Семейное право и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной работы - технологии государственной поддержки молодой семьи.
Цель работы - проанализировать существующие виды государственной поддержки молодых семей, а конкретно ее программный аспект (целевые программы государственной социальной поддержки молодой семьи).

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
Глава 1. Молодая семья как объект государственной социальной политики...................................................................................................................6
Типы и категории семей. Понятие «молодая семья»...........................6
1.2 Социально- экономические проблемы молодой семьи.....................12
1.3 Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми...............................................................15
Глава 2. Анализ государственных целевых программ поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.1 Основные принципы государственной социальной поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.2 Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи..............................................................29
Заключение..................................................................................................53
Список использованной литературы................................................................58

Файлы: 1 файл

Правоведение 1.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Основными целями программы  являются:

- укрепление молодой семьи;

- увеличение числа  зарегистрированных браков;

- улучшение демографической  обстановки;

- улучшение здоровья  родителей и детей; 

- снижение уровня насилия  в семье.

Формулировки поставленных в программе целей недостаточно конкретны. По-видимому, укрепление молодой семьи означает профилактику разводов в молодых семьях и сокращение их числа. Неоднозначно трактуется и формулировка «улучшение демографической обстановки». Применительно к молодым семьям авторы программы имели в виду повышение числа рождений, хотя, в принципе, указанная в программе цель может быть реализована, например, за счет уменьшения смертности, особенно в молодом возрасте. Однако данная цель предполагает иное содержание деятельности по ее реализации.

Для достижения вышеназванных целей в рамках целевой программы предполагается решить ряд задач. Наиболее перспективной из них представляется разработка и внедрение механизма мониторинга состояния молодых семей на территории области. Это, как справедливо полагают разработчики программы, позволит своевременно определять те или иные тенденции, принимать необходимые меры и отслеживать результаты реализации целевой программы. Традиционно поставлена задача - разработать нормативно-правовые акты по поддержке молодых семей. Следовательно, можно предположить, что результаты мониторинга создадут информационную базу, отражающую как проблемы молодых семей, так и оценку эффективности принимаемых в рамках региональной социальной политики мер ее поддержки. В этом случае разработанные нормативные акты позволят обеспечить максимальную эффективность их регулятивного воздействия.

Самая широкая по своему объему задача – разработать и  реализовать систему мероприятий  по повышению статуса семьи, воспитанию здорового образа жизни, подготовке к осознанному родительству, созданию условий для укрепления семейных отношений. Для этого предполагается повысить уровень информированности молодых людей в сфере семейного права, этики семейных отношений, содействовать росту экономической самостоятельности молодых семей, а также сохранить физическое и психологическое здоровье молодых семей.

В программе предложен  ряд интересных мероприятий, выполнение которых призвано обеспечить достижение определенных программой целей и  задач. К ним можно отнести  разработку и внедрение в средних, среднеспециальных, высших учебных заведениях курса правовой, психологической подготовки к семейной жизни; выдачу кредитов на получение образования молодым супругам; создание и поддержку деятельности редакции специализированной на проблемах семьи газеты «Семья третьего тысячелетия»; выделение кредитов молодым семьям на приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования; поддержку инициатив открытия детских учреждений всех форм собственности, обеспечение их доступности для молодых семей. Несомненно, важным подспорьем для молодых семей станет открытие пунктов проката предметов домашнего обихода. Эта форма обслуживания еще недостаточно развита в большинстве регионов, недостаточна правовая база прокатного дела.

Целый ряд интересных мероприятий (проведение областного фестиваля «Молодая семья XXI века»; организация и проведение турпоходов и палаточных лагерей для молодых семей, организация и проведение конкурсов «История любви», «Семейный архив») ориентирован на социально-психологическую поддержку молодых семей, на повышение престижа семьи в глазах молодежи в целом. Замечу, что подобные мероприятия относительно малозатратны, кроме того, возможно привлечение спонсорских средств и даже средств самих участников. Однако эти мероприятия весьма эффективны, их широкое освещение в СМИ способствует достижению стратегической цели программы – укреплению молодых семей, создает привлекательный образ семьи, повышает престиж семьи как социального института.

