Семейное право и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной работы - технологии государственной поддержки молодой семьи.
Цель работы - проанализировать существующие виды государственной поддержки молодых семей, а конкретно ее программный аспект (целевые программы государственной социальной поддержки молодой семьи).

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
Глава 1. Молодая семья как объект государственной социальной политики...................................................................................................................6
Типы и категории семей. Понятие «молодая семья»...........................6
1.2 Социально- экономические проблемы молодой семьи.....................12
1.3 Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми...............................................................15
Глава 2. Анализ государственных целевых программ поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.1 Основные принципы государственной социальной поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.2 Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи..............................................................29
Заключение..................................................................................................53
Список использованной литературы................................................................58

Файлы: 1 файл

Правоведение 1.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

- оба состоят в браке,  но не друг с другом;

- один из партнеров  состоит в браке с третьим  лицом, а другой не состоит  в браке (конкубинат);

Внебрачные союзы обусловлены  диспропорцией полов, в ситуации, при которой женщин больше, чем мужчин, неминуемо остается значительное число женщин, лишенных возможности вступить в брак.

2. По признакам публичности: 

- анонимные (внебрачные союзы, которые по разным причинам скрываются от общественной среды; чаще это касается тех партнеров, один или оба из которых состоят в браке; такие союзы носят, как правило, кратковременный характер);

- неанонимные (мужчина  и женщина вступают в отношения,  не скрывая их от общественности, но и не регистрируя в органах  ЗАГСа; большей частью их образовывают молодые лица, еще не состоящие в браке, как предбрачную фазу отношений; такие союзы фактически представляют собой «гражданский брак» в его традиционном понимании; общество относится к ним терпимо).

3. По продолжительности  существования: 

- случайные внебрачные половые связи (с позиции гетеросексуального интереса не достигают цели обеспечения успешного отбора партнера; с социальной точки зрения – самые нежелательные);

- временные внебрачные  союзы (обычно к ним относят  отношения, имеющие характер «ухаживания», «обручения», «жениховства», то есть это фаза предбрачных отношений; могут ограничиваться обещанием брака или завершаются его заключением; следует отметить массовость данного типа брачно-семейных отношений);

- конкубинат (длительный внебрачный союз мужчины и женщины, которые не собираются формально закрепить брак, при этом один из партнеров или оба уже состоят в зарегистрированном браке) [3].

Данная классификация  может иметь практическую ценность для понимания разнообразия стилей семейного поведения, она показывает в известной степени размытость норм и «снисходительность» социального контроля в вопросах организации личной жизни и сексуального поведения молодых людей в современном обществе.

Молодая семья. Это семья  на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей. К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т.д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу). Ее главная специфика заключается в нестабильности внутрисемейных отношений, освоении супругами новых социальных ролей, в наличии целого ряда проблем, осложняющих процесс выполнения семьей социально значимых функций.

Наиболее значимым является вопрос о трактовке термина «молодая семья». В разделе «Общие положения» Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста» [6,10].

Таким образом, законодательно установленными признаками молодой  семьи являются:

  1. наличие официально заключенного брачного союза;
  2. продолжительность совместной жизни – до 3 лет;
  3. граница возраста супругов – от 18 до 30 лет.

Молодую семью отличает от остальных типов семьи то, что  в ней основная ось отношений  определяется не родством и родительством, а супружескими отношениями, которые  доминируют по сравнению со всеми остальными.

 

1.2 Социально-  экономические проблемы молодой  семьи

 

Молодые семьи в процессе становления и жизнедеятельности  испытывают трудности, которые качественным образом влияют на развитие каждой из них. Для того чтобы семья нормально  функционировала, она должна иметь возможность удовлетворять все свои основные потребности. Молодые люди, вступая в брак и устанавливая правила семейной жизни, обязательно должны задуматься о важнейших вещах: где жить, на что жить, кто возьмет на себя обязанность обеспечивать семью материально, или супруги поделят эту обязанность хотя бы на какое-то время[32]. Любовь и деньги, понятия на слух плохо сочетаемые, во многих случаях являются залогом самого существования семьи, особенно в наше время.

Молодая семья сталкивается и с большими жилищными трудностями. В зависимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной независимости каждого из супругов, чаще всего встречается три варианта начала построения молодой семьи: а) молодожены проживают совместно с родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру[14].

На основе выборочных обследований и экспертных оценок в  настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн молодых семей из общего числа семей 49,9 млн. Из них большая часть – приблизительно 6 млн – нуждается в улучшении жилищных условий[30]. Лишь небольшое количество молодых семей имеет благоустроенную отдельную квартиру, хотя бы малогабаритную. Данная ситуация во многом обусловлена сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступностью жилья из-за его высокой стоимости на свободном рынкех [16].

Следующая проблема –  это проблема трудоустройства. Молодые супруги относятся к социальной группе – «молодежь», поэтому на ситуацию трудоустройства молодых супругов в целом влияет то, как обстоят дела на региональном рынке труда у молодежи и с какими трудностями она сталкивается в поиске работы.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привёл к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и болезненной данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Именно поэтому проблема своевременного трудоустройства на работу является одной из самых важных и актуальных для современной молодежи, и, стоит отметить, она естественным образом связана с материально-бытовой и жилищной обеспеченностью молодых семей.

