническом содействии, основывающемся на коммерческих  условиях и включающих, в частности,  передачу производственного опыта  ("ноу-хау"), прав использования (на основе лицензий) изобретений, обучение кадров и т.п.

   Тесно связано не только  с торговлей, но и с другими  видами экономического сотрудничества  его валютно-платежное и финансовое  обеспечение, особенно когда соответствующие  страны ограничивают валютные  трансферты, для чего заключаются соглашения о международных валютных расчетах и кредитах.

   Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в единых соглашениях, именуемых либо соглашениями о товарообороте, либо о товарообороте и платежах. Но могут быть и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных, свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых неконвертируемых валютах.

   Когда государства испытывают  трудности в сведении торгового  и платежного балансов, в обеспечении  товарами собственных потребностей, в защите собственной промышленности  от иностранной конкуренции, при  общем расстройстве экономики  во время войн, кризисов и т.п., они прибегают к количественным  экспортным и импортным ограничениям. Для того чтобы в этих условиях  обеспечить контролируемые государством  импорт и экспорт в нужных  географических и торгово-политических  направлениях, в XX в. стали использоваться так называемые соглашения о товарообороте, иначе - о взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных взаимных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических стоимостных показателях. При этом в таких соглашениях принимаются обязательства либо твердо обеспечить соответствующие поставки и закупки в рамках контингентов (это касается стран с государственно контролируемой плановой экономикой), либо (для стран рыночной экономики) выдавать экспортные и импортные лицензии, если таковые применяются, а также содействовать и не препятствовать поставкам и закупкам контингентируемых товаров. Обычно такие соглашения, по логике вещей, включают в себя клиринговые условия расчетов, которые сопрягаются с соответствующими платежно-клиринговыми соглашениями. Советский Союз, начиная с 30-х гг., на практике широко использовал контингентно-клиринговые соглашения.

   В договорную практику  стран СНГ вошли двусторонние  соглашения нового типа о свободной  торговле. В них могут предусматриваться  взаимная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также взимание  внутренних налогов и сборов  в размерах не выше, чем применяемые  для третьих стран; обязательства о воздержании от реэкспорта, от установления, кроме особых случаев, количественных ограничений; о свободе транзита, об исключении из взаимных торговых отношений недобросовестной деловой практики и т.п., но практикуется также и включение перечней товаров, поставки которых по существу ограничиваются согласуемыми контингентами, а также фиксируемыми ценами. [1, c. 280]

   Во второй половине XX в. широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).

   Их заключено в мире несколько сотен, вызваны к жизни они были сочетанием интересов как стран-экспортеров капитала, нуждавшихся в договорном обеспечении безопасности экспортированных капиталов от всевозможных "некоммерческих" рисков, так и стран-импортеров, испытывающих нужду в привлечении иностранного капитала для интенсификации развития своей экономики. Основой этих соглашений является защита иностранного капитала от всевозможных "некоммерческих" рисков (экспроприаций, национализаций, народных волнений и т.п.), свободный возврат инвестиционного капитала, а также вывоз выручки от его эксплуатации, причем государство-импортер принимает на себя суброгационные обязательства возмещения убытков по компенсации выплаченных страховщиками убытков инвесторов от "некоммерческих" рисков.

   Другим видом двусторонних (хотя есть редкие примеры и многосторонних) соглашений экономического характера являются соглашения об избежании двойного налогообложения. Появление их совпадает по времени с широкой практикой трансграничной деловой активности, когда юридическое или физическое лицо проживает в одной стране, а доходы от своей деловой активности получает в другой стране, имеет в другой стране недвижимость. Смысл соответствующих соглашений заключается в определении страны (обычно - постоянное местопребывание регистрация лица, местонахождение имущества), где должен уплачиваться налог.

   Специфической договорной формой являются и заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне межгосударственные Общие условия поставок, например: Общие условия поставок товаров между организациями стран-членов СЭВ 1968/1988 гг. (ОУП СЭВ 1968/1988 гг.); Соглашение 1992 г. об Общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств; Протокол 1990 г. об Общих условиях поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР и приложенные к Протоколу "Общие условия" и т.д.

   Таким образом, перечисленные выше виды как многосторонних, так и двусторонних договоров не исчерпывают всех возможных разновидностей и смешанных форм международных договоров в сфере торгово-экономического сотрудничества, тем более в наше время непрерывного усложнения, диверсификации и возникновения все новых способов осуществления этого сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Богуславский, М.М. Международное экономическое право / М.М. Богуславский – Москва: «Международные отношения». – 1986. – 304 с.
  2. Вельяминов, Г. М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): учебник / Г.М. Вельяминов – Москва: Волтерс Клувер. – 2004. – 753 с.
  3. Вельяминов, Г.М. Основы международного экономического права: учебное пособие / Г.М. Вельяминов – Москва: Б.И. – 1994. – 108 с.
  4. Колосов, Ю.М. Международное право: учебник // Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов – Москва: Международные отношения. – 1998. – 624 с.
  5. Лукашук, И.И. Современное право международных договоров: учебно-практическое пособие / И.И. Лукашук – Москва: Волтерс Клувер. – 2004. – 250 с.
  6. Чепурнова, Н.М. Международное право: учебно-методический комплекс / Н.М. Чепурнова – Москва: ЕАОИ. – 2008. – 295 с.
  7. Шумилов, В.М. Международное  публичное экономическое право: учебное пособие / В.М. Шумилов – Москва: НИМП. – 2001. – 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 


Информация о работе Венская конвенция о праве международных договоров