Семейное право и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной работы - технологии государственной поддержки молодой семьи.
Цель работы - проанализировать существующие виды государственной поддержки молодых семей, а конкретно ее программный аспект (целевые программы государственной социальной поддержки молодой семьи).

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
Глава 1. Молодая семья как объект государственной социальной политики...................................................................................................................6
Типы и категории семей. Понятие «молодая семья»...........................6
1.2 Социально- экономические проблемы молодой семьи.....................12
1.3 Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми...............................................................15
Глава 2. Анализ государственных целевых программ поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.1 Основные принципы государственной социальной поддержки молодой семьи.......................................................................................................22
2.2 Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи..............................................................29
Заключение..................................................................................................53
Список использованной литературы................................................................58

Файлы: 1 файл

Правоведение 1.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Следует согласиться  с высказанной точкой зрения, что  первый и не использованный до конца  ресурс улучшения количественных и качественных показателей подрастающего поколения – снижение младенческой и детской смертности, обеспечение условий более эффективного воспитания и образования уже рожденных детей. Нужно стремиться обеспечить благоприятное социальное самочувствие уже существующих и вновь образующихся семей и детей в них [41]. Целью государственной демографической политики и соответствующих социальных мероприятий должно быть не просто рождение большого числа детей в молодых семьях, а рождение детей, желанных для родителей, здоровых, которые будут окружены в семье заботой и вниманием, получат хорошее воспитание и образование.

Принцип обеспечения  качества населения распространяет свое действие и на работу со взрослым населением. Необходимо формировать, прежде всего у молодежи жизнесохранительное поведение, прививать навыки физической культуры и здорового образа жизни, обеспечивать профилактику абортов через развитие эффективной системы планирования семьи [39]. Создание семьи для молодых должно быть стимулом личностного роста, а не социальной деградации.

Еще один важный принцип  организации социальной поддержки  молодых семей – активное привлечение ресурсов общества к решению социальных проблем молодых семей. Так, с июня 2005 года в Красноярском крае по инициативе Красноярского отделения Центра национальной славы России начата разработка социального проекта «Святость материнства». Проект предполагает формирование модели нравственно и социально ответственного отношения к матери и ребенку в Красноярском крае, с последующим переносом полученного опыта в другие регионы России. Мероприятия проекта должны обеспечить возрождение нравственных основ российского народа через формирование в общественном сознании ценностей материнства и детства, уважения к женщине-матери, установки на охрану жизни, здоровья, социального благополучия детей. Таким образом, целевой группой проекта в значительной степени являются именно молодые семьи.

Особую роль в возрождении  социального престижа материнства  разработчики проекта отводят Русской  Православной Церкви и другим религиозным конфессиям, традиционно осуществляющим свою деятельность в России. Семейные ценности, духовность в отношениях между мужчиной и женщиной, любовь и забота в отношениях между всеми членами семьи, ориентация на рождение детей как основное предназначение семьи – это тот вклад в изменение общественного сознания, который предлагает церковь. Кроме того, ресурсом для воздействия на общество является тысячелетний опыт социального служения, непосредственной работы с населением в церковных общинах. Привлечение этого потенциала способно, по мнению авторов проекта, серьезно повлиять на духовно-нравственные установки молодежи.

Поскольку организация  социальной поддержки молодых семей  предполагает осуществление разного  рода деятельностей, остро встает вопрос ее кадрового обеспечения. Г.И. Климантова справедливо указывает, что развитие государственной семейной политики лимитируется нехваткой квалифицированных кадров в области социальной работы с семьей, демографии, социологии, психологии, права, педагогики, экономики и планирования семьи. Эти кадры необходимы для обеспечения деятельности всех структур управления в области семейной политики и развития научных исследований [19]. В частном случае организации социальной работы с молодыми семьями данная проблема обнаруживает себя в полной мере. Острота ее оказывается даже выше, поскольку сама система работы с молодыми семьями еще не сложилась (в отличие, например, от работы по социальной поддержке пожилых граждан и инвалидов), следовательно, нет и специальной кадровой подготовки специалистов для деятельности в этой области. Таким образом, нужно выделить, принцип опережающего кадрового обеспечения социальной работы с молодыми семьями.

