Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:47, контрольная работа
Термин "конституция" был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин "конституция" приобрел в ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.
Введение…………………………………………………………….…………3
Глава 1 Конституционное регулирование общественных отношений
Общество как жизнеспособная организация единых основ экономической системы……………..……5
Влияние Конституции на экономическую систему общества…..7
Экономические отношения в системе отношений, регулируемые конституционным правом………………………………………………………12
Глава 2 Экономические основы конституционного строя зарубежных стран
2.1 Конституционное регулирование экономической системы жизнедеятельности общества зарубежных стран…………………………16
2.2 Формы собственности регулируемые конституционными нормами зарубежных стран………………………………………………………………..21
Глава 3 Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
3.1 Конституционное регулирование экономической системы жизнедеятельности общества Российской Федерации………………………..25
3.2 Формы собственности регулируемые конституционными нормами Российской Федерации……………………………………………….28
Глава 4 Труд как экономический аспект уровня доходов и жизни общества
4.1 Воздействия конституционно-правовых норм на трудовые отношения в обществе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………34
Федерализация "сверху вниз" и российская
конституционная модель
Для адекватного восприятия модели федеративных отношений, зафиксированной в ныне действующей Конституции РФ, необходимо учитывать политические и исторические условия, в которых она зарождалась в 1990 - 1993 гг. Во-первых, в тот период Россия находилась во власти тех же дезинтеграционных тенденций, что и СССР <4>. Во-вторых, ситуацию осложняли объективные факторы, говоря о которых западные наблюдатели отмечали, что "никакая конституция, даже самая замечательная, не решит проблемы, порожденные необъятными размерами России и сложным демографическим составом ее населения" <5>. В такой ситуации создание Федерации оказалось единственным разумным вариантом спасения государства, причем федерализация происходила именно "сверху вниз", выступая в качестве силы, позволившей "загнать джинна суверенизации обратно в бутылку" <6>.
------------------------------
<4> События 1989 - 1990 гг. и принятие Съездом народных депутатов СССР и союзным Верховным Советом Законов СССР от 10 апреля 1990 г. "Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик" и от 26 апреля 1990 г. "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" привели в действие механизм суверенизации, в том числе и субъектов РСФСР.
<5> Уокер Э. Указ. соч. С. 14. Россия - государство площадью более 17 млн. кв. км, занимающее 8-е место в мире по численности населения - около 145 млн. человек, в котором проживают более 180 народов и гораздо больше этнических групп, многие этносы имеют территориальную локализацию, что всегда создает сложности. Население исповедует православие, ислам, иудаизм, буддизм, язычество и др. Добавив к этому неравномерное распределение населения по территории и колоссальные, но тоже неравномерно распределенные природные ресурсы, мы получим общее представление об объективных условиях.
<6> Хан Г. Реформирование
российского федерализма:
"Сторонники образования
РФ "снизу" отрицают
------------------------------
<7> Глигич-Золотарева
М.В. Правовые основы
<8> См.: Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 г. N П-РЗ-I // Вестник Конституционного Суда. 1993. N 1.
Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., стал знаковым документом, предопределившим конституционную модель Российской Федерации. Идея его разработки впервые была озвучена 17 июля 1990 г. <9>. Работа велась интенсивно, но согласие по проекту рождалось трудно <10>. Из нескольких проектов <11> основой Договора стало Соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий... <12>, разработанное объединенной рабочей группой при непосредственном участии экспертов Конституционной комиссии. 15 апреля 1992 г. содержательная часть Федеративного договора была инкорпорирована в Конституцию РСФСР 1978 г. То есть еще до принятия самой Конституции 1993 г. разработанная для нее модель федеративных отношений получила практическое воплощение.
------------------------------
<9> См.: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июля 1990 г. "О Федеративном договоре" // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 8. Ст. 112.
<10> Румянцев О.Г.
К истории создания
<11> Проекты Р.Г.
Абдулатипова и Л.Ф.
<12> Постановление
Президиума Верховного Совета
Российской Федерации от 20 января
1992 г. N 2217-1 "О проекте Соглашения
о разграничении предметов
Безусловно, это был "компромисс, который позволил удержать Российскую Федерацию от более серьезных деформаций" <13>. Но ситуация во многом оставалась напряженной. Принципиальный спор о соотношении Конституции и Федеративного договора продолжался вплоть до 12 декабря 1993 г., когда Заключительными и переходными положениями новой Конституции было установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции. Заметим, что решать проблему последующего приведения обязывающих норм Договора к конституционному знаменателю во многом пришлось Конституционному Суду РФ <14>.
------------------------------
<13> Румянцев О.Г. Указ. соч. С. 40.
<14> См., например: Постановления Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г.; 11 мая, 19 мая, 10 и 30 сентября 1993 г.; 12 апреля и 30 ноября 1995 г.; 18 января, 1 февраля, 30 апреля, 21 июня и 24 декабря 1996 г.; 24 января, 4 марта, 30 апреля, 24 июня, 14 июля и 10 декабря 1997 г.; 9 января, 27 апреля, 29 мая и 17 июля 1998 г.; 7 июня 2000 г.; 16 ноября 2004 г.; 1 февраля и 21 декабря 2005 г.; см. также: Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями. М., 2007. С. 219 - 250.
