Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение роли и места ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности на рубеже XX-XXI веков. Всестороннее исследование данного вопроса даст возможность определить, какое место Организация может занять в новой формирующейся архитектуре европейской безопасности.
В задачи данной работы входит путем раскрытия вопросов исторического развития, структуры и функционального значения ОБСЕ сравнить особенности влияния этой организации на международные отношения в разрезе времени.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.................................................................................................6
1.1. История создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………..6
1.2. Структура Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………18
1.3. Функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………21
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................................................................................................23
2.1. Проблемы деятельности ОБСЕ на современном этапе………………………………………………………………………………...23
2.2. Проблема статуса Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29
Таким образом, нет сомнений в том, что ОБСЕ нуждается в реформировании. Но развернувшиеся дискуссии о реформе ОБСЕ выявляют глубокие расхождения во взглядах между участниками этой Организации относительно очередности реформ, степени их радикальности и самого содержания преобразований.
Есть
мнения, что правительства некоторых
государств-участников ОБСЕ не желают
проводить реформу ОБСЕ, поскольку
существующая система обеспечивает
им удобную возможность для
ОБСЕ
не является независимым лицом
Полномасштабный
процесс преобразования и реформирования
ОБСЕ пойдет только тогда, когда в
этом будет заинтересованно
Республика Беларусь является членом ОБСЕ с февраля 1992 года и Верховный Совет Республики Беларусь принимал участие в работе Парламентской ассамблеи (ПА ОБСЕ). Осуществлялся политический диалог и развивалось сотрудничество. Но ПА ОБСЕ не признала итоги референдума 1996 года. В 1997 году Постоянный комитет ПА ОБСЕ при рассмотрении вопроса о полномочиях белорусских представителей на Ассамблее признал правомочной представлять Республику Беларусь делегацию Верховного Совета 13-го созыва не приняв во внимание Закон Республики Беларусь от 27 ноября 1996 года « О прекращении полномочий Верховного Совета РБ тринадцатого созыва».
Национальное собрание РБ оказалось в сложном положении, так как оно в качестве законного представительного органа белорусского государства не было признано многими зарубежными странами, национальными парламентами, международными организациями.
Национальное собрание совместно с другими государственными структурами, прежде всего с Министерством иностранных дел, приступило к кропотливой работе по восстановлению статуса в межпарламентских организациях, возобновлению двухсторонних контактов.
В марте 1997 году была сформирована делегация Национального собрания для работы в ПА ОБСЕ. Парламентарии большие надежды связывали с 6-й сессией ПА ОБСЕ, проходившей в 1997 году в Варшаве, в адрес которой было направлено Обращение к странам – участницам организации с изложением официальной позиции белорусского руководства по поводу политической обстановки в стране. Были также подготовлены письма в адрес парламентов стран СНГ с просьбой инициировать рассмотрение на сессии вопроса по допущению делегации нового белорусского Парламента к деятельности ПА ОБСЕ. Однако в Варшавской декларации содержался призыв к Президенту Республики Беларусь «восстановить» права Парламента, который будучи должным образом, избранным на основе демократических выборов в конце 1995 года, является единственным законным парламентом в Беларуси».
Национальное собрание опротестовало решение Постоянного комитета ОБСЕ о непризнании своего статуса и высказало свое несогласие с Варшавской декларацией. На 7-й сессии ПА ОБСЕ 1998 года на заседании Мандатной комиссии отметили, что не существует причин для изменения ранее принятого решения в отношении Беларуси. Предлагалось также назначить рабочую группу ПА ОБСЕ по Беларуси, которая должна работать в тесном контакте с Консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ, которая в дальнейшем была создана. В задачи группы входили знакомства с основными событиями, происходящими в Беларуси, контакты с представителями государственных структур, политических и общественных организаций, средств массовых информаций. В период 1998-2000 гг. состоялось пять визитов Рабочей группы в Минск, в ходе которых состоялись встречи А. Северина, председателя ПА ОБСЕ, и А. Г. Лукашенко. Однако проблема не решалась.
В 2001 году отношения Беларуси и ОБСЕ обострились. ПА ОБСЕ отметила, что выборы Президента Республики Беларусь не соответствовали стандартам ОБСЕ, но при этом признала ошибочным курс на изоляцию страны. В 2002 году на очередных сессиях под влиянием США («Акт о демократии в Беларуси») политический режим был охарактеризован как «авторитарный».
Дальнейшее обсуждение «белорусского вопроса» состоялось на зимней сессии ПА ОБСЕ в Вене в 2003 году. По итогам голосования Национальное собрание Республики Беларусь было восстановлено в его праве представлять страну в ПА ОБСЕ. Это была долгожданная победа. С этого времени белорусская делегация на полноправной основе стала участвовать во всех мероприятиях ПА ОБСЕ. В тоже время Рабочая группа и Офис ОБСЕ в Беларуси продолжили свою работу по продолжению решения «белорусского вопроса».
В
настоящее время прослеживается
тенденция к укреплению взаимодействия
между Советом Европы, европейским союзом
и ОБСЕ в сфере решения актуальных общеевропейских
проблем у кризисных ситуаций. Эти структуры
в целом негативно относятся к Беларуси
и до последнего времени оказывают на
нее политическое давление. На фоне сложного
геополитического положения Беларуси,
находящейся и географически и политически
между Россией и Европейским союзом, нестабильности
современной мировой политики в целом
гибкость и настойчивость Национального
собрания, его успехи в межпарламентской
деятельности приобретают все большее
значение. И Республика Беларусь, и страны
– члены ОБСЕ только выиграют от такого
межпарламентского и межгосударственного
диалога и конструктивного взаимодействия.
Тем не менее, борьба белорусской делегации
за членство в ОБСЕ показывает главную
современную проблему ОБСЕ – это акцент
на третьей корзине – человеческом измерении[10,
с. 32-36].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже XX-XXI веков идет формирование новой архитектуры европейской безопасности, которая не сводится к деятельности лишь одной международной организации. Обсуждение основных направлений этого процесса ведется в рамках ОБСЕ, так как в ней представлены все государства от Ванкувера до Владивостока. А ОБСЕ как и все другие европейские и евроатлантические организации ищет свое место в новой архитектуре европейской безопасности.
Изучая динамику развития и деятельности ОБСЕ на рубеже XX-XXI веков, можно придти к следующим выводам:
Первый этап деятельности ОБСЕ, первоначально имевшей название СБСЕ, пришелся на годы холодной войны. В сложных условиях блокового противостояния Организация служила постоянным каналом взаимного общения между представителями Востока и Запада. Она внесла элемент многосторонности в биполярную ситуацию. Совещание расширило сферу межгосударственных отношений, включив в нее новые области сотрудничества, самыми важными из которых были права человека и охрана окружающей среды. В заслугу СБСЕ можно поставить также снижение военной напряженности в Европе. В 70-80-е годы прошлого века СБСЕ принадлежала важная роль в укреплении безопасности и сотрудничества на европейском континенте, в преодолении идеологического раскола между государствами-участниками. К концу 80-х годов Совещание начало превращаться в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества на основе разработки общих правил игры, в центре которых находятся десять принципов хельсинского Заключительного акта.
Второй
этап деятельности ОБСЕ охватывает девяностые
годы прошлого века. В этот период была
создана широкая
На протяжении третьего этапа деятельности ОБСЕ, охватывающего период с 2000 года по нынешнее время, ведется активная работа по устранению вышеобозначенных дисбалансов, адаптации повестки дня ОБСЕ к новым вызовам и угрозам безопасности, реформированию институтов для придания большей скоординированности их работе.
ОБСЕ обладает рядом преимуществ перед другими институтами европейской безопасности, что может способствовать упрочению ее роли в новой архитектуре европейской безопасности. К преимуществам организации можно отнести широкий географический охват. ОБСЕ объединяет в своем составе 56 государств евроатлантического пространства и считается крупнейшей региональной организацией по вопросам безопасности по смыслу Устава ООН. ОБСЕ развивает партнерские взаимоотношения с другими регионами мира: Ближний и Средний Восток, Средиземноморский регион, Юго-Восточная Азия, Япония, Корея.
В
своей деятельности Организация
исходит из неделимости и всеобъемлющего
характера безопасности, что нашло
отражение в трех измерениях ОБСЕ.
К первому относятся военно-
Организация зарекомендовала себя как важный инструмент по мирному урегулированию споров в своем регионе и одним из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
Недостатком
Организации является отсутствие у
нее формально международно-
Важно и то, что решения в рамках Организации принимаются консенсусом, гарантирующим равные права всех входящих в него государств.
Значимость ОБСЕ обуславливается так же тем, что она остается единственной в своем роде попыткой создания общеевропейской системы безопасности, основанной на сотрудничестве, призванной регулировать проблемы, возникающие между государствами. Хотя в настоящее время наблюдается перекос деятельности ОБСЕ на внутригосударственные проблемы.
В свете вышеизложенного можно заключить, что ОБСЕ имеет все шансы стать тем форумом, на котором бы разрабатывались общие подходы европейских государств к основным проблемам современности и который являлся бы механизмом диалога с другими международными организациями. В этом суть и ключевая политическая функция ОБСЕ. К тому же это было бы реальным шагом к новой структуре международных отношений, в основе которой лежало бы взаимодействие ведущих региональных организаций при главенствующей роли ООН. Однако наступил момент необходимости серьезного реформирования Организации.
Следовательно, необходимо развивать политические консультации в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, так как она сможет продолжать играть существенную роль в новой архитектуре европейской безопасности.
Таким
образом, в настоящей работе решены
поставленные задачи, а именно изучена
историческая составляющая развития ОБСЕ,
структура и функции, освещены современные
проблемы деятельности этой международной
организации и пути их разрешения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