Принцип осуществления программно-целевого подхода к организации соответствующей деятельности. Основой государственной поддержки молодой семьи должны быть специальные целевые программы, позволяющие обеспечить учет всех сторон проблемы, определяющей программные цели; выбор оптимальных средств реализации деятельности, наилучшим образом соответствующих поставленным целям; включение инновационных элементов в осуществляемую деятельность; а также наиболее рациональное и целесообразное использование имеющихся ресурсов.

 

2.2 Региональные социальные  программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи

 

Основанием  для разработки и принятия региональных социальных целевых программ обычно становятся Федеральные целевые  программы. Однако специальной Федеральной  целевой программы по социальной поддержке молодых семей не существует, отдельные мероприятия либо система мероприятий для решения узкого спектра проблем включены в другие федеральные целевые программы. Из них следует упомянуть, прежде всего Федеральную целевую программу «Молодежь России (2001-2005 годы)» [14].

Задачами этой программы, в числе прочих, являются улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан.

Ожидаемые от реализации программы  результаты предполагают снижение темпов неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в стране; улучшение физического здоровья молодого поколения; повышение уровня доходов, улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодежи и молодых семей.

В системе программных  мероприятий намечены пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи, включающие поддержку инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах, создание на государственном уровне механизмов поддержки молодежного предпринимательства; предусмотрены комплексные меры по укреплению молодой семьи. Таким образом, прямо или косвенно мероприятия программы позволяют решать, в том числе и проблемы молодых семей, например, связанных с низким уровнем доходов в семье, отсутствием собственного жилья или трудностями с трудоустройством взрослых членов семьи. Однако нельзя не заметить, что молодая семья не является специальной целевой группой для программы, и поддержка этого социального института осуществляется постольку, поскольку молодые супруги по возрасту соответствуют социальной категории молодежи.

Комплексные меры по укреплению молодой семьи в программе  «Молодежь России» включают всего три мероприятия, это:

  1. материально-техническая (на конкурсной основе) поддержка учреждений социального обслуживания, правового консультирования молодых семей; клубов молодой семьи, центров планирования семьи;
  2. проведение социологических исследований, мониторингов, обновление банка данных по проблемам молодой семьи;
  3. организация и проведение общероссийских, межрегиональных, международных семинаров и конференций по вопросам поддержки молодой семьи.

В этой части Федеральная программа  недостаточно проработана. Молодая  семья не определена законодательно как социальная категория, нуждающаяся  в социальной поддержке государства, поэтому нет и специализированных государственных учреждений по социальному обслуживанию молодых семей, работа с ними ведется в тех же социальных учреждениях, которые обслуживают все другие категории населения. Молодая семья попадает в сферу деятельности этих учреждений по другим критериям: малообеспеченности, наличия ребенка-инвалида и т.п. Следовательно, вызывает сомнения адресность материально-технической поддержки таких учреждений. Указание на возможность поддержки клубов молодой семьи и центров планирования семьи ограничивает перечень организационных форм оказания содействия молодой семье в решении ее проблем.

Финансирование на основании  целевой программы социологических  исследований, мониторингов, проведения общероссийских, межрегиональных, международных семинаров и конференций по вопросам поддержки молодой семьи возражений не вызывает, поскольку эти мероприятия направлены на получение достоверной картины, обеспечивающей понимание проблем молодых семей и организации мероприятий по ее поддержке. Однако нельзя не согласиться, что к собственно социальной поддержке молодых семей эти меры относятся весьма опосредованно.

Молодая семья является целевой группой для подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002-2010 годы [15]. Основная цель программы в целом – комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Одна из основных задач – развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов. Задачей же подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Таким образом, в рамках данной целевой программы предусмотрена система мероприятий по решению одной, хотя и очень актуальной, проблемы молодых семей – проблемы жилищной. Более подробно речь об этой программе пойдет ниже в связи с анализом региональных жилищных программ, принятых на основании Федеральной целевой программы «Жилище».

Федеральная целевая  программа «Свой дом», утверждена постановлением Правительства РФ 27 июня 1996 года. На ее основе приняты соответствующие  целевые программы в регионах, например, «Дом для молодой семьи в Пензенской области» на 2001-2005 годы. В Пензенской области принято было также специальное Положение о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и надворных построек, построенных за счет средств бюджета области, а также о приобретении в рассрочку комплектов для строительства жилья и связанных с ним объектов инженерной инфраструктуры.

