Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение роли и места ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности на рубеже XX-XXI веков. Всестороннее исследование данного вопроса даст возможность определить, какое место Организация может занять в новой формирующейся архитектуре европейской безопасности.
В задачи данной работы входит путем раскрытия вопросов исторического развития, структуры и функционального значения ОБСЕ сравнить особенности влияния этой организации на международные отношения в разрезе времени.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.................................................................................................6
1.1. История создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………..6
1.2. Структура Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………18
1.3. Функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………21
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................................................................................................23
2.1. Проблемы деятельности ОБСЕ на современном этапе………………………………………………………………………………...23
2.2. Проблема статуса Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29
- Хельсинский саммит (1975), завершившийся подписанием Заключительного Акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ;
- Парижский саммит (1990), увенчавшийся подписанием Хартии для
новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы;
- Будапештский саммит (1994) завершился рядом институциональных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т. д.;
- Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье[9, с. 93].
Совет министров иностранных дел. Своеобразным «заменителем» саммитов является Совет министров иностранных дел (СМИД), обычно собирающийся в те годы, когда нет Встреч на высшем уровне. СМИД также выбирает Генерального секретаря ОБСЕ на трехгодичный срок. Его основная функция заключается в организационной поддержке Действующего председателя. Канцелярия генерального секретаря осуществляет операционную поддержку ОБСЕ под непосредственным руководством генсека. Полномочия секретариата включают в себя: поддержку миссий и проектов ОБСЕ; осуществление контактов с международными правительственными и неправительственными организациями; координацию политики ОБСЕ в сфере экономики и защиты окружающей среды. Отдел прессы и информации, административные, финансовые службы, равно как и службы по подбору персонала, организации конференций и по информационным технологиям также находятся в ведении Секретариата.
На практике ОБСЕ руководит Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ. Парламентская Ассамблея ОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человека является, по сути, основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ. Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь, Представитель по вопросам свободы СМИ отслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение было вынесено в 2002 Туркменистану.
В рамках структур ОБСЕ, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, следует обратить внимание на бюро Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (Гаага). Это подразделение занимается ранним предупреждением этнических конфликтов, ставящих под угрозу стабильность, мир на континенте и дружественные отношения между государствами-участниками СБСЕ.
Особое
место в организационной
В 2003 бюджет ОБСЕ составил 185,7 млн. евро и в основном состоит из членских взносов государств-участников. Около 84 процентов всех средств расходуется на военные миссии и проекты, осуществляемые Организацией на местах.
Непосредственно
в центральном аппарате ОБСЕ работает
около 370 сотрудников, а в различного
рода миссиях и проектах этой организации
– более 1000 международных сотрудников
и 2000 граждан тех стран, на чьей территории
осуществляются данные миссии.
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- контроль над распространением вооружений (Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1999 г.);
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности (Венский документ 1999 г.);
2. «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- экономическая и экологическая безопасность (Экономический форум 1992 г. и Координатор ОБСЕ).
3. «Третья корзина», или человеческое измерение (Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) 1992 г.):
- защита прав человека («Берлинский механизм» 1991 г.);
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;[2, с. 102]
ОБСЕ является региональным форумом для проведения диалога, переговоров и сотрудничества, на котором ведется обсуждение широкого круга вопросов и в задачи которого входит:
- консолидация общих ценностей, построение гражданского общества, защита прав человека;
- содействие улучшению отношений между европейскими государствами;
- предотвращение локальных конфликтов и мирное разрешение споров, урегулирование кризисов, проведение переговоров по контролю над вооружениями;
- превентивная дипломатия, устранение реальных и предполагаемых угроз безопасности и предотвращение возникновения новых линий размежевания путем содействия созданию системы безопасности, основанной
на сотрудничестве;
- содействие экономическому и социальному прогрессу в странах-участницах.
