Роль и место организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение роли и места ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности на рубеже XX-XXI веков. Всестороннее исследование данного вопроса даст возможность определить, какое место Организация может занять в новой формирующейся архитектуре европейской безопасности.
В задачи данной работы входит путем раскрытия вопросов исторического развития, структуры и функционального значения ОБСЕ сравнить особенности влияния этой организации на международные отношения в разрезе времени.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.................................................................................................6
1.1. История создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………..6
1.2. Структура Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………18
1.3. Функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе………………………………………………………………………………21
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................................................................................................23
2.1. Проблемы деятельности ОБСЕ на современном этапе………………………………………………………………………………...23
2.2. Проблема статуса Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29

Файлы: 3 файла

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая международное право.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Структурная схема Совещания, намеченная в Хартии, дала возможность оперативнее реагировать  на вызовы европейской безопасности, а постоянно действующие органы создавали организационную основу для будущей системы безопасности в Европе.

     В документе была отражена деятельность СБСЕ по трем измерениям.

     Парижская хартия для новой Европы заложила необходимые предпосылки для  создания в рамках Совещания организационных  структур, способных решать задачи по самому широкому спектру общеевропейского сотрудничества, связанные с предотвращением и мирным урегулированием конфликтов. Однако эти структуры первоначально являлись скорее символами перемен в процессе СБСЕ, нежели реально действовавшими институтами. Хартия стала первым многосторонним документом, где подводились итоги холодной войны, и провозглашалось начало новой эры в отношениях между Востоком и Западом на европейском континенте.

     Новые реалии требовали адекватного изменения  деятельности СБСЕ. В связи с этим начался процесс структурной трансформации в рамках Совещания. По словам премьер министра Люксембурга, “процесс институционализации важен для ОБСЕ также как и для любой международной организации”. Так, в соответствии с парижскими договоренностями, в апреле 1991 года в Мадриде был учрежден совещательный и консультативный орган – Парламентская Ассамблея (ПА), решения которой не имеют обязательного характера для государств-участников.

     На  заседании Совета министров иностранных  дел СБСЕ в Праге в январе 1992 года было принято решение расширить полномочия Комитета старших должностных лиц, наделив его правом принимать соответствующие решения в период между заседаниями Совета министров иностранных дел, и повысить его активность с помощью проведения регулярных заседаний и делегирования его полномочий другим органам СБСЕ или учреждаемым временным органам государств-участников.

     На  Хельсинском саммите 1992 года была достигнута договоренность о

том, что  “встречи в рамках дальнейших шагов”, созываемые после Хельсинки 1975 года, будут проводиться перед саммитами. В Будапештском документе 1994 года данные встречи получили название – Конференции по обзору, а в 1996 году были переименованы в Совещания по обзору, главной функцией которых стало рассмотрение выполнения ранее принятых обязательств.

     В соответствии с решениями Хельсинкской встречи на высшем уровне 1992 года был  учрежден Форум СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), в  функции которого, входит проведение ежегодных переговоров и консультаций о “мерах укрепления безопасности и стабильности в Европе”, по контролю над вооружением и разоружением.

     Тогда же был утвержден пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, который должен “обеспечивать  по возможности на самом раннем этапе  “раннее предупреждение” и, в соответствующих случаях, “срочные действия” в отношении напряженных ситуаций, которые связаны с проблемами национальных меньшинств и которые потенциально способны перерасти в конфликт в регионе СБСЕ, затрагивающий мир, стабильность или отношения между государствами-участниками”.

     На  саммите в Хельсинки 1992 года был  утвержден пост Действующего Председателя (ДП) СБСЕ, отвечающего за координацию  и консультации по вопросам текущей  деятельности Совещания. При осуществлении  своих функций ДП “может опираться  на помощь предшествующего и последующего председателей, действующих совместно с ним в составе Тройки”. В том же 1992 году Совет министров постановил расширить функции Бюро по сводным выборам, созданного в 1990 году в соответствии с Парижской хартией, и преобразовать его в Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).

     На  Стокгольмской встрече СМИД (14-15 декабря 1992 года) был учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ, положено начало работе венской группы  Комитета  старших должностных   лиц,   в  рамках   которой   шло

обсуждение  текущих вопросов деятельности СБСЕ.

     На  Римской встрече Совета министров 1993 года было принято решение об учреждении Постоянного комитета для  решения повседневных оперативных  задач СБСЕ. Согласно Будапештскому  документу 1994 года, Постоянный комитет был переименован в Постоянный совет (ПС), который, должен “на регулярной основе заниматься проведением политических консультаций и принятием решений. Он также может созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В состав Совета будут входить постоянные представители государств участников, а его заседания будут проводиться в Вене”.

