Роль и место организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение роли и места ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности на рубеже XX-XXI веков. Всестороннее исследование данного вопроса даст возможность определить, какое место Организация может занять в новой формирующейся архитектуре европейской безопасности.
В задачи данной работы входит путем раскрытия вопросов исторического развития, структуры и функционального значения ОБСЕ сравнить особенности влияния этой организации на международные отношения в разрезе времени.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.................................................................................................6
1.1. История создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………..6
1.2. Структура Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………18
1.3. Функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………21
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................................................................................................23
2.1. Проблемы деятельности ОБСЕ на современном этапе………………………………………………………………………………...23
2.2. Проблема статуса Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29

Файлы: 3 файла

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая международное право.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Подписание  в 1975 году Заключительного акта Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе закрепило политические и территориальные итоги второй мировой войны, открыло новый этап послевоенной истории Европы, стало важным шагом на пути формирования системы общеевропейской безопасности, явилось ответом на ситуацию, сложившуюся в результате достижения Востоком и Западом ядерного равновесия. Если в “третьем мире” вооруженные конфликты еще могли сохранять ограниченный и локальный характер, то в Европе, разделенной тогда “железным занавесом” на враждебные военные блоки, “любая крупномасштабная проба сил грозила привести человечество к коллективному самоубийству”. Отсюда – решение европейских государств, а также США и Канады совместно сформулировать правила своего поведения на континенте.

     Хельсинкский  Заключительный акт утвердил десять принципов (так

называемый  “хельсинкский декалог”), имеющих  первостепенную важность, которые государства-участники  обязались “уважать и применять  в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития”. “Хельсинкский декалог” включает в себя следующие принципы:

  1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
  2. Неприменение силы или угрозы силой;
  3. Нерушимость границ;
  4. Территориальная целостность государств;
  5. Мирное урегулирование споров;
  6. Невмешательство во внутренние дела;
  7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
  8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. Сотрудничество между государствами;
  10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

     Десять  хельсинкских принципов, принятых в  период еще фактически не закончившейся  “холодной войны”, имели исключительную ценность, так как не просто пересказывали и развивали основные положения Устава ООН, а в достаточной мере отражали подходы государств-участников к принципам мирного сосуществования на европейском континенте.

     В Заключительном акте закреплены рабочие  области СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений. Первоначально они получили название хельсинкских “корзин”, а в настоящее время именуются “измерениями”. К первой корзине – военно-политическому измерению – относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая корзина – экономико-экологическое измерение – охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей корзине – человеческому измерению – относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека[1, с. 43-47].

     Таким образом, Заключительный акт, став компромиссом в условиях противостояния между  Востоком и Западом, заложил основы долгосрочного сотрудничества между государствами двух блоков, хотя в тот период оно носило крайне осторожный характер. С обязательной ссылкой на Заключительный акт подписывались многие двусторонние договоры и соглашения между европейскими государствами, создавались двусторонние комиссии по сотрудничеству, стали проводиться общеевропейские совещания экспертов по разным направлениям. В Советском Союзе были приняты некоторые меры и нормативные акты по облегчению пребывания иностранцев, работе иностранных журналистов и т.д. Подписанный документ “не стер глубокие подозрения, существовавшие в отношениях между европейскими государствами, но предоставил новые механизмы для их преодоления”. Главным недостатком документа стало то, что он был всего лишь политическим обязательством и не предусматривал механизма принуждения для тех, кто его не выполнял или нарушал.

     В крайне неблагоприятных условиях, когда  идеологическая дуэль двух сверхдержав  – СССР и США – поставила под сомнение целесообразность существования самой системы СБСЕ, состоялась Белградская конференция представителей государств-участников Совещания, прошедшая относительно в сжатые сроки – с октября 1977 по март 1978 года. В итоговом документе встречи представители государств-участниц в декларативной форме заявили о придании большого значения “разрядке, продолжающейся после принятия Заключительного акта, несмотря на встречавшиеся трудности и препятствия, “подчеркнули политическое значение Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе и подтвердили решимость своих правительств выполнять все положения Заключительного акта”. В то же время не было достигнуто согласия ни относительно оценки результатов процесса СБСЕ, ни относительно предложений о его дальнейшем развитии. Тем не менее, участники встречи договорились о созыве в 1980 году очередной встречи и, тем самым, о продолжении многостороннего процесса, а также о трех встречах экспертов: в Монтре для рассмотрения и разработки общеприемлемого метода мирного урегулирования споров, в Бонне для подготовки научного форума и в Валлетте – по Средиземноморью. В целом оценки белградской встречи колебались от констатации ее провала до признания того, что на ней удалось добиться хоть и небольшого, но позитивного результата.

