Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение роли и места ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности на рубеже XX-XXI веков. Всестороннее исследование данного вопроса даст возможность определить, какое место Организация может занять в новой формирующейся архитектуре европейской безопасности.
В задачи данной работы входит путем раскрытия вопросов исторического развития, структуры и функционального значения ОБСЕ сравнить особенности влияния этой организации на международные отношения в разрезе времени.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.................................................................................................6
1.1. История создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………..6
1.2. Структура Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………18
1.3. Функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………21
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................................................................................................23
2.1. Проблемы деятельности ОБСЕ на современном этапе………………………………………………………………………………...23
2.2. Проблема статуса Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
I. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ
В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ....................
1.1.
История создания Организации
по безопасности и сотрудничеству
в Европе………………………………………………………………
1.2.
Структура Организации
по безопасности и сотрудничеству
в Европе………………………………………………………………
1.3.
Функции Организации
по безопасности и сотрудничеству
в Европе………………………………………………………………
Глава
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.........................
2.1.
Проблемы деятельности
ОБСЕ на современном
этапе…………………………………………………………………
2.2. Проблема статуса Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ………………………………………………25
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
На пороге XXI века перед европейскими государствами стоит задача исключительной значимости – необходимость перехода к практическим действиям по формированию на европейском континенте единого пространства безопасности. Этого настоятельно требуют задачи адекватного ответа на новые вызовы и угрозы нашего времени. После окончания холодной войны и эйфорического периода начала девяностых годов, когда казалось, что формирование единой Европы без конфликтов и противоречий уже совсем близко, наступил период осознания всех сложностей создания новой архитектуры европейской безопасности.
На рубеже веков крупными дестабилизирующими факторами на европейском пространстве стали межэтнические противоречия и конфликты. Они не только изнутри разрывают некоторые государства, но и грозят распространиться на их соседей, создавая опасность для общей ситуации в области европейской стабильности. Все более заявляют о себе такие явления, как терроризм, распространение наркотиков, организованная преступность, экономическая и социальная нестабильность, экологические и иные проблемы.
Наиболее надежный путь обеспечения безопасности и стабильности и предотвращения конфликтов в Европе – это создание на континенте полноценной архитектуры безопасности, основанной на сотрудничестве между различными организациями на прочной основе уважения норм международного права, принципов Устава ООН. Обсуждение модели общей и всеобъемлющей безопасности велось и ведется в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, так как в своем составе она объединяет все заинтересованные государства евроатлантического пространства. Выбор пал на ОБСЕ и потому, что Организация зарекомендовала себя как действенный форум для диалога между государствами в интересах поддержания мира и стабильности в зоне своей ответственности, сыграв позитивную роль в сближении Востока и Запада, в налаживании контактов и сотрудничества между противостоявшими блоками в годы холодной войны. В рамках ОБСЕ удалось разработать общие принципы, регулирующие взаимоотношения государств-участников в широком географическом диапазоне от Канады до Центральной Азии, а так же согласовать нормы взаимоотношений между ОБСЕ и другими международными организациями и институтами в сфере безопасности. В течение же последнего десятилетия разрабатывались и были апробированы на практике механизмы превентивной дипломатии и постконфликтного урегулирования кризисов.
Кроме исторической основы, ОБСЕ имеет целый ряд преимуществ, позволяющих сохранить эту организацию в числе ключевых, системообразующих элементов будущей архитектуры безопасности на европейском континенте.
Преимущества ОБСЕ заключаются, прежде всего, в трактовке понятия “безопасность”. Организация исходит из “неделимости” и всеобъемлющего характера данного понятия, что закреплено в Заключительном акте СБСЕ. Следовательно, Организация в процессе своей деятельности занимается решением широкого круга проблем. Еще в начале 70-х годов прошлого века в рамках СБСЕ сложилась система трех корзин или так называемые три измерения СБСЕ.
Важным
обстоятельством является также
понимание государствами-
посредством сотрудничества”.
Следует отметить то, что на сегодняшний день ОБСЕ объединяет в своем составе 56 суверенных и независимых государств евроатлантического пространства и считается крупнейшей региональной организацией по вопросам безопасности. Региональный статус Совещания/Организации был подтвержден на Хельсинкском саммите глав государств и правительств государств-участников СБСЕ в 1992 году. “Вновь подтверждая приверженность Уставу Организации Объединенных Наций, которую провозгласили наши государства, мы заявляем, что рассматриваем Совещание как региональное соглашение в том смысле, как об этом говорится в Главе VIII Устава Организации Объединенных Наций. В этом качестве оно обеспечивает важную взаимосвязь между безопасностью в Европе и во всем мире… . СБСЕ будет осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, особенно в области предотвращения и урегулирования конфликтов”.[1, с. 43]
Отличительной
чертой Организации является отсутствие
у нее формально международно-
Следует отметить, что ОБСЕ является самым молодым из европейских институтов безопасности. В основе Организации (Совещания) лежит Заключительный акт СБСЕ, подписание которого 1 августа 1975 года в Хельсинки 35 государствами подвело итог сложным многосторонним переговорам “Восток-Запад” по вопросам безопасности и сотрудничества. Значимость ОБСЕ обуславливается и тем, что она остается единственной в своем роде попыткой создания общеевропейской системы безопасности, основанной на сотрудничестве, призванной регулировать проблемы, возникающие между государствами.
В
настоящее время наблюдается
тенденция ослабления позиций универсальной
международной организации (Организации
Объединенных Наций) и возрастание
роли региональных организаций, которые
могут гораздо мобильнее
Целью настоящей работы является изучение роли и места ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности на рубеже XX-XXI веков. Всестороннее исследование данного вопроса даст возможность определить, какое место Организация может занять в новой формирующейся архитектуре европейской безопасности.
В
задачи данной работы входит путем
раскрытия вопросов исторического
развития, структуры и функционального
значения ОБСЕ сравнить особенности влияния
этой организации на международные отношения
в разрезе времени.
ГЛАВА
I. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ
В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Cooperation in Europe, OSCE) – уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, до 1994 известный как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)[2, с. 91].
Официальной датой возникновения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) считается 1 августа 1975 год. Именно в этот день собравшиеся в Хельсинки руководители 33 европейских государств, Соединенных Штатов Америки и Канады подписали Заключительный акт СБСЕ, который стал важным шагом на пути формирования системы общеевропейской безопасности. Объективные предпосылки создания такой системы появились на рубеже 60-70-х годов прошлого века и были связаны, прежде всего, с разрядкой напряженности в отношениях между Востоком и Западом, ростом взаимозависимости государств.
Во второй половине шестидесятых годов Советский Союз, воспользовавшись разрядкой напряженности и участившимися контактами между Востоком и Западом, выступил от имени многосторонней Организации Варшавского договора (ОВД) с предложением провести совещание по вопросам европейской безопасности, на котором был бы торжественно принят документ (желательно правового характера), закрепляющий существующие границы в Европе и закладывающий основу для широкого политического и экономического сотрудничества между Востоком и Западом.
В 1969 году НАТО, относившаяся настороженно к этой идее, выразила готовность принять участие в таком совещании, но только на определенных условиях. Они включали следующие положения: полноправное участие Соединенных Штатов и Канады, подтверждение правового статуса Берлина, обсуждение проблем неядерного разоружения в Европе и включение в повестку дня совещания вопросов прав человека. В начале 1970-х годов имевшиеся препятствия были преодолены – Советский Союз согласился на участие в совещании США и Канады. Было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину, договор об отказе от применения силы и признании нерушимости границ между ФРГ, ГДР, Польшей, Чехословакией и Советским Союзом. Созданию благоприятной обстановки способствовали начавшиеся между СССР и США переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и встреча на высшем уровне между Р. Никсоном и Л.И. Брежневым в мае 1972 года[9, с. 83].
В
контексте этих позитивных перемен,
свидетельствовавших о
Предварительные переговоры начались 22 ноября 1972 года в пригороде Хельсинки (Диполи) и завершились 8 июня 1973 года принятием Заключительных рекомендаций консультаций в Хельсинки (известных также как “Голубая книга”), в которых были детально определены практические аспекты проводимого в три этапа Совещания: его повестка дня, состав участников, сроки и место проведения, правила процедуры и порядок финансирования. Заключительные рекомендации закрепили принцип консенсуса как способа принятия решений на Совещании. Они гласили: “Консенсус определяется как отсутствие, какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им представляющего препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу”[2, с. 91].
На первом этапе переговоров СБСЕ, проходившем в Хельсинки с 3 по 9 июля 1973 года, министры иностранных дел 35 государств, в число которых входили все страны Европы (кроме Албании), Соединенные Штаты Америки и Канада, утвердили “Голубую книгу” и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Присутствие на переговорах такого широкого круга участников свидетельствовало об изначально надблоковом характере СБСЕ. Это было специально оговорено в Заключительных рекомендациях консультаций в Хельсинки в пункте 1 Правил процедуры и звучало следующим образом: “Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов”[2, с. 91].
Второй этап, проходивший в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 год, был посвящен работе над заключительным документом Совещания.
Третий этап переговоров СБСЕ увенчался выработкой и подписанием 1 августа 1975 года Заключительного акта, который стал “важным вкладом в дело развития сотрудничества между государствами и упрочения разрядки международной напряженности”. В том же 1975 году была достигнута договоренность о продолжении дипломатических переговоров в рамках заключенного в Хельсинки договора. Таким образом, было положено начало “Хельсинкскому процессу”, ставшему в то время первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, приемлемой для Европы в целом.