Семейное право и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной работы - технологии государственной поддержки молодой семьи.
Цель работы - проанализировать существующие виды государственной поддержки молодых семей, а конкретно ее программный аспект (целевые программы государственной социальной поддержки молодой семьи).

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
Глава 1. Молодая семья как объект государственной социальной политики...................................................................................................................6
Типы и категории семей. Понятие «молодая семья»...........................6
1.2 Социально- экономические проблемы молодой семьи.....................12
1.3 Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми...............................................................15
Глава 2. Анализ государственных целевых программ поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.1 Основные принципы государственной социальной поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.2 Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи..............................................................29
Заключение..................................................................................................53
Список использованной литературы................................................................58

Файлы: 1 файл

Правоведение 1.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

5. Привлечение средств  организаций и предприятий для  решения жилищных проблем молодежи. Данный способ привлечения средств  предприятий и организаций может  быть использован динамично развивающимися предприятиями при условии заинтересованности руководства в закреплении на производстве молодых перспективных кадров. Условия и порядок предоставления средств предприятий молодым семьям определяется руководством самостоятельно, как правило, на контрактной основе.

В мае 2005 года на сессии городского Совета г. Красноярска была рассмотрена  городская целевая программа  «Молодой красноярской семье – доступное  жилье». Программа рассчитана на срок до 2010 года. Главной целью программы  является развитие ипотечно - кредитной формы приобретения жилья. Участие городского бюджета позволит снизить общий процент по жилищному кредиту с 15-18 % до 8-10 % со сроками кредитования от 7 до 25 лет. Причем схема кредитования предполагает внесение будущими собственниками жилья 20 % его стоимости; 30 % составляет беспроцентный кредит из средств бюджета города, 50 % – кредит коммерческого банка.

Анализ целевых программ, как региональных, так и муниципальных, показывает, что их концептуальная идея состоит в стимулировании рождаемости путем улучшения жилищных условий молодых семей. Однако сама эта исходная посылка представляется достаточно спорной. Кроме того, постановка молодых семей в исключительное, по сравнению с другими категориями нуждающихся, положение в плане обеспечения жильем нарушает принцип социальной справедливости. Нельзя не заметить также, что ипотечными кредитами для молодых семей может воспользоваться очень узкий круг граждан, поскольку для получения кредита в г. Красноярске необходимо представить справку о заработной плате около 14 тысяч рублей в месяц.

Можно согласиться с Т.А. Федотовской, которая считает, что «…нынешние программы жилья для молодежи имеют скорее пропагандистское значение, чем демографический эффект. Рождение нескольких тысяч детей в молодых семьях – счастливых обладателях нового жилья, на фоне нескольких сотен тысяч отложенных из-за отсутствия жилья рождений, статистически неуловимо в показателях рождаемости. Конечно, это замечательно – помочь решить жилищную проблему хотя бы тысяче семей в каждом регионе. Но ведь рядом останутся многие тысячи других семей, для помощи которым нет финансовых возможностей. Налицо явная дискриминация остальных семей. Жилищную проблему более справедливо решать в общем контексте реформирования социальной сферы, развития ипотеки, совершенствования распределительных отношений в парадигме социального государства» [38].

Исследования показали, что улучшение материальных условий  не приводит к существенному увеличению числа детей в семье, а как  экономический фактор играет незначительную роль (в странах Запада, где у большинства семей, казалось бы, хорошие материальные условия, позволяющие иметь много детей, так же, как и в нашей стране, распространен идеал «однодетности»). Решение проблемы следует искать именно на ценностном поле – добиться повышения рождаемости можно, только изменив ценностные установки и ориентации людей [9]. Вполне справедливым представляется по этой причине утверждение, что «…из социологических исследований по данной проблематике следует, что в число факторов, влияющих на решение создать семью и завести детей, не входят те формы государственной поддержки молодых семей, которые существуют на сегодняшний день» [7].