     Мадридская  конференция представителей государств-участников СБСЕ проходила с ноября 1980 по сентябрь 1983 года. Она считается самой конфронтационной за всю историю Хельсинкского процесса. Вторжение войск Советского Союза в Афганистан, введение военного положения в Польше, история с южнокорейским “Боингом”, сбитым над нашим Дальним Востоком, значительно осложнили отношения по линии Восток-Запад. В то же время резко ухудшилось состояние советско-американских отношений в связи с размещением США ракет в Европе, призывами администрации Р. Рейгана к “крестовому походу” против советской “империи зла”. Все это накаляло атмосферу в залах СБСЕ, ставило под вопрос возможность сохранения дела Хельсинки.

     Новые позитивные тенденции в развитии международных отношений отчетливо  проявились на Венской встрече представителей государств - участников СБСЕ проходившей с 1986 по 1989 год. В итоговом документе Венской встречи государства-участники констатировали “благоприятное развитие международной обстановки с момента завершения Мадридской встречи” и подтвердили “приверженность продолжению процесса СБСЕ”. Впервые в истории СБСЕ удалось одновременно достичь прогресса по всем трем корзинам хельсинкского процесса: военно-политической, экономической и гуманитарной.

     В рамках первой корзины государства-участники  пришли к уникальной договоренности. Суть ее состояла в том, чтобы параллельно вести переговоры по двум взаимосвязанным темам: 1) мерам укрепления доверия и безопасности; 2) сокращению обычных вооружений в Европе. Первый переговорный механизм – по мерам укрепления доверия и безопасности – должен был функционировать в соответствии с мадридским мандатом, согласованным на Мадридской встрече государств-участников СБСЕ. В переговорах должны были принимать участие все 35 стран-участников СБСЕ. Отсюда их название – “переговоры тридцати пяти”. Второй переговорный механизм – по сокращению обычных вооруженных сил в Европе – был создан на Венской встрече в соответствии с новым венским мандатом. Согласно этому мандату переговоры по обычным вооруженным силам в Европе должны были вести не все 35, а только 23 государства-участника СБСЕ: 16 стран НАТО и 7 стран ОВД. Они получили название “переговоры двадцати трех”. Главная цель переговоров по сокращению вооружений заключалась в достижении стабильного и безопасного баланса обычных вооруженных сил двух блоков на более низких уровнях. При этом главным приоритетом объявлялась немыслимая по меркам холодной войны цель в отношениях между двумя блоками: ликвидация потенциала, необходимого для осуществления внезапного крупномасштабного нападения. При этом венский мандат не предусматривал включения в предмет переговоров ядерного оружия, военно-морских сил и химического оружия. Однако без такого рода компромиссов достижение договоренности вряд ли было бы возможно.

     По  второй корзине – экономическое  сотрудничество – было принято решение  о проведении в Бонне в 1990 году специальной Конференции по экономическому сотрудничеству в Европе. При этом в Итоговом документе Венской  встречи в общем плане была поставлена важная проблема активизации экономического сотрудничества в Европе. Подчеркивалась важность курса “на поощрение структурной адаптации, стимулирование роста национальной экономики и создание в области международных экономических отношений климата, способствующего развитию”.

