Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение роли и места ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности на рубеже XX-XXI веков. Всестороннее исследование данного вопроса даст возможность определить, какое место Организация может занять в новой формирующейся архитектуре европейской безопасности.
В задачи данной работы входит путем раскрытия вопросов исторического развития, структуры и функционального значения ОБСЕ сравнить особенности влияния этой организации на международные отношения в разрезе времени.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.................................................................................................6
1.1. История создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………..6
1.2. Структура Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………18
1.3. Функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………21
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................................................................................................23
2.1. Проблемы деятельности ОБСЕ на современном этапе………………………………………………………………………………...23
2.2. Проблема статуса Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29
Подписание в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе закрепило политические и территориальные итоги второй мировой войны, открыло новый этап послевоенной истории Европы, стало важным шагом на пути формирования системы общеевропейской безопасности, явилось ответом на ситуацию, сложившуюся в результате достижения Востоком и Западом ядерного равновесия. Если в “третьем мире” вооруженные конфликты еще могли сохранять ограниченный и локальный характер, то в Европе, разделенной тогда “железным занавесом” на враждебные военные блоки, “любая крупномасштабная проба сил грозила привести человечество к коллективному самоубийству”. Отсюда – решение европейских государств, а также США и Канады совместно сформулировать правила своего поведения на континенте.
Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов (так
называемый
“хельсинкский декалог”), имеющих
первостепенную важность, которые государства-участники
обязались “уважать и применять
в отношениях каждого из них со
всеми другими государствами-
Десять хельсинкских принципов, принятых в период еще фактически не закончившейся “холодной войны”, имели исключительную ценность, так как не просто пересказывали и развивали основные положения Устава ООН, а в достаточной мере отражали подходы государств-участников к принципам мирного сосуществования на европейском континенте.
В Заключительном акте закреплены рабочие области СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений. Первоначально они получили название хельсинкских “корзин”, а в настоящее время именуются “измерениями”. К первой корзине – военно-политическому измерению – относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая корзина – экономико-экологическое измерение – охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей корзине – человеческому измерению – относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека[1, с. 43-47].
Таким образом, Заключительный акт, став компромиссом в условиях противостояния между Востоком и Западом, заложил основы долгосрочного сотрудничества между государствами двух блоков, хотя в тот период оно носило крайне осторожный характер. С обязательной ссылкой на Заключительный акт подписывались многие двусторонние договоры и соглашения между европейскими государствами, создавались двусторонние комиссии по сотрудничеству, стали проводиться общеевропейские совещания экспертов по разным направлениям. В Советском Союзе были приняты некоторые меры и нормативные акты по облегчению пребывания иностранцев, работе иностранных журналистов и т.д. Подписанный документ “не стер глубокие подозрения, существовавшие в отношениях между европейскими государствами, но предоставил новые механизмы для их преодоления”. Главным недостатком документа стало то, что он был всего лишь политическим обязательством и не предусматривал механизма принуждения для тех, кто его не выполнял или нарушал.
В крайне неблагоприятных условиях, когда идеологическая дуэль двух сверхдержав – СССР и США – поставила под сомнение целесообразность существования самой системы СБСЕ, состоялась Белградская конференция представителей государств-участников Совещания, прошедшая относительно в сжатые сроки – с октября 1977 по март 1978 года. В итоговом документе встречи представители государств-участниц в декларативной форме заявили о придании большого значения “разрядке, продолжающейся после принятия Заключительного акта, несмотря на встречавшиеся трудности и препятствия, “подчеркнули политическое значение Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе и подтвердили решимость своих правительств выполнять все положения Заключительного акта”. В то же время не было достигнуто согласия ни относительно оценки результатов процесса СБСЕ, ни относительно предложений о его дальнейшем развитии. Тем не менее, участники встречи договорились о созыве в 1980 году очередной встречи и, тем самым, о продолжении многостороннего процесса, а также о трех встречах экспертов: в Монтре для рассмотрения и разработки общеприемлемого метода мирного урегулирования споров, в Бонне для подготовки научного форума и в Валлетте – по Средиземноморью. В целом оценки белградской встречи колебались от констатации ее провала до признания того, что на ней удалось добиться хоть и небольшого, но позитивного результата.
Мадридская конференция представителей государств-участников СБСЕ проходила с ноября 1980 по сентябрь 1983 года. Она считается самой конфронтационной за всю историю Хельсинкского процесса. Вторжение войск Советского Союза в Афганистан, введение военного положения в Польше, история с южнокорейским “Боингом”, сбитым над нашим Дальним Востоком, значительно осложнили отношения по линии Восток-Запад. В то же время резко ухудшилось состояние советско-американских отношений в связи с размещением США ракет в Европе, призывами администрации Р. Рейгана к “крестовому походу” против советской “империи зла”. Все это накаляло атмосферу в залах СБСЕ, ставило под вопрос возможность сохранения дела Хельсинки.
