Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:47, контрольная работа
Термин "конституция" был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин "конституция" приобрел в ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.
Введение…………………………………………………………….…………3
Глава 1 Конституционное регулирование общественных отношений
Общество как жизнеспособная организация единых основ экономической системы……………..……5
Влияние Конституции на экономическую систему общества…..7
Экономические отношения в системе отношений, регулируемые конституционным правом………………………………………………………12
Глава 2 Экономические основы конституционного строя зарубежных стран
2.1 Конституционное регулирование экономической системы жизнедеятельности общества зарубежных стран…………………………16
2.2 Формы собственности регулируемые конституционными нормами зарубежных стран………………………………………………………………..21
Глава 3 Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
3.1 Конституционное регулирование экономической системы жизнедеятельности общества Российской Федерации………………………..25
3.2 Формы собственности регулируемые конституционными нормами Российской Федерации……………………………………………….28
Глава 4 Труд как экономический аспект уровня доходов и жизни общества
4.1 Воздействия конституционно-правовых норм на трудовые отношения в обществе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………34
Несомненно, любая политическая власть не может существовать без социальной поддержки. Такая поддержка должна быть основана на признании ее авторитета и доверии к ней. Ценности, исповедуемые государственной властью, должны быть близки и понятны населению страны (во всяком случае, политически активной его части). Даже при отсутствии официально установленной идеологии государственным деятелям приходится объяснять смысл своих действий, давать комментарии по поводу событий, происходящих внутри страны и за ее пределами, объяснять целесообразность создания тех или иных правовых норм. Таким образом, в любом политически стабильном государстве возникает система представлений о том, какие политические действия правильны, а какие неправильны, как следует поступать и как не следует, то есть осуществляется определенная идеологическая деятельность, даже в том случае, если государство пропагандирует полный отказ от идеологии.
Такие идеологические представления
могут быть несистематизированными,
противоречивыми и
------------------------------
<3> Хабибулин А.Г., Рахимов
Р.А. Государственная
Любая деятельность, как указывают психологи, начинается с постановки цели. По мнению теоретиков менеджмента, любой процесс управления также начинается с целеполагания и определения миссии организации. В связи с этим можно утверждать, что и процесс государственного управления должен основываться на определенных целях. Такие цели и закладываются идеологией. Следовательно, полный отказ от идеологии в принципе даже и невозможен, как невозможна эффективная деятельность без выработки определенной цели.
Представляется, что и запрет на государственную идеологию, установленный ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, логически не дополняется другими правовыми нормами, включая также и конституционные нормы.
Так, уже ст. 18 представляет собой четкую идеологическую установку (естественно-правовая либеральная концепция) и определяет соотношение государственной идеологии с правом и политикой: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".
Указанное противоречие между ст. 13 и ст. 18 Конституции РФ является показательным в плане иллюстрирования двоякого отношения современного Российского государства к проблеме идеологии. С одной стороны, "назвать вещи своими именами" и определить, что в России есть государственная идеология, - значит отойти от традиции острой критики марксистского учения, в рамках которого особенно тщательно разрабатывалось учение об идеологии. С другой стороны, в Конституции, других нормативных источниках, правоприменительных актах и актах толкования права очевидно наличие идеологических установок, пропагандируемых государством.
Одновременно с запретом
на государственную идеологию ст.
13 Конституции России устанавливает
принцип идеологического и
Следовательно, на уровне
законодательной власти наличие
идеологии - это необходимое условие
существования и
------------------------------
<4> Гаджиев К.С. Политология. М., 2000. С. 382.
Однако, как подчеркивают некоторые исследователи, деидеологизация общественной жизни приводит к кризису общенациональных ценностей, что, в свою очередь, порождает слабую способность государства и общества противостоять сильным идеологическим постулатам, например, исламских фундаменталистов, французских социалистов или фашистов <5>.
------------------------------
<5> См. об этом: Стецовский Ю.И. Фашизм в современной Европе // Адвокат. 2008. N 1.
Идеология, установленная в государстве, обеспечивает преемственность власти, определяя способы ее легитимации, а также влияет на содержание функций государства. Следовательно, можно утверждать, что четко сформулированная идеология, понимаемая и признаваемая населением, способствует большей стабильности в государстве и в обществе. Таким образом, идеология выступает фактором государственного строительства.
Наличие четко сформулированной на научной основе государственной идеологии необходимо для обеспечения стабильности правовой системы, единообразной логики правотворчества, правоприменения и толкования права. Если идеология в государстве неявная и постоянно меняющаяся, то и в праве появляются внутренние противоречия, нелогичность, а также снижается уровень уважения права обществом, развивается правовой нигилизм и пр.
В качестве примера можно
привести удаление из списка видов
уголовных наказаний
------------------------------
<6> О внесении изменений
и дополнений в Уголовный
<7> О внесении изменений
и дополнений в Уголовный
Резюмируя изложенное, можно сделать ряд выводов. Во-первых, конституционный запрет на государственную идеологию появился в определенных уникальных исторических условиях и в целом не поддерживается другими правовыми нормами. Во-вторых, образование идеологии в государстве представляет собой объективный процесс, а отказ от государственной идеологии не только нецелесообразен, но и невозможен в принципе. В-третьих, государство должно уделять определенное внимание идеологической деятельности, так как несистематизированные и разрозненные идеологические установки могут привести к противоречиям в правотворчестве и правоприменении, а также в политике в целом.
Список литературы
Информация о работе Сущность конституции и ее модели. Конституция и идеология