     На  Будапештской встрече на высшем уровне (декабрь 1994 года) заявленные в Хельсинки новации практически не получили дальнейшего развития. Вместо этого государства - участники СБСЕ начали обсуждение вопроса о том, какой должна быть модель безопасности в XXI в. Предполагалось, что создание такой модели должно предшествовать трансформации СБСЕ в организацию, контуры которой были намечены в Хельсинки. Государства-участники выразили озабоченность тем, что в регионе СБСЕ продолжаются вспышки военных действий, случаи нарушения прав человека, дискриминация в отношении национальных меньшинств. Признав необходимость решительных действий в связи с широкомасштабным несоблюдением принципов и обязательств, принятых в рамках СБСЕ, они декларировали, что СБСЕ является одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе. Хотя в тексте Декларации Будапештской встречи было отражено стремление государств-участников систематизировать и перевести на более практическую основу сотрудничество с европейскими и другими региональными и трансатлантическими организациями и институтами, первые реальные шаги в этом отношении были сделаны только три года спустя на заседании СМИД ОБСЕ в Копенгагене.

     На  саммите был утвержден “Кодекс  поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности”, в котором  излагались принципы, определяющие роль вооруженных сил в демократическом обществе. Наконец, государства-участники признали, что резкое возрастание роли СБСЕ в формировании общего пространства безопасности в Европе позволяет переименовать СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что, впрочем, не изменяет ни характера обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов.

     Обсуждение модели  безопасности   для XXI в. продолжалось   и  на

Лиссабонском  саммите ОБСЕ (декабрь 1996 года). Лиссабонская декларация 1996 года о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI в. подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и стабильности. В документе указывалось, что целью работы над моделью безопасности является внесение вклада в создание пространства общей и неделимой безопасности и оказание позитивного воздействия на безопасность всех государств-участников путем усиления ОБСЕ и, тем самым, – утверждения ее ключевой роли как единственной общеевропейской организации безопасности в обеспечении европейского мира и стабильности. Лиссабонская встреча подтвердила центральную роль ОБСЕ в формировании единого поля европейской безопасности, а также необходимость обновления концептуальной базы общеевропейского процесса, придания ей правового характера.

     Итог  дискуссии о модели безопасности для Европы XXI в. был подведен на Стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 года Лидеры многих государств-участников Организации, собравшиеся на саммит, назвали его “последней великой встречей этого столетия, на которой можно достичь согласия по важным документам, способным укрепить безопасность и стабильность в регионе ОБСЕ в предстоящие годы”.

     Подписание 19 ноября 1999 года на саммите ОБСЕ в  Стамбуле главами государств и правительств 54 стран-членов ОБСЕ (исключая СРЮ) Хартии европейской безопасности стало  рубежным событием в жизни Европы.

     Главные новые элементы, содержащиеся в ней, представляют собой новые шаги, средства и механизмы, увеличивающие роль ОБСЕ как ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления; при этом в Хартии не прослеживается стремление снова определять новые принципы или давать новую интерпретацию старым принципам.

     Главы государств и правительств стран-участниц ОБСЕ заявили о “своей твердой приверженности делу формирования свободного, демократического и более единого региона ОБСЕ, где государства-участники сосуществуют в мире друг с другом, а люди и сообщества живут в условиях свободы, процветания и безопасности”.

     В 2000 году прошла встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи — министерскую декларацию.

     В результате встречи СМИД в Бухаресте в 2001 году были приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия)[9, с. 94].

     В 2002 году прошла Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.

     В ходе встречи СМИД в Маастрихте в 2003 году были утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля над распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

     В 2004 году на заседании Постоянного совета ОБСЕ Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.

     Заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) в 2005 году завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль над ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща[9, с. 95].

     26 октября 2007 — Россия, Армения,  Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан  и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.

     В 2009 году парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О   воссоединении   разделённой   Европы:   Поощрение прав   человека   и

гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке».

     По  итогам саммита стран-членов ОБСЕ в  Астане, который прошел 1-2 декабря 2010 года, была подписана декларация. В форуме, который проводился впервые за 11 лет, участвовали 75 делегаций[11, с. 1-2].

     В 2011 году Литва, выступающая  в качестве председателя ОБСЕ, намерена добиться подвижек в решении затяжных конфликтов, развитии демократических процессов на пространстве ОБСЕ и защите от киберугроз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Структура Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
 

     Постоянный  Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом  ОБСЕ. Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Как и Совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности собирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В особенности это касается Мер в области доверия и безопасности. Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц.

     Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ –  это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования СБСЕ/ОБСЕ было проведено 7 саммитов. Самыми значимыми были:

Информация о работе Роль и место организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в международных отношениях