Вывод, который можно  сделать по результатам анализа  региональных и муниципальных целевых  программ, вполне соответствует приведенному выше утверждению. Ожидание значительного демографического эффекта от реализуемых на основании этих программ мероприятий вряд ли может быть обоснованным прежде всего с точки зрения количественных показателей рождаемости. Однако не менее, а даже более важными следует признать качественные изменения, которые обязательно найдут свое отражение в положении молодых семей. Речь идет о ранней профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, о позитивных изменениях показателей здоровья молодежи, в том числе и здоровья репродуктивного, а главное – о постепенном изменении ценностных установок молодежи, восстановлении в общественном сознании ценностей семьи и детей. А это, в свою очередь, означает необходимость привлечения к решению проблем молодых семей широкого круга социальных, профессиональных и конфессиональных организаций и групп, обеспечения координации и взаимодействия их с государственными структурами, ответственными за реализацию социальной политики в России.

 

Заключение

семья поддержка

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится  под влиянием общества, и с точки  зрения перспектив его развития, его  обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Молодые семьи – это  динамичная и легко реагирующая  на различные социально-экономические  изменения часть общества. Состояние  данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада.

Обозначая основные проблемы молодой семьи, необходимо отметить, что стартовые возможности, условия  и альтернативы молодых семей  в решении своих проблем во многом определяют состояние и развитие различных сфер жизнедеятельности общества через один-два десятилетия. Это доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения, и демонстрирует актуальность ее проблем и возможных способов их решения.

Для того чтобы семья  нормально функционировала, она  должна иметь возможность удовлетворять  все свои основные потребности. Молодые  люди, вступая в брак и устанавливая правила семейной жизни, обязательно  должны задуматься о важнейших вещах: где жить, на что жить, кто возьмет на себя обязанность обеспечивать семью материально, или супруги поделят эту обязанность хотя бы на какое-то время. Молодая семья сталкивается с большими жилищными трудностями. Оказание помощи в решении жилищной проблемы молодым семьям – вопрос сложный не только в материально-экономическом, но и в социально-психологическом, и в этическом аспектах. Действующие жилищные программы, в том числе предусматривающие развитие ипотечного кредитования, оказываются несостоятельными, поскольку даже в случае их успешной реализации позволят улучшить свои жилищные условия лишь крайне незначительной части молодых семей, да и то тех, которые проживают, как правило, в региональных центрах.

Существующие формы  и идеи организации финансовой поддержки  молодых семей в решении их жилищных проблем нередко нарушают важнейший принцип социальной справедливости. Во-первых, государственная целевая жилищная программа, являясь нормативным актом, должна обеспечивать в равной степени реализацию права на улучшение жилищных условий всем лицам, относящимся к категории населения, на поддержку которой она рассчитана. Во-вторых, никакими соображениями целесообразности невозможно объяснить, почему молодым семьям следует предоставить возможность улучшить жилищные условия за счет целевым образом выделяемых бюджетных средств, а семьи, не относящиеся к этой категории, в том числе семьи с детьми, семьи ветеранов, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, такой возможности лишены.

Таким образом, специальные  целевые программы государственной помощи молодым семьям в строительстве и приобретении жилья должны создаваться на основе новых концептуальных подходов, с учетом принципа социальной справедливости.

Преимущество молодых  состоит уже в том, что они  здоровы, мобильны и адаптированы к  современным экономическим реалиям. В связи с этим было бы правильным обеспечить возможность получения долгосрочных кредитов на приобретение или строительство жилья молодыми семьями, как это практикуется за рубежом. Однако решение этой задачи тормозится из-за крайне низкой заработной платы молодых специалистов и работников, лишающей их возможности участвовать в программах ипотечного кредитования. Одним из перспективных направлений в решении данной проблемы может стать организация содействия работодателей решению жилищных проблем молодых специалистов, имеющих семью, путем предоставления беспроцентных или низкопроцентных ссуд.

Исследование проблем  молодых семей позволило установить, что имеются серьезные недостатки в области реализации трудовых прав молодых специалистов. Требование обязательного наличия трудового стажа по специальности у вчерашнего студента – еще не самое большое препятствие при поиске работы. Это требование, с одной стороны, отражает невысокую оценку работодателями уровня профессиональной подготовки, которую дают учебные заведения. С другой стороны, оно свидетельствует о непонимании того простого факта, что студент, совмещающий учебу с приобретением профессионального опыта в ущерб учебному процессу, вряд ли будет иметь полноценные знания, хотя, возможно, приобретет некоторые полезные навыки и умения за счет практики.

