Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:47, контрольная работа
Термин "конституция" был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин "конституция" приобрел в ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.
Введение…………………………………………………………….…………3
Глава 1 Конституционное регулирование общественных отношений
Общество как жизнеспособная организация единых основ экономической системы……………..……5
Влияние Конституции на экономическую систему общества…..7
Экономические отношения в системе отношений, регулируемые конституционным правом………………………………………………………12
Глава 2 Экономические основы конституционного строя зарубежных стран
2.1 Конституционное регулирование экономической системы жизнедеятельности общества зарубежных стран…………………………16
2.2 Формы собственности регулируемые конституционными нормами зарубежных стран………………………………………………………………..21
Глава 3 Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
3.1 Конституционное регулирование экономической системы жизнедеятельности общества Российской Федерации………………………..25
3.2 Формы собственности регулируемые конституционными нормами Российской Федерации……………………………………………….28
Глава 4 Труд как экономический аспект уровня доходов и жизни общества
4.1 Воздействия конституционно-правовых норм на трудовые отношения в обществе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………34
------------------------------
<29> Васильева Т. Разрешение правовых коллизий между Федерацией и субъектами Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. N 1(38). С. 115.
<30> Иванов В. Путин
и регионы. Централизация
В 2004 г. фактически начался
постепенный переход к
------------------------------
<31> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // План Президента Путина. Руководство для будущих президентов России. Сборник / Сост. Г.О. Павловский. М., 2007. С. 134.
<32> См. более подробно об этом: Станских С., Фогельклу А. Проблемы реформирования федеративных отношений в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 11. С. 3 - 6.
<33> См.: Федеральный
закон от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральн
<34> См.: Указ Президента
РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе
и структуре федеральных
<35> См.: Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" // СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1110 и последующие.
<36> См., например: Федеральный
закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в
<37> Саква Р. Российский федерализм на перепутье // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 1(50). С. 182.
Если исходить из того, что показателем федерализации государства должен быть достигнутый уровень децентрализации, дела у нас идут плохо. "Разграничение полномочий в федеративной системе подменяется административным делегированием "сверху вниз". В результате федеративные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами заменяются административными отношениями между федеральными и региональными органами государственной власти по выполнению делегированных федеральных полномочий" <38>. В нынешней политической ситуации в России никакие конституционные механизмы не могут гарантировать разумного использования дискреционных полномочий исполнительной власти <39>. "Демония административной власти" <40> начинает проявляться в конституционно-правовой действительности. И в этой ситуации совершенно закономерно встает вопрос о возможности скорректировать происходящие изменения...
------------------------------
<38> Черепанов В.
Разграничивать или
<39> Уокер Э. Указ. соч. С. 18.
<40> Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 1996. С. 69 - 73.
Преобразования "снизу вверх": российская перспектива
То, с чем мы имеем дело по прошествии 15 лет, - это трансформация Федерации de facto при соблюдении положений Конституции de jure. Конечно, "исключительная гибкость конституционной модели федеративных отношений призвана обеспечить взаимную адаптацию социально-политической действительности и конституционных предписаний по мере их приближения друг к другу" <41>, и развитие на основе этих конституционных норм могло осуществляться в различных направлениях. Но происходившие в указанные периоды изменения далеко не всегда можно расценивать как приближение, и то, что мы видим сегодня, по всей видимости, один из возможных, но не самых удачных вариантов.
------------------------------
<41> Варламова Н. Указ. соч. С. 120.
Однако парадоксальным является то, что российские регионы и их население просто ожидают от федерального центра изменения проводимой политики и шагов по исправлению сложившейся ситуации "сверху вниз", не рассматривая всерьез возможность постепенного проведения конституционных преобразований "снизу вверх". Между тем тенденция к такого рода "восходящим" изменениям обозначилась по всему миру с учетом того, что любую федерацию с точки зрения ее конституционного построения должно характеризовать то, что "образующие государство политические единицы представлены на федеральном уровне и им гарантировано право участия в принятии решений на этом уровне" <42>.
------------------------------
<42> См.: Benz A. Themen, Probleme und Perspektiven der vergleichenden Foderalismusforschung // Politische Vierteljahresschrift. Sonderheft 32/2001. S. 9 - 50.
На данном этапе в России формально субъектам РФ действительно гарантировано право участия в принятии решений на федеральном уровне, при этом при внимательном анализе можно выявить свыше 20 различных законодательно зафиксированных форм такого участия, позволяющих при грамотном подходе в той или иной степени влиять на решения центральной власти <43>. Но инициирование и трансляция прогрессивных конституционных преобразований "снизу вверх" сегодня практически не имеют места, и, как представляется, этого не происходит по двум причинам. Во-первых, особенности организации и осуществления государственного управления в России на сегодняшний день с трудом совместимы с федеральной демократией. Во-вторых, налицо низкий уровень федеративной культуры, консолидации общественных и политических сил в самих субъектах и отсутствие активной позиции.