Новые
позитивные тенденции в развитии
международных отношений
В рамках первой корзины государства-участники пришли к уникальной договоренности. Суть ее состояла в том, чтобы параллельно вести переговоры по двум взаимосвязанным темам: 1) мерам укрепления доверия и безопасности; 2) сокращению обычных вооружений в Европе. Первый переговорный механизм – по мерам укрепления доверия и безопасности – должен был функционировать в соответствии с мадридским мандатом, согласованным на Мадридской встрече государств-участников СБСЕ. В переговорах должны были принимать участие все 35 стран-участников СБСЕ. Отсюда их название – “переговоры тридцати пяти”. Второй переговорный механизм – по сокращению обычных вооруженных сил в Европе – был создан на Венской встрече в соответствии с новым венским мандатом. Согласно этому мандату переговоры по обычным вооруженным силам в Европе должны были вести не все 35, а только 23 государства-участника СБСЕ: 16 стран НАТО и 7 стран ОВД. Они получили название “переговоры двадцати трех”. Главная цель переговоров по сокращению вооружений заключалась в достижении стабильного и безопасного баланса обычных вооруженных сил двух блоков на более низких уровнях. При этом главным приоритетом объявлялась немыслимая по меркам холодной войны цель в отношениях между двумя блоками: ликвидация потенциала, необходимого для осуществления внезапного крупномасштабного нападения. При этом венский мандат не предусматривал включения в предмет переговоров ядерного оружия, военно-морских сил и химического оружия. Однако без такого рода компромиссов достижение договоренности вряд ли было бы возможно.
По второй корзине – экономическое сотрудничество – было принято решение о проведении в Бонне в 1990 году специальной Конференции по экономическому сотрудничеству в Европе. При этом в Итоговом документе Венской встречи в общем плане была поставлена важная проблема активизации экономического сотрудничества в Европе. Подчеркивалась важность курса “на поощрение структурной адаптации, стимулирование роста национальной экономики и создание в области международных экономических отношений климата, способствующего развитию”.
Одним из главных достижений Венской конференции можно считать
появление в Хельсинкском процессе практически нового направления – “человеческого измерения”. Государства-участники договорились о созыве “Конференции по человеческому измерению” для достижения дальнейшего прогресса в отношении уважения всех прав человека и основных свобод. Было намечено проведение трех Совещаний Конференции: в Париже в 1989 году, в Копенгагене в 1990 году и в Москве в 1991 году. Немаловажную роль в согласовании концепции человеческого измерения СБСЕ сыграло обязательство всех государств-участников СБСЕ соблюдать принцип примата международного права. В итоговом документе Венской встречи этот термин не употребляется, однако зафиксировано обязательство “гармонизировать” положения их национальных законодательств с их обязательствами по международному праву и в рамках СБСЕ. Такая формулировка давала возможность продолжения диалога в этой области в будущем. Таким образом, к началу девяностых годов у СБСЕ был детально разработанный комплекс механизмов, предназначенных для стимулирования обязательств в области человеческого измерения и контроля над их выполнением.
В
целом, к концу восьмидесятых
годов было достигнуто взаимопонимание
представителями Востока и
На рубеже 80-х и 90-х годов в Европе произошли фундаментальные политические изменения, созрели предпосылки для преодоления холодной войны. Смена политических режимов в странах Центральной и Восточной Европы в 1989–1990 гг. и объединение Германии, роспуск Организации Варшавского Договора и распад Советского Союза в 1991 году привели к исчезновению биполярной системы мира. Ввиду изменения политической расстановки сил в мире перед европейскими правительствами встала задача формирования структур, призванных заполнить возникший в Восточной Европе вакуум в сфере безопасности и способствовать стабилизации на европейском континенте. Высказывались различные предложения о том, как лучше достичь этой цели[9, с. 85].
В
конце восьмидесятых годов
Подписание
21 ноября 1990 года в Париже Хартии для
новой Европы поставило точку
в холодной войне и положило начало
превращению СБСЕ из форума для переговоров
и диалога в активно
- твердая приверженность демократии, основанной на правах человека и основных свободах;
- процветание через экономическую свободу и социальную справедливость;
- равная безопасность для всех стран на пространстве Организации.
В Парижской хартии особо подчеркивалось, что “эра конфронтации и раскола Европы закончилась”, поэтому отношения между государствами “будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве”.
Главы государств и правительств подтвердили также приверженность принципам европейской безопасности, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, и наметили новые ориентиры в построении системы безопасности в Европе. Признавая необходимость “нового качества политического диалога и сотрудничества” между государствами-участниками в деле обеспечения “уважения прав человека, демократии и верховенства закона по укреплению мира и содействию единству в Европе”, участники саммита приняли решение об институционализации СБСЕ. Это нашло соответствующее отражение в Хартии.
Создавался трехступенчатый механизм политических консультаций:
1.
Встречи глав государств и
правительств государств-
2. Совет министров иностранных дел (СМИД) – центральный форум для политических консультаций в рамках процесса СБСЕ. “Совет будет рассматривать вопросы, имеющие отношение к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, и принимать соответствующие решения”;
3. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), в функции которого входит подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, а также обзор текущих вопросов[2, с. 93].
Кроме
этого были созданы Секретариат
(в Праге), Центр по предотвращению
конфликтов (в Вене) для оказания
Совету содействия в деле уменьшения
опасности возникновения