Трудные жизненные ситуации, в которых оказываются молодые  семьи, зачастую оказываются связанными с материальными проблемами. А  те, в свою очередь, обусловлены невозможностью трудоустроиться, задержкой выплаты заработной платы, уклонением работодателя от заключения трудового договора, иными формами ущемления прав молодых работников. Это обуславливает необходимость разработки эффективных механизмов защиты трудовых прав и контроля за их соблюдением, а также создания системы информирования молодежи о своих правах в области трудового законодательства.

В настоящее время  достаточно слабо развита сфера  социального обслуживания молодых  семей. Необходимо законодательное  закрепление адресного социального обслуживания молодых семей как отдельной категории системы социальной поддержки, и выделение соответствующего направления деятельности в органах и учреждениях социального обслуживания.

Все перечисленные выше проблемы организации и осуществления  социальной поддержки молодых семей, несомненно, весьма актуальны. Однако центральное место должны занимать проблемы ценностно-мотивационного характера, для решения которых необходимо изменение сознания молодых людей. Решение такого рода проблем предполагает всемерную пропаганду крепкой социально здоровой семьи, наличие действенной системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни, формирование культуры межполовых и сексуальных отношений у молодежи. Особое внимание следует уделить организации эффективных форм полового и сексуального воспитания, и не только в общеобразовательных учреждениях, но и через иные формы воспитательной и просветительской работы Комплексность подхода, использование современных методов работы с молодежью будет способствовать формированию у молодых людей установки на создание и сохранение семьи.

Проблема организации  социальной поддержки молодых семей, как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость  рассмотрения молодой семьи как  особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями. Невозможность удовлетворения этих потребностей нарушает процесс нормального функционирования семьи. Нарушение процессов функционирования ведет, в конечном счете к неблагополучию в семье любого типа (семье пожилых супругов, неполной семье и т.д.). Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия, как для самой этой семьи, так и для государства и общества. Последнее достаточно очевидно, поскольку социально-экономическое положение молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций – репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в стране.

Социально-демографическая  политика государства, должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Готовность к рождению второго, а тем более третьего ребенка в семье зависит от того, насколько велики были те трудности, с которыми молодая семья столкнулась после рождения первенца.

Анализ законодательства в области государственной поддержки  семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

  1. прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей;
  2. натуральные выдачи семьям, имеющим детей;
  3. различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, и др.);
  4. социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Осуществление государственными органами и учреждениями своей деятельности по реализации семейной политики в России было обеспечено теми принципами, которые в силу своей значимости получили законодательное закрепление в Указе Президента РФ от 14.05.1996 № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики».

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдеев А.А. Планирование семьи: теория и практика / А.А. Авдеев // Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. - М., 1990. -112 с.
  2. Азисов Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов. - Саранск, 2002. -34 с.
  3. Босанац М. Внебрачная семья./М.Босанац.- М.: Прогресс, 1981 -12 с.
  4. Галагузова М.А. Социальная педагогика./Галагузова М.А. - М.: Владос, 2000.-152с.
  5. Гартман Н. Забота о семье - забота общая /Н. Гартман.// Социальное обеспечение.-2005.-№16.-С.18-19.
  6. Гартман Н. Забота о семье - забота общая /Н. Гартман.// Социальное обеспечение. - 2006.-№1.-С.8-9.
  7. Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе/ Долгорукова И.В. - Государственная семейная политика. М.: Изд-во МГСУ, 2004. - 56 с.
  8. Долбик - Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А. Долбик - Воробей // Социологические исследования. – 2003. – № 11.- С. 18-23.
  9. Емельянова Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе/ Государственная семейная политика. М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 56 с.
  10. Журавлева И.В. Репродуктивное поведение подростков и проблемы полового просвещения / И.В. Журавлева // Социс. – 2004. № 7.С.14-18.
  11. Заговорская И.А. Курс семейного права / И.А. Заговорская. – Одесса, 1992. – 312 с.
  12. Захаров С.В. Рождаемость и брачность в России / С.В. Захаров, Е.И. Иванова // Социологические исследования. – 1997. – № 7- С. 24-28.
  13. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: Волтерс Клувер.- 2004. - 58 с.

Информация о работе Семейное право и его особенности