Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа
Предмет данной работы - технологии государственной поддержки молодой семьи.
Цель работы - проанализировать существующие виды государственной поддержки молодых семей, а конкретно ее программный аспект (целевые программы государственной социальной поддержки молодой семьи).
Введение.........................................................................................................2
Глава 1. Молодая семья как объект государственной социальной политики...................................................................................................................6
Типы и категории семей. Понятие «молодая семья»...........................6
1.2 Социально- экономические проблемы молодой семьи.....................12
1.3 Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми...............................................................15
Глава 2. Анализ государственных целевых программ поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.1 Основные принципы государственной социальной поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.2 Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи..............................................................29
Заключение..................................................................................................53
Список использованной литературы................................................................58
1. Прямая государственная
денежная помощь семьям в
- государственных денежных пособий семьям, имеющим детей;
- государственных стипендий;
- ежемесячных компенсационных выплат;
- денежных средств
на содержание детей,
- государственных пенсий на детей или с учетом находящихся на иждивении детей.
Оказание прямой денежной
помощи семьям в связи с рождением
и воспитанием детей
2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей, установлены на федеральном уровне в виде бесплатного питания и бесплатных лекарственных средств для определенных категорий населения и детей. Они предоставляются в виде:
- бесплатного питания для детей в возрасте до двух лет;
- бесплатного питания
для детей в возрасте до
трех лет, проживающих на терри
- бесплатного питания
(завтраки и обеды) учащихся
общеобразовательных и
- бесплатного и льготного
обеспечения лекарственными
Натуральные выдачи сохраняются в действующем законодательстве в связи с тем, что многие российские семьи остаются еще на грани бедности, заработная плата у работающих, особенно в бюджетной сфере, остается недостаточной для полного удовлетворения даже повседневных потребностей семьи. Размер же пенсий и пособий не достигает даже прожиточного минимума. Таким образом, установление в нормативных актах такой формы поддержки семьи, как натуральные выдачи, является мерой вынужденной и временной, имея в виду принципиальную установку государственной социальной политики на повышение жизненного уровня граждан в Российской Федерации, и обеспечение для всех достойной жизни.
3. Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные, оздоровительные и другие гарантии и льготы, компенсации и субсидии гражданам, имеющим детей. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:
- трудовые гарантии и льготы;
- льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;
- субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;
- безвозмездные субсидии
на строительство и
- льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;
- налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).
Гарантии и льготы, компенсации и субсидии гражданам, имеющим детей, представляют собой наиболее традиционные формы социальной поддержки семьи, используемые как в России, так и за рубежом. В нашей стране речь идет как о сохранении уже имеющихся социальных гарантий в этой сфере, так и о развитии этой области законодательства, например, в части формирования института ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья.
4. Социальное обслуживание различных категорий населения установлено в соответствии с Федеральным законом №195 от 10.12.95. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» В соответствии с указанным законом предусмотрены следующие формы социального обслуживания:
- материальная помощь
гражданам, находящимся в
- консультативная помощь
клиентам государственных
- социальное обслуживание
на дому и в социальных учрежде
- временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
- реабилитационные услуги
лицам с ограниченными
Эти меры государственной поддержки семьи следует признать наиболее
перспективным направлением социальной политики. Социальное обслуживание в различных его формах способно обеспечить благоприятные условия для семьи в решении ее важнейших задач, прежде всего в создании бытового и психологического комфорта для всех членов семьи. Это позволяет стабилизировать семейные отношения, своевременно принимать меры для профилактики семейного неблагополучия. Кроме того, сфера социального обслуживания позволяет привлекать к решению задач государственной политики в области социальной поддержки семьи негосударственные организации и граждан, предоставляющих социальные услуги семьям, как на безвозмездной, так и на платной основе. Планируемый рост благосостояния российских семей позволит существенно расширить спектр предоставляемых семьям социальных услуг и более полно удовлетворять их потребности, значимые для выполнения основных социальных функций семьи.
Задача усиления государственной поддержки семьи может быть решена с учетом того, что необходимо обеспечивать активизацию властных органов субъектов Федерации в формировании и реализации семейной политики с учетом специфики конкретных территорий, тех проблем, с которыми сталкиваются семьи в реализации своих функций. По этой причине особое значение приобретают нормативные акты, которые принимают законодательные органы субъектов Федерации во исполнение и развитие мер социальной поддержки семьи, предложенных федеральными органами.
Глава 2. Анализ государственных целевых программ поддержки молодой семьи
2.1 Основные принципы государственной социальной поддержки молодой семьи
Принципы – это основополагающие начала, идеи, отражающие объективные закономерности какой-либо деятельности, сформулированные в виде правил и применяемые в практике этой деятельности. По этой причине определение и точное формулирование принципов имеет, исключительно важное значение, для организации любой деятельности. Так, осуществление государственными органами и учреждениями своей деятельности по реализации семейной политики в России было обеспечено теми принципами, которые в силу своей значимости получили законодательное закрепление в Указе Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» [10]. Некоторые из этих принципов можно включить в систему принципов организации социальной поддержки молодых семей.
В первую очередь важнейшим принципом следует, самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки. Социальная поддержка не должна превращаться в социальные «костыли», провоцирующие формирование иждивенчества и социальной беспомощности молодых. С этим принципом непосредственно связан второй принцип – партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью. Социальная политика, которую проводит государство, должна обеспечивать создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе. Этот третий принцип органично сочетается с предыдущими двумя и в совокупности с ними определяет характер отношений между семьей и государством как субъектами социальной политики, в рамках которой и осуществляется социальная поддержка семьи.
Сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями, использование механизмов социального партнерства власти, бизнеса и СМИ для социальной поддержки молодых семей следует признать самостоятельным принципом. Особенно важна такая поддержка в реализации репродуктивных планов семей, причем она должна быть предоставлена в первую очередь работающим родителям и семьям, заинтересованным обеспечивать свое благосостояние на трудовой основе. Следует гарантировать на практике реализацию всех прав, предоставляемых работникам с семейными обязанностями в Трудовом кодексе Российской Федерации, независимо от формы собственности. Создание условий для рождения детей работающими родителями, несмотря на все неудобства для работодателей, – это вложения в будущее страны, в том числе в новые трудовые ресурсы для бизнеса. Невозможно и опасно жить только сиюминутными интересами [38,39].
Принцип провозглашающий, равноправие между мужчинами и женщинами, в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности, для молодых семей более актуален; поскольку именно молодые супруги формируют свой семейный уклад, в том числе и распределение домашних обязанностей; решают вопрос, работать молодой матери или заниматься воспитанием детей, и т.д. Социальная поддержка молодых семей должна создавать условия, чтобы выбор супругов не был, так сказать, вынужденным, например, связанным с тем, что женщина, имеющая ребенка, не может трудоустроиться, или нет возможности отдать ребенка в детское дошкольное учреждение. Реализация принципа равноправия мужчин и женщин в прикладном аспекте предполагает развитие форм социального обслуживания молодых семей, как в государственных социальных учреждениях, так и в частных фирмах, предоставляющих социально-бытовые услуги. Таким образом, принцип формулируется как создание условий для равенства возможностей молодых супругов для самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности через развитие сферы социального обслуживания. Данная позиция ни в коей мере не противоречит позиции законодателя, определившего социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке; оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи; проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст.1 Федерального закона №195 от 10.12.95 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). Это означает, что развитие системы социального обслуживания должно обеспечить возможность для молодой семьи в случае возникновения любых затруднений получить помощь, в первую очередь консультативную, и поддержку в решении возникшей проблемы. Для молодых семей, имеющих достаточный уровень материального обеспечения, услуги не только могут, но и должны предоставляться на платной основе, это позволит привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, в том числе, например, в частных семейных консультациях. Это путь ранней профилактики семейного неблагополучия, конфликтов, приводящих к разводам, ошибкам в воспитании детей.
Именно как принцип организации социальной поддержки молодых семей следует рассматривать реализуемое в перспективе требование такого уровня обеспеченности населения определенным гарантированным перечнем социальных услуг, чтобы возможность их получения не зависела, например, от места проживания семьи и была примерно равной и для горожан, и для жителей сельской местности. Это принципиальное положение конкретизирует принцип обеспечения единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, провозглашенный в Указе Президента Российской Федерации, который призван обеспечить предоставление семьям установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот. Применительно к организации социальной поддержки молодых семей на уровне субъектов Российской Федерации происходит дополнение и развитие этих гарантий, таким образом, принцип можно сформулировать как принцип расширения социальных гарантий поддержки молодых семей.
Итак, конкретизация принципов государственной семейной политики, закрепленных в Указе Президента РФ №712 от 14.05.1996, позволяет сформулировать ряд принципов организации социальной поддержки молодых семей. Однако требуется выделить еще некоторые положения, принципиально значимые для этой деятельности.
Например, имеется в виду определенный аспект принципа социальной справедливости: внимание к социальной поддержке молодых семей, а тем более бюджетное финансирование соответствующих программ должно происходить не за счет других социально слабо-защищенных категорий населения. Не следует забывать, что молодая семья – это союз, с одной стороны, взрослых, а с другой – молодых трудоспособных людей, которые обязаны сами организовывать свою жизнь и нести ответственность за себя и своих близких. Таким образом, в программах социальной поддержки молодых семей акцент должен быть сделан не напрямую материальную помощь, раздачу денег, льгот и субсидий, а на проведение организационных мероприятий, способствующих самостоятельному решению молодыми семьями своих проблем.
Еще один важный принцип – принцип информационной обеспеченности деятельности по социальной поддержке молодых семей. Суть его состоит в необходимости полной и точной информации о количестве молодых семей и имеющихся у них проблемах, которая должна быть собрана в региональных банках данных, находящихся в распоряжении органов социального развития. Сбор информации может производиться как за счет анализа статистических данных, так и путем проведения мониторинговых исследований. Полученные результаты позволят представить в полном объеме картину, характеризующую положение молодых семей в регионе, оценить эффективность мер семейной политики и при необходимости внести коррективы в ее содержание.
Еще один принцип, который должен быть учтен при организации социальной поддержки молодых семей – принцип обеспечения качества населения. Этот принцип имеет самое непосредственное отношение к поддержке семьи в выполнении ее репродуктивной функции. Многие социальные проекты основной своей целью провозглашают повышение рождаемости. Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 года провозгласила даже «стимулирование рождаемости», то есть повышение заинтересованности семей в увеличении числа детей. О необходимости повышения рождаемости для преодоления демографического кризиса говорят и пишут многие специалисты. С точки зрения государственной семейной политики стимулирование деторождения должно повысить рождаемость в ответ на заботу о семье, особенно молодой. Между тем известно, что рождаемость в наименьшей степени поддается воздействию мер демографической политики. Стимулирование чисто количественного прироста населения выливается в повышение рождаемости, прежде всего в самых неблагополучных семьях.