------------------------------
<43> Например: право
законодательной инициативы на
федеральном уровне; право внесения
предложений о поправках и
пересмотре федеральной
Говоря о первой причине, следует обратить внимание, что "даже конституционные гарантии могут служить разрушающим фактором. Показательный пример - Германия, которую можно назвать "замаскировавшимся унитарным государством", и Соединенные Штаты, развитие которых идет по пути от двухуровневой к основанной на принуждении и "послушной Вашингтону" Федерации" <44>. У российских регионов, несмотря ни на что, в арсенале остается достаточно инструментов для влияния на федеральном уровне. Вопрос лишь в том, насколько продуманно и активно они пользуются ими. Так, например, говоря о проблеме сужения сферы исключительных полномочий субъектов, один из западных экспертов отмечает, что "практически не было попыток отстаивания этих полномочий в Конституционном Суде. Исчезнувшее может быть найдено, только если его искать" <45>.
------------------------------
<44> Берджесс М., Грэсс Ф. Указ. соч. С. 103.
<45> Бланкенагель А.
В поисках исчезнувших
Это подводит нас ко второй причине. Неоднородность и существующие различия в российском обществе обусловливают федерализм, но без их осознания и грамотного, активного, а главное, консолидированного продвижения региональными политическими элитами не ведут к эволюционному развитию Федерации и не спасают федерализм от трансформации.
Спасение российского федерализма - вопрос не только изменения вектора преобразований, проводимых центром "сверху вниз", но и мобилизации регионов для проведения преобразований "снизу вверх". Сегодня в России по многим признакам лишь объективно существующая и неустранимая неоднородность и разнообразие служат спасением от трансформации федерализма реального в административный. Фундаментальная проблема - найти способ примирения этатизма и федерализма <46>. К сожалению, "наш федеративный опыт мал, а многовековые политические традиции и привычки далеки от федерализма" <47>. Но строительство Федерации на основе каркаса, заложенного Конституцией 1993 г., продолжается, и именно от регионов и их населения зависит, что это будет: изящный дворец, в котором современные достижения гармонично соединились с историческим опытом, а самобытные элементы не разрушают, а дополняют общий стиль, или же геометрически правильный монолит из стекла и бетона, где каждое следующее помещение похоже на предыдущее, а четкая система коридоров и лифтов позволяет без труда перемещаться в любом направлении...
------------------------------
<46> Саква Р. Российский федерализм на перепутье // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 1(50). С. 181.
<47> Афанасьев М.
Проблемы российского
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ И ЗАПРЕТ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ (ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ) ИДЕОЛОГИЮ
В НОРМАХ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.С. КУНИЧКИНА
Куничкина Н.С., аспирантка юридического факультета Челябинского государственного университета.
Прошло почти два десятилетия с того момента, как Россия отказалась от марксистско-ленинского учения в качестве единственной официальной государственной идеологии. Стремление к деидеологизации общественной и государственной жизни, начавшееся с отмены в результате реформы 14 марта 1990 г. конституционного положения о руководящей и направляющей роли КПСС (ст. 6 Конституции СССР 1977 г.), было обусловлено теми политическими и экономическими кризисными явлениями, к которым привела политика СССР, основанная на следовании постулатам марксистской идеологии.
Кризис марксистской идеи в России в целом совпал с деидеологизаторской тенденцией, проявлявшейся тогда в гуманитарных научных исследованиях как отечественных, так и зарубежных специалистов.
Концепция деидеологизации появилась во времена торжества позитивизма. Рассматривая идеологию как некую форму ложного сознания, сторонники концепции деидеологизации утверждали, что идеология не выдержит соперничества с наукой. Растущий авторитет науки породит в людях сомнение в тезисах какой бы то ни было идеологической системы, и в разработке таковой просто не будет нужды.
Так, например, Р. Арон утверждал,
что концепция деидеологизации
дает возможность построить
------------------------------
<1> Цит. по: Новейший философский словарь: 3-е изд., испр. / Глав. ред. А.А. Грицанов. М.: Книжный дом, 2003. С. 60.
На сходных с Р. Ароном
позициях находится и Д. Белл - представитель
сциентистско-
------------------------------
<2> Bell D. The end of ideology. Glencoe, 1988.
В целом все сторонники
концепции деидеологизации
Под идеологией государства
традиционно понимается относительно
систематизированная
Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась не только от марксистско-ленинских идеалов, но и от государственной идеологии вообще, тем самым юридически закрепив курс на деидеологизацию общественной и государственной жизни. Статья 13 Конституции России (ч. 1, 2) гласит: "1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
Однако простой юридический запрет на государственную идеологию сам по себе не может обеспечить реальную деидеологизацию общественной и государственной жизни, потому что идеология является необходимым атрибутом каждого государства.
Информация о работе Сущность конституции и ее модели. Конституция и идеология