Ухудшение условий вступления молодёжи на рынок труда привело  к тому, что молодёжь стала одной  из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. Анализ процессов, происходящих на рынке труда, показывает, что с наибольшими трудностями объективного и субъективного характера молодёжь сталкивается именно в сфере трудовых отношений.

Проблема трудоустройства молодых людей существенно отражается на молодой семье, а иногда вообще ставит под угрозу её существование. Ведь из-за отсутствия работы многие молодые люди стеснены в финансовом плане, из-за чего не могут содержать семью самостоятельно. Поэтому многие пары не живут вместе, а только периодически встречаются то на одной, то на другой родительской территории. Часть молодых людей нашла другой выход: следствием нестабильности в материальном плане является также увеличение числа гражданских браков, так как люди боятся брать на себя ответственность за будущую семью и предпочитают состояние «временного пребывания».

У образовавшихся, после  заключения брака, молодых семей  проблем из-за невозможности трудоустроиться  на желаемую работу не меньше. Многие молодые семьи надолго откладывают рождение детей из-за боязни «не потянуть» ребенка. А некоторые молодые семьи, живя с родителями, в связи с невозможностью иметь свою квартиру, и вовсе распадаются, так как не выносят постоянного вмешательства родителей и упреков в иждивенчестве.

Проблема трудоустройства  молодых людей крайне сложна, и  её состояние напрямую отражается на молодой семье. Ведь можно с уверенностью сказать, что молодая семья, где  хотя бы один из супругов работает на постоянной хорошо оплачиваемой работе, имеет гораздо меньше проблем и поводов для конфликтов.

 

1.3 Нормативно-правовые  основы и программы государственной  социальной поддержки семей с  детьми

 

В своем Послании Федеральному Собранию 25 апреля 2005 года Президент  Российской Федерации В.В. Путин в качестве одной из принципиально важных задач отметил необходимость повышения престижа материнства и отцовства, создания условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей [11,12]. Решение этой задачи лежит в плоскости государственной семейной политики, то есть предполагает нормативно-правовое и организационно-финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений социальной сферы, осуществляющих социальную поддержку семьи в Российской Федерации.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки семьи, имеющей детей, реализуется как предмет совместного ведения федеральных органов власти и субъектов Федерации. Следует заметить, что законодательная база социальной политики в этой сфере находится в процессе становления и развития, что отражает незавершенность социально-экономической и политической трансформации России, начавшейся в 90-х годах ХХ века.

С начала последнего десятилетия  ХХ века в России начались процессы социально-экономических и политических перемен, коренным образом изменившие институты власти и социально-экономическую политику, обусловившие необходимость модернизации системы государственной поддержки семей с детьми.

Принятая Генеральной  ассамблеей ООН 10 декабря 1946 года Всеобщая декларация прав человека констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (п. 3 ст. 16) [23].

Положение о нахождении семьи под защитой государства  впервые получило свое юридическое  закрепление в Конституции СССР 1977 года и в Конституциях союзных республик, в том числе Российской Федерации. Соответственно этому тогда же были внесены дополнения в Основы семейного законодательства и аналогично в семейные кодексы союзных республик. Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 декабря 1979 года ст. 5 Кодекса о браке и семье Российской Федерации была дополнена нормой о нахождении семьи в РСФСР под защитой государства [27].

Российская Федерация  участвует в реализации таких  важнейших международных правовых актов, как Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года), Берлинские обязательства в отношении детей в Европе и Центральной Азии, принятых на Конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16-18 мая 2001 г.). Обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, предполагают необходимость учета приоритетности интересов и ценности семьи как важнейшего социального института, реализующего функцию воспроизводства и развития человеческого общества.

Основными нормативными актами, закрепляющими права семьи  в Российской Федерации, являются Семейный кодекс Российской Федерации (1995,с изм. 29.12.2006,) Федеральный закон. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (19.05.1995 №81-ФЗ), Федеральный закон №195 от 10.12.1995г «Об основах социальном обслуживании населения в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24.07.1998 №124 -ФЗ), Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (15.12.2001 №166-ФЗ), Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.1999 №120-ФЗ), постановление Правительства РФ «Об оказании содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» от 10 марта 2005 года; другие документы.

На состоявшемся 16 февраля 2005 года заседании коллегии Министерства здравоохранения и социального развития были обсуждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г.» (Национальный план действий в интересах детей). Следует заметить, что этот документ был разработан для обеспечения преемственности и развития соответствующих направлений деятельности государственных органов и учреждений, поскольку «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.» (Национальный план действий в интересах детей), утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года, исчерпали себя, и необходимо было принять новый документ с учетом изменений, произошедших в стране и обществе за прошедшее десятилетие. Новый Национальный план действий в интересах детей утвержден Межведомственной Комиссией по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 26 декабря 2002 года. В число приоритетных направлений социальной политики вошли повышение уровня и качества жизни семей с детьми, обеспечение для них адресной социальной поддержки. Речь идет также о комплексной профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности несовершеннолетних. Все эти направления и ряд других предполагается реализовать в рамках программно-целевого подхода, ядром же соответствующих программ должна стать президентская программа «Дети России».

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

  1. прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей;
  2. натуральные выдачи семьям, имеющим детей;
  3. различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, и др.);
  4. социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Информация о работе Семейное право и его особенности