Конституция 1993 г. фактически установила, что Россия - это конституционная симметричная Федерация, состоящая из 83 <15> юридически равноправных субъектов, образованная по общегражданскому территориальному принципу, но со значительной этнической составляющей. Распределение полномочий осуществляется путем установления предметов ведения Федерации, сферы совместного ведения и остаточной компетенции субъектов <16>. В основе лежат запреты выхода из состава Федерации; одностороннего изменения статуса субъекта; запрет преобразования административных границ в государственные; недемократических форм правления в субъектах; нарушения верховенства федеральной Конституции и законов <17>. Но конституционная модель - это "не некая готовая схема, переданная "пользователям" (Федерации и ее субъектам), а саморегулирующийся механизм, функционирующий в меняющихся условиях" <18>. И с течением времени происходили осмысление, адаптация, реализация и корректировка положений Конституции.
------------------------------
<15> Изначально было 89.
<16> Некоторые эксперты характеризуют эту модель как двухзвенную. См., например: Глигич-Золотарева М.В. Указ. соч. С. 220 - 221.
<17> Уокер Э. Указ. соч. С. 17.
<18> Варламова Н.
Конституционная модель
Метаморфозы российского федерализма: практический аспект
В нашей стране изменения происходят стремительно, при этом их неотъемлемой чертой является склонность к крайним вариантам. Отношения "центр - регионы" не стали исключением. За 15 лет конституционного развития новой России с федерализмом произошли довольно серьезные метаморфозы. Как представляется, можно выделить четыре этапа этой трансформации: федерализм стихийный (1993 - 1995); федерализм направляемый (1996 - 1999); федерализм управляемый (2000 - 2003); федерализм административный (2004 - 2008).
Первый этап (1993 - 1995 гг.) мы условно охарактеризовали как федерализм стихийный. Стихийность выражалась прежде всего в том, что "с 1993 года развитие федеративных отношений в основном зависело от сиюминутных политических интересов Президента" <19>. При этом центр не вполне управлял происходившими процессами, поскольку продолжался так называемый парад суверенитетов. На этом фоне происходило принятие региональных конституций, уставов и законодательства, не учитывавших положений федеральной Конституции и законов. Региональные выборы, состоявшиеся в конце 1993 - начале 1994 г., также ярко иллюстрируют стихийность складывавшихся федеративных отношений, так как они продемонстрировали различное понимание региональными властями того, как должны выглядеть и избираться те или иные органы или должностные лица, и стремление к ограничению избирательных прав граждан <20>. Говоря о данном этапе, необходимо согласиться, что "попытка установить федеральную систему в условиях слабости гражданского общества и этнической мобилизации (проводимой элитами, если и не самими общественными движениями) приводит к политике этнической дифференциации" <21>.
------------------------------
<19> Саква Р. Российский
регионализм, выработка
<20> См., например: Постников
А. Законодательство и
<21> Саква Р. Указ. соч. С. 99.
Второй этап, федерализм направляемый, начавшийся приблизительно в 1996 г. и продолжавшийся до 1999 г., характеризуется обретением по-прежнему слабым федеральным центром некоторого контроля над ситуацией, но преимущественно за счет уступок требованиям региональных властей и перераспределения полномочий в пользу регионов в результате заключения договоров <22>. Западные эксперты особо подчеркивали тот факт, что "переговоры по двусторонним договорам и соглашениям проходили между первыми лицами в федеральном и региональных правительствах... Москва нарушала свою собственную, едва вставшую на ноги Конституцию, при этом она не вовлекала в этот процесс ни законодательные органы, ни суды и не проводила референдумов" <23>.
------------------------------
<22> См., например: договоры
о разграничении предметов
<23> Хан Г. Указ. соч. С. 10.
В этот период становится
очевидным, что по меньшей мере 50
конституций и уставов
------------------------------
<24> См.: Федеральный
закон от 5 декабря 1995 г. N 192-ФЗ "О
порядке формирования Совета
Федерации Федерального
<25> Саква Р. Российский
регионализм, выработка
С 2000 г. федеральный центр перестает действовать по ситуации и переходит к решительным шагам в направлении федерализма управляемого. Начинается так называемая федеративная революция В.В. Путина, в рамках которой в период с 2000 по 2003 г. были предприняты такие основные меры, как: создание федеральных округов и института полномочных представителей Президента в них <26>; изменение порядка формирования Совета Федерации <27>; курс на отказ от договоров между федеральным центром и субъектами <28>; приведение конституций и законодательства субъектов в полное соответствие с федеральной Конституцией и законами.
------------------------------
<26> См.: Указ Президента
РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном
представителе Президента
<27> См.: Федеральный
закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О
порядке формирования Совета
Федерации Федерального
<28> См., например: договоры
о прекращении действия
Характеризуя этот этап,
российские эксперты отмечали, что "в
федеральном законодательстве четко
просматриваются унитаристские
подходы, отказ от общепринятой трактовки
федерализма как признания
Информация о работе Сущность конституции и ее модели. Конституция и идеология