Практически во всех регионах России и во многих крупных муниципальных  образованиях приняты и действуют целевые программы, направленные так или иначе на организацию поддержки молодых семей. Анализ этих программ позволяет увидеть общие направления деятельности, которые реализуются для достижения поставленной цели, определить, насколько это возможно, региональную специфику, а также выделить мероприятия, которые в наибольшей степени соответствуют решаемым задачам.

В субъектах Федерации  региональные целевые программы  были приняты на основании Федеральной  целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)», и по этой причине они соответствуют ей по кругу рассматриваемых проблем (в Брянской области – «Молодежь Брянщины» на 2003-2005 годы, в Кабардино-Балкарской Республике «Молодежь Кабардино-Балкарии» на 2002-2006 годы, в Читинской области – «Молодежь Забайкалья» на 2001-2005 годы и т.д.). В некоторых регионах целевые программы были конкретизированы по целевым группам либо по кругу проблем (в Воронежской области – комплексная целевая программа «Молодежь села», в Новосибирской области – «Студенческая и учащаяся молодежь Новосибирской области», в Челябинской области – «Программа содействия занятости молодежи и подростков Челябинской области» и др.). В некоторых субъектах Российской Федерации обнаруживается комплексный подход к решению проблем молодежи. Например, в развитие областной целевой программы «Государственная молодежная политика в Новосибирской области (1998-2000 годы)» приняты уже упомянутая программа «Студенческая и учащаяся молодежь Новосибирской области» и программа «Развитие системы профориентации и психологической поддержки молодежи в Новосибирской области на 2002-2005 годы». Еще один пример: в структуру республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии (2001-2005 годы)» после принятия Федеральной целевой программы «Жилище» и с учетом положений этого федерального документа включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия на 2003-2010 годы».

В других регионах используется иной подход, например, целевые программы  «Реализация мероприятий молодежной политики в Волгоградской области» принимались ежегодно, и такая этапность может только приветствоваться при условии тщательного анализа результатов каждого этапа. Это позволяет учитывать перемены, которые происходят в результате выполнения предыдущей программы, использовать оправдывающие себя подходы к ее реализации.

В целях укрепления молодой  семьи и повышения рождаемости  в Астраханской области была разработана  и утверждена областная целевая  программа «Государственная поддержка  молодой семьи на территории Астраханской области в 2003-2005 годах». Создание программы было вызвано необходимостью социальной поддержки семьи как ячейки общества в условиях нестабильности общественного и социально-экономического положения региона. Актуальность настоящей программы, по мнению ее разработчиков, состоит в попытке приостановления процесса распада института семьи, с принятием комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, созданию правовой базы, техническому оснащению, материальному стимулированию и организации мероприятий, направленных на поддержку молодых семей.

Анализ положения дел  в области выявил следующие негативные тенденции: снижается количество браков; медленно, но все же увеличивается  количество разводов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспроизводстве  населения; основная масса молодых семей имеет одного ребенка или вообще не имеет детей; растет число детей, рожденных молодыми женщинами вне брака, что способствует широкой распространенности социального сиротства; большинство молодых семей не в состоянии самостоятельно обеспечивать уровень доходов, достаточный для их стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций.

Основными факторами, влияющими  на состояние молодых семей, в  Астраханской области являются: молодежная безработица и отсутствие гарантий со стороны государства в обеспечении стабильного дохода супругов, что усугубляет иждивенческие настроения ряда молодых семей и негативно отражается на рождаемости; снижение влияния родителей на нравственные устои подрастающего поколения, в том числе устранение значительной части родителей от воспитания и содержания детей, что приводит к девиациям в среде молодежи, формированию антиобщественных ценностных ориентиров; растлевающее влияние средств массовой информации, что способствует увеличению числа случаев насилия, росту преступности; ведение антиобщественного образа жизни, несоблюдение молодыми людьми правил безопасного секса и гигиены, злоупотребление алкоголем, табакокурением на фоне ухудшающейся экологической обстановки, что способствует катастрофическому ухудшению здоровья женщин-матерей и детей; неподготовленность молодых людей к семейной жизни, незнание правовых, психологических основ, неумение разрешать конфликты, эгоистичное отношение к людям, приводящие к непрочности семейных отношений. Все это, по мнению авторов программы, доказывает необходимость особого подхода к решению проблем молодой семьи, выделения их в качестве приоритетных при осуществлении государственной молодежной и семейной политики.

Информация о работе Семейное право и его особенности