Демократический характер деятельности ОБСЕ обеспечивается наличием двух основных принципов:
- государства участвуют в работе организации на условиях суверенности и полного равенства;
- решения принимаются на основе консенсуса. Все основные решения в рамках ОБСЕ принимаются на основе консенсуса. На Пражской встрече СМИД (1992 год) было решено использовать формулу "консенсус минус один", в случае явного нарушения государством взятых на себя обязательств. В подобной ситуации действия могут предприниматься без согласия соответствующего государства. В 1992 году был также принят принцип "консенсус минус два" при процедуре директивного примирения. Кроме того ряд институтов ОБСЕ, в том числе Действующий председатель, имеют право принимать оперативные действия без соблюдения правила консенсуса.
Механизмы
и инструменты мирного
Глава
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
За последние 30 лет ландшафт европейской безопасности находится в центре исторического процесса преобразований. Ряд неразрешенных конфликтов между государствами-участниками и необходимость предпринимать меры в отношении новых транснациональных угроз привели к серьезному адаптационному моменту. Вместо того чтобы представлять собой единую семью, объединенную общими целями, ценностями, ОБСЕ сейчас расколота на различные «эксклюзивные клубы», преследующие собственные политические цели и интересы. Вследствие этого в ее деятельности появились вопиющие дисбалансы, которые лишают ОБСЕ индивидуальности.
ОБСЕ, поддерживая стабильность и сотрудничество на европейском пространстве, все же оказалась в стороне от решения действительно актуальных и важных проблем безопасности, что привело к постановке вопроса о пересмотре ее политической повестки дня, о совершенствовании ее институтов и существенном укреплении ее в качестве международной организации.
К концу истекшего столетия возник и теперь расширяется целый «букет сомнений» относительно соответствия ОБСЕ требованиям времени, ее эффективности и стратегической ориентации, спровоцированный как ошибками и слабостями самих государств-участников Организации, так и имеющими независимое происхождение. Главные проблемы, стоящие перед ОБСЕ, сводятся к следующим: во-первых, в деятельности ОБСЕ появляется и укореняется функциональный перекос. В первую очередь речь идет о чрезмерном увеличении гуманитарно-правозащитной составляющей в ущерб двум другим исключительно важным «корзинам» – военно-политической и экономической.
Во-вторых, «прижился» географический дисбаланс. Становится все заметнее, что основные усилия ОБСЕ фокусируются на двух регионах – постсоветском и постюгославском. Именно там сосредоточены различного рода
«миссии», «группы», «информационные центры», «офисы» и другое.
В-третьих, НАТО и ЕС опережают ОБСЕ в военном и экономическом содействии по вопросам безопасности. Однако ОБСЕ обладает наиболее прогрессивным в международном масштабе инструментом для того, чтобы выявить основы нестабильности в Европе (долгосрочные миссии ОБСЕ на местах и институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств). Пока этот инструмент показал свою несостоятельность.
В-четвертых, в зоне действия ОБСЕ недостает условий для формирования эффективного сообщества безопасности. Она охватывает демократические и авторитарные государства и простирается от современных, богатых западноевропейских и североамериканских обществ до бедных, традиционных обществ Центральной Азии. В этой зоне отсутствует гомогенность, общие ценности, взаимная эмпатия и многосторонние, интенсивные контакты, чего требует сообщество безопасности.
В-пятых, несмотря на существующий прогресс в реализации многих политических документов ОБСЕ, принятых как в ХХ, так и ХХI вв., серьезную озабоченность продолжает вызывать невыполнение государствами-участниками многих решений Организации во всех измерениях ее деятельности, что влечет за собой соответствующие последствия (затягивание США и их союзниками по НАТО ратификации Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) увязывание этого с выполнением российской стороной, так называемых стамбульских обязательств).
В чем причины такой печальной эволюции? Их несколько и одна из них заключается в отходе от духа буквы Хельсинского заключительного акта. Другая причина в незавершенности институционального строительства, процесса превращения ОБСЕ в полноценную организацию. Без этого она обречена на ущербность по сравнению с другими международными структурами, действующими на европейском, евроатлантическом и евроазиатском пространствах.