Для роста экономической  самостоятельности молодых семей среди мероприятий программы предусмотрено содействие открытию семейных предприятий, развитию подсобного хозяйства, а также профессиональное обучение членов молодых семей, зарегистрированных в качестве безработных, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, или под бронированные рабочие места.

Помочь решению жилищных проблем молодых семей, призвано создание и организация молодежного  холдинга «Жилье молодежи». Опыт МЖК  вполне может быть востребован и  использован молодежными объединениями в жилищно-строительной сфере. А вот включение в программу строительства жилья для детей-сирот и лиц из их числа вызывает некоторое недоумение. Обеспечение жильем этой категории лиц предполагает, если судить по опыту большинства регионов, не столько решение проблемы выделения им жилья, сколько проблему его сохранения, например, путем придания такому жилью особого правового статуса, либо обеспечения патронажного контроля над его использованием. Известно, что выпускники интернатных учреждений нередко становятся жертвами жилищных аферистов, сами продают свои квартиры и вследствие этого становятся в короткий срок бездомными бродягами. Решение жилищной проблемы детей-сирот должно осуществляться в комплексе мероприятий по социальной адаптации этой категории граждан, таким образом, включение в целевую программу, посвященную молодым семьям, подобного рода мероприятий вряд ли целесообразно.

Такие же сомнения возникают  относительно включения в систему  мероприятий создания центра реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию. Семейное насилие не является проблемой, характерной для молодых семей. Можно предположить, что включение этой меры в целевую программу продиктовано актуальностью проблемы для региона, а включение в целевую программу просто дает возможность обеспечить бюджетное финансирование.

Другое мероприятие  программы – создание консультационных пунктов для вступающих в брак молодых людей – как форма  организации предоставления социальных услуг представляется вполне целесообразным, но при наличии специалистов, компетентных в вопросах осуществления брачного выбора, которые часто являются сложными, требующими правовых, психологических, иногда медицинских знаний, а также большой житейской мудрости и умения вести беседу.

Специального обсуждения требуют такие мероприятия программы, как разработка нормативно-правовых актов, предусматривающих материальное стимулирование малообеспеченных молодых семей, имеющих не менее двух детей, и молодых семей, нуждающихся в государственной поддержке; определение для малообеспеченных молодых родителей (студентов, одиноких матерей) льгот по оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях; выплата материальной помощи малообеспеченным несовершеннолетним мамам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Эти мероприятия весьма затратны и становятся значительной нагрузкой для самого благополучного регионального бюджета. Однако главный вопрос – вопрос целесообразности и эффективности, подобных мер.

Первое и достаточно очевидное суждение по этому поводу сводится к тому, что критерием для получения материальной помощи является мало обеспеченность семьи, то есть среднедушевой доход на одного члена семьи, включая детей, ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Следовательно, по данному  основанию такая семья попадает в категорию малообеспеченных, и  ее социальная поддержка должна осуществляться прежде всего на основании Федерального закона №178 от 17.07.1999г.ФЗ «О государственной  социальной помощи» [3] и соответствующих законов субъектов Федерации. Вряд ли отвечает принципу социальной справедливости придание некой исключительности, приоритетности материальной поддержке молодых семей по сравнению с другими категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с низким уровнем доходов.

Еще одно существенное возражение против приоритетности материальной поддержки  молодых семей основано на том  обстоятельстве, что с точки зрения уровня образования, физической трудоспособности молодые мужчины и женщины имеют очевидное преимущество перед, например, женщинами старших возрастных групп, которые и составляют, по данным статистики, основную массу безработных граждан либо занимаются крайне низкооплачиваемой работой. Весьма незначительные по размеру социальные пособия в этом смысле скорее развращают молодых и здоровых людей, формируют у них иждивенческую позицию.

Если же говорить о  «материальном стимулировании малообеспеченных молодых семей», то следует определить, какого рода стимул предлагает программа, к чему призваны побудить предусмотренные программой выплаты. Очевидно, что для нормального обеспечения семьи и воспитания детей размер пособия совершенно недостаточен, поэтому считать, что эта поддержка может побудить социально ответственных молодых людей к рождению детей, по крайней мере, наивно. Таким образом, стимул способен «сработать» прежде всего для маргинальных, социально неблагополучных семей, где рождение ребенка и рассматривается как основание для получения за это денег.

Наконец, предложение о выплате материальной помощи малообеспеченным несовершеннолетним мамам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, тоже вызывает возражения, но уже по иной причине. Проблемы этой, пусть и немногочисленной, категории населения отнюдь не сводятся к их малообеспеченности. К сожалению, в трудную жизненную ситуацию в связи с рождением ребенка попадают юные матери из вполне обеспеченных семей. Более важными проблемами для таких женщин-девочек становятся проблемы неопределенности социального статуса, собственного будущего и будущего своего малыша, отсутствие понимания и поддержки со стороны родственников и отца ребенка. И ограничиться предложением материальной помощи – означает попытку «откупиться» от социальной проблемы, вместо того, чтобы создавать механизм комплексной поддержки таких матерей.

Анализируя региональные целевые программы, призванные решать жилищные проблемы молодых семей  было выявлено, что их основой, как  уже было сказано, стали подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы [4] и Федеральная целевая программа «Свой дом».

Данные подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на соответствующий год.

Анализ проблемы в  рамках Федеральных целевых программ показал, что ранее принятые решения, направленные на обеспечение жильем населения Российской Федерации, во многом не соответствуют бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. Возникла необходимость уточнить действующие обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан и сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств.

Проблемой, актуальной для  молодых семей, является то, что очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды), отсутствуют механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья, что в перспективе может серьезно ограничить миграционные процессы и развитие рынка рабочей силы.

В жилищной сфере, как  показывает практика, до сих пор  расходы, связанные с оформлением  сделок при купле-продаже жилья, составляют значительную долю от стоимости самого жилья (до 10 %), а процедура их оформления занимает длительное время.

В качестве одного из важнейших  направлений реализации программы  указано создание автоматизированной информационно-аналитической системы  рынка жилья, которая позволит обеспечить заинтересованные органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и население достоверной и своевременной информацией о спросе и предложении на рынке жилья, о состоянии и тенденциях его развития, ценовой ситуации на различных сегментах рынка, другой информацией, необходимой для разработки и реализации федеральных целевых программ, формирования жилищной, миграционной, инвестиционной, налоговой политики, развития системы ипотечного кредитования и решения других вопросов хозяйственной деятельности в жилищной сфере.

Важно добиться в рамках программы усиления возможностей населения  влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем предоставления адресных жилищных субсидий непосредственно  гражданам, нуждающимся в социальной поддержке при оплате жилищно-коммунальных услуг. Совершенствование механизмов защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере является также одной из важнейших задач.

Для социально-экономической  поддержки молодых семей, улучшения  демографической ситуации и укрепления института семьи в Республике Карелия, например, была утверждена подпрограмма «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий» на 2004-2010 годы, входящая в состав республиканской целевой программы «Жилище» на 2004-2010 годы. Целью программы является улучшение социальной и демографической ситуации в Республике Карелия путем создания законодательных, государственно-политических, финансовых, экономических, организационных условий поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы. Задачами выступают формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей по приобретению либо строительству жилья; создание организационной инфраструктуры и механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья на республиканском и муниципальном уровнях; обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого поколения, связанных с укреплением семейных отношений.

Информация о работе Семейное право и его особенности