     Одним из главных достижений Венской конференции можно считать

появление в Хельсинкском процессе практически  нового направления – “человеческого измерения”. Государства-участники  договорились о созыве “Конференции по человеческому измерению” для достижения дальнейшего прогресса в отношении уважения всех прав человека и основных свобод. Было намечено проведение трех Совещаний Конференции: в Париже в 1989 году, в Копенгагене в 1990 году и в Москве в 1991 году. Немаловажную роль в согласовании концепции человеческого измерения СБСЕ сыграло обязательство всех государств-участников СБСЕ соблюдать принцип примата международного права. В итоговом документе Венской встречи этот термин не употребляется, однако зафиксировано обязательство “гармонизировать” положения их национальных законодательств с их обязательствами по международному праву и в рамках СБСЕ. Такая формулировка давала возможность продолжения диалога в этой области в будущем. Таким образом, к началу девяностых годов у СБСЕ был детально разработанный комплекс механизмов, предназначенных для стимулирования обязательств в области человеческого измерения и контроля над их выполнением.

     В целом, к концу восьмидесятых  годов было достигнуто взаимопонимание  представителями Востока и Запада по целому ряду дискуссионных проблем, служивших ранее поводом для ожесточенных дебатов. Главной целью межгосударственного сотрудничества на этом этапе стала активизация общеевропейского сотрудничества в различных областях на взаимовыгодной основе.

     На  рубеже 80-х и 90-х годов в Европе произошли фундаментальные политические изменения, созрели предпосылки для преодоления холодной войны. Смена политических режимов в странах Центральной и Восточной Европы в 1989–1990 гг. и объединение Германии, роспуск Организации Варшавского Договора и распад Советского Союза в 1991 году привели к исчезновению биполярной системы мира. Ввиду изменения политической расстановки сил в мире перед европейскими правительствами встала задача формирования структур, призванных заполнить возникший в Восточной Европе вакуум в сфере безопасности и способствовать стабилизации на европейском континенте. Высказывались различные предложения о том, как лучше достичь этой цели[9, с. 85].

     В конце восьмидесятых годов Советский  Союз выдвинул проект “общеевропейского дома”, суть которого сводилась к установлению в Европе “межгосударственных отношений нового типа, основанных на всестороннем сотрудничестве”. “Перестройка”, изменение политического мышления в СССР подготавливали почву для устранения идеологической и военно-политической конфронтации, характерной для эпохи холодной войны. Тогда же становится популярной идея о превращении СБСЕ в своего рода “европейскую ООН”, о формировании действенной системы неконфронтационной безопасности для всей Европы без разделительных линий.

     Подписание 21 ноября 1990 года в Париже Хартии для  новой Европы поставило точку  в холодной войне и положило начало превращению СБСЕ из форума для переговоров  и диалога в активно функционирующую  структуру. В документе были обозначены три цели, на достижение которых должна работать ОБСЕ:

     - твердая приверженность демократии, основанной на правах человека и основных свободах;

     - процветание через экономическую свободу и социальную справедливость;

     - равная безопасность для всех стран на пространстве Организации.

     В Парижской хартии особо подчеркивалось, что “эра конфронтации и раскола  Европы закончилась”, поэтому отношения  между государствами “будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве”.

     Главы государств и правительств подтвердили  также приверженность принципам европейской безопасности, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, и наметили новые ориентиры в построении системы безопасности в Европе. Признавая необходимость “нового качества политического диалога и сотрудничества” между государствами-участниками в деле обеспечения “уважения прав человека, демократии и верховенства закона по укреплению мира и содействию единству в Европе”, участники саммита приняли решение об институционализации СБСЕ. Это нашло соответствующее отражение в Хартии.

     Создавался  трехступенчатый механизм политических консультаций:

     1. Встречи глав государств и  правительств государств-участников, проводимые регулярно раз в  два года. На саммитах должны  обсуждаться основные региональные  и глобальные проблемы, определяться принципиальные направления деятельности СБСЕ, приниматься основные документы Совещания;

     2. Совет министров иностранных  дел (СМИД) – центральный форум  для политических консультаций  в рамках процесса СБСЕ. “Совет  будет рассматривать вопросы, имеющие отношение к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, и принимать соответствующие решения”;

     3. Комитет старших должностных  лиц (КСДЛ), в функции которого  входит подготовка заседаний  Совета, выполнение его решений,  а также обзор текущих вопросов[2, с. 93].

     Кроме этого были созданы Секретариат (в Праге), Центр по предотвращению конфликтов (в Вене) для оказания Совету содействия в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов и Бюро по свободным выборам для  содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Информация о работе Роль и